N 88-64/2019
11 декабря 2019 г. |
город Новосибирск |
Кассационный военный суд в составе:
председательствующего - Иванова В.В, судей Шпакова С.П. и Яковлева И.А, при секретаре Ключник И.С, рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя истца - Шарова А. А. на решение Московского гарнизонного военного суда от 26 июня 2019 г. и апелляционное определение Московского окружного военного суда от 5 сентября 2019 г. по гражданскому делу N2-394/2019 по иску ФКУ "Войсковая часть 1" к военнослужащему войсковой части 2 "звание" Карапетяну Артёму Владимировичу о взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Шпакова С.П, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения представителей истца - Шарова А.А. и Синькова Д.Н. в объеме кассационной жалобы, а также ответчика Карапетяна А.В, считающего поданную жалобу несостоятельной, Кассационный военный суд
установил:
ФКУ "Войсковая часть 1" обратилась с иском о взыскании с Карапетяна денежных средств в размере 397 240 руб. 36 коп, выплаченных ему в качестве компенсации за наем жилого помещения за период с 1 мая 2017 г. по 31 марта 2018 г.
Истец посчитал необоснованной данную выплату по причине отказа военнослужащего от распределенной ему 7 апреля 2017 года для постоянного проживания квартиры в городе Москве.
Решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 22 октября 2019 г, представитель истца Шаров выражает несогласие с принятыми судебными постановлениями, полагает их вынесенными с существенными нарушениями норм материального права при неверном толковании судами норм Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее по тексту - Закон), определяющих право военнослужащих на получение компенсации за наем жилого помещения.
По его мнению, денежная компенсация за наем жилья не может выплачивается военнослужащим, которые отказались от предоставленного жилого помещения для постоянного проживания по месту службы по установленным нормам.
Поскольку Карапетяну и членам его семьи было предложена квартира для постоянного проживания по месту прохождения военной службы, а он от неё отказался, он не имеет право на получение компенсации за наем жилья.
При этом автор жалобы считает, что ответчик злоупотребил своим правом быть обеспеченным жилым помещением во время военной службы, необоснованно отказавшись от предоставленной квартиры, а также скрыв факт распределения жилого помещения, от истца.
Кассационный военный суд, проверив материалы дела и обоснованность доводов поданной жалобы, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Кроме того, в любом случае судебные постановления подлежат безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 4 данной статьи.
Таких оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений суд кассационной инстанции не находит.
Доводы в обоснование кассационной жалобы, на которых настаивает представитель истца, были в полном объеме проверены судом апелляционной инстанции. На них в апелляционном определении даны правильные и мотивированные ответы. Выводы суда апелляционной инстанции и гарнизонного военного суда основаны на установленных обстоятельствах дела.
При этом суды, руководствуясь требованиями Закона и другими нормативными актами, регулирующими жилищные права военнослужащих, обоснованно пришли к выводу о несостоятельности требований истца.
Как установлено судами, Карапетян в оспариваемый период с 1 мая 2017 года по 31 марта 2018 г. осуществлял наем жилого помещения по месту военной службы, поскольку ему не было представлено служебное жилое помещение.
При этом он не имел жилья и относился к военнослужащим, которые на весь срок военной службы обеспечиваются служебным жилым помещением.
Наличие таких условий являлось основанием для выплаты военнослужащему соответствующей компенсации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, до получения жилых помещений по нормам предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Факт распределения административному истцу 7 апреля 2017 г. жилого помещения по договору социального найма в городе Москве, от получения которого он отказался, не являлся препятствием для осуществления выплаты военнослужащему компенсации за наем жилья до получения жилищной субсидии.
В соответствии с пунктом 8 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303, выплата денежной компенсации прекращается на основании приказа командира воинской части (начальника организации) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащие или члены семей погибших (умерших) военнослужащих утратили основания для получения денежной компенсации, в том числе по причине предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение о предоставлении Карапетяну жилищной субсидии принято 23 июня 2017 г. заместителем руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Такое решение принято в связи с отказом военнослужащего от распределенной ему 7 апреля 2017 г. квартиры в городе Москве.
Согласно решению Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 8 мая 2018 г. жилищная субсидия предоставлена административному истцу в мае 2018 г.
В силу абзаца двенадцатого пункта 1 статьи 15 Закона военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, влекущих отмену или изменение судебных постановлений по данному делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, Кассационный военный суд
определил:
решение Московского гарнизонного военного суда от 26 июня 2019 г. и апелляционное определение Московского окружного военного суда от 5 сентября 2019 г, принятые по гражданскому иску ФКУ "Войсковая часть 1" к Карапетяну Артёму Владимировичу оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя истца Шарова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Иванов В.В.
Судьи Шпаков С.П.
Яковлев И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.