Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации"
Проект федерального закона "Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации" разработан депутатами Государственной Думы - членами Комиссии Государственной Думы по геополитике.
Историческими предпосылками принятия законопроекта, регулирующего вопросы обеспечения территориальной целостности Российской Федерации являются последствия распада СССР, в результате чего некоторые внутренние российские границы стали государственными. Это было связано с конституционным правом, предусматривавшим возможность выхода союзных республик из состава СССР (ст.4 гл.9 Конституции СССР 1924 года; ст.17 и 18 Конституции СССР 1936 года и ст.72 Конституции СССР 1972 года).
Необходимость принятия федерального закона "Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации" обусловлена наличием целого комплекса внутригосударственных и внешнеполитических факторов, основными из которых являются следующие:
Конституция Российской Федерации не содержит положений, касающихся использования Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Российской Федерации против вооруженного конфликта немеждународного характера, имеющего формы вооруженного мятежа или гражданской войны, направленных на нарушение и ликвидацию территориальной целостности Российской Федерации и выхода из состава Российской Федерации вопреки Конституции Российской Федерации;
в Конституции Российской Федерации также ничего не говорится о возможности и оперативности действий Президента Российской Федерации по пресечению вооруженного конфликта немеждународного характера с использованием Вооруженных Сил Российской Федерации с последующим отчетом перед Федеральным Собранием Российской Федерации. Концепция Федерального закона "Об обороне" не может включать правовые нормы использования Вооруженных Сил Российской Федерации против вооруженного конфликта немеждународного характера, включая различные формы мятежа. Самым ярким проявлением одностороннего силового решения с попыткой выхода из состава Российской Федерации являются события в Чеченской Республике. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 31 июля 1995 года "О проверке Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 года "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики" указал, что Федеральному Собранию Российской Федерации надлежит упорядочить законодательство об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, а также вопрос о регулировании других возникающих в условиях экстраординарных и конфликтных ситуаций, в том числе вытекающих из Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающихся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. Конституционный Суд Российской Федерации также подчеркнул, что Конституция Российской Федерации не связывает использование Вооруженных Сил Российской Федерации только с введением чрезвычайного или военного положения;
Конституция Российской Федерация и законодательство Российской Федерации не предусматривают правовые нормы передачи (обмена) части территории Российской Федерации иностранному государству, хотя такие передачи территории имели место в существовавшем ранее СССР (передача и обмен частями территории с Финляндией, Польшей, Румынией), а также передача части территории Российской Федерации Китаю на Дальнем Востоке; до сих пор не только не прекращается, но в последнее время и усиливается, внешнеполитическое давление на Российскую Федерацию со стороны отдельных иностранных государств о передаче (возвращении) им части территории Российской Федерации, закрепленной конституционно.
Наличие в международном праве принципа территориальной целостности государств не препятствует всем государствам законодательно урегулировать вопросы обеспечения территориальной целостности, в том числе путем принятия органами законодательной власти правовых норм для ее сохранности и защиты.
Проект федерального закона ориентирован на восполнение пробелов в законодательстве Российской Федерации по перечисленным выше проблемам, а в целом - на защиту территориальной целостности Российской Федерации. В структурном отношении проект закона состоит из десяти статей, разработанных с учетом замечаний и предложений, полученных от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и ряда законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации при разработке Федерального закона "Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации", снятого с рассмотрения в июне 2001 года.
В законопроекте впервые разработаны:
понятия "агрессия", "территориальная целостность Российской Федерации", "вооруженный конфликт немеждународного характера", "угроза вооруженного конфликта немеждународного характера";
правовые нормы об обмене между Российской Федерацией и сопредельными иностранными государствами земельными и водными участками (пункт 2 статья 2), принятия иностранного государства или включение части территории иностранного государства в состав территории Российской Федерации (статья 6), об обеспечении территориальной целостности без использования Вооруженных Сил Российской Федерации в случае угрозы вооруженного конфликта немеждународного характера (статья 4).
Принятие законопроекта не потребует дополнительного расходования средств из федерального бюджета, не повлечет увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и не потребует изменения существующего налогового законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования, не повлечет увеличения численного состава федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, не потребует изменения существующего налогового законодательства, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств иностранных государств перед Российской Федерацией, изменения других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
законодательных актов, подлежащих разработке и введения в действие или отмене, в связи с принятием федерального закона "Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "Об обеспечении территориальной целостности Российской Федерации" не потребуется разработка, введение в действие новых законодательных актов, а равно не потребуется отмена существующих законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.