Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А, судей: Новикова М.Ю, Зинюшина Н.Н, с участием помощника судьи Елшиной Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-121/2019 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Коноваловой С.Г. на решение Ярославского гарнизонного военного суда от 16 августа 2019 года, которым удовлетворён административный иск военнослужащего Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны" Министерства обороны Российской Федерации "данные изъяты" Коротаева ФИО10 об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Ярославль) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение), связанного с отказом в принятии на жилищный учёт члена семьи.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Коротаев, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года и достигший общей продолжительности военной службы 20 лет, в мае 2019 года обратился в отделение с заявлением, в котором просил о принятии составом семьи в количестве 4 человек (он, супруга - Коротаева В.А, 1981 г.р. и две дочери) на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением начальника отделения от 12 июля 2019 года N N административный истец и его дочери приняты на жилищный учёт в избранном месте жительства - г. Нижний Новгород, а решением от 12 июля 2019 года N N в принятии на данный учёт его супруги отказано.
Основанием для этого отказа послужили обстоятельства, связанные с тем, что в 1997 году Коротаева в составе семьи своих родителей, состоящей из 5 человек) за счёт государства (администрацией Ярославского района Ярославской области) путём участия в приватизации была обеспечена в собственность 1/5 доли, что составило 10, 18 кв.м. жилым помещением по адресу: "адрес", общей площадью 50, 9 кв.м. В июле 2012 года она распорядилась принадлежащей ей на праве собственности долей жилого помещения, подарив её своей матери.
Таким образом, жилищный орган пришёл к выводу, что поскольку Коротаева была обеспечена жильём от государства и распорядилась им, то права на повторное получение за счёт государства жилого помещения она не имеет вне зависимости от истечения срока, установленного ст. 53 ЖК РФ.
Полагая свои права нарушенными, Коротаев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отделения от 12 июля 2019 года N N и обязать административного ответчика рассмотреть вопрос о принятии его супруги на жилищный учёт.
Судом первой инстанции требования административного истца удовлетворены.
Кроме того, в пользу Коротаева с ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Западному военному округу" взысканы судебные расходы в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы, излагая вышеприведённые обстоятельства административного дела и анализируя ст. 15 и 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", утверждает, что поскольку супруга административного истца из государственного жилищного фонда была обеспечена жилым помещением в собственность и не может его сдать, то при таких обстоятельствах у неё отсутствует право состоять на жилищном учёте в составе семьи своего супруга даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ, со дня его отчуждения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции пришёл к выводу, что обеспечение в 1997 году в несовершеннолетнем возрасте супруги Коротаева жилым помещением в собственность в порядке его приватизации в силу Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не свидетельствует о реализации ей своего однократного права на бесплатную приватизацию жилья, а поэтому не является препятствием для принятия её на жилищный учёт в целях обеспечения жильём по договору социального найма и имеющегося у неё права на его приватизацию.
Также указал, что имевшаяся у супруги административного истца 1/5 доля собственности соответствовала 10, 04 кв.м, что тоже свидетельствует о нуждаемости в жилье, поскольку уровень обеспеченности её жилым помещением был менее учётной нормы, установленной в Ярославской области в размере 12 кв.м.
Вместе с тем данные выводы являются ошибочными по следующим основаниям.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, к категории которых относится административный истец, и членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилые помещения по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
В силу с п. 14 ст. 15 Закона во взаимосвязи с подп. "д" п. 10 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, право на жилищное обеспечение военнослужащих и членов их семей, признанных в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляется за счёт государства один раз. Не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий граждане, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Таким образом, Закон, устанавливая гарантии обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями, ставит реализацию этого права не только в зависимость от признания военнослужащих с членами семьи нуждающимися в получении жилья в порядке, предусмотренном ст. 51 ЖК РФ, но и предполагает обязанность военнослужащего и членов его семьи сдать ранее выделенное им из государственного жилищного фонда жилое помещение.
Если военнослужащий или кто-либо из членов его семьи распорядились предоставленным за счёт государства жилым помещением, и не могут его сдать в установленном порядке, то такой гражданин лишается права требовать повторного предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда, в том числе в порядке, определенном ст. 15 Закона, даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Поскольку супруге административного истца в 1997 году в составе семьи своих родителей была предоставлена из государственного жилищного фонда в собственность 1/5 доля или 10, 18 кв.м. жилого помещения по адресу: "адрес", общей площадью 50, 9 кв.м, которой она в июле 2012 года распорядилась, следовательно, она, как реализовавшая свои жилищные права за счёт государства, в целях повторного обеспечения жильём не вправе претендовать на принятие на жилищный учёт даже по истечении пятилетнего срока после распоряжения находящейся в её собственности долей квартиры.
Вышеприведённые положения судом первой инстанции не были учтены, в результате чего вывод о возможности повторного предоставления члену семьи военнослужащего жилого помещения из государственного жилищного фонда является ошибочным, так как это фактически влечёт за собой сверхнормативное обеспечение жильём.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Именно этой нормой закона обоснованно руководствовался начальник отделения при принятии оспоренного административным истцом решения.
На основании изложенного обжалуемое судебное решение в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Коротаеву в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ярославского гарнизонного военного суда от 16 августа 2019 года по административному иску Коротаева ФИО10 в связи с неправильным применением норм материального права отменить и принять по административному делу новое решение.
В удовлетворении административного иска Коротаева А.С. о признании незаконным и отмене решения начальника отделения (территориальное, г. Ярославль) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 12 июля 2019 года N N, связанного с отказом в принятии на жилищный учёт члена семьи, отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.