Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Караблина А.А, судей:
Зинюшина Н.Н, Лаврентьева В.В.
при помощнике судьи Морозовой Л.И. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 7 февраля 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного иска бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" запаса Афанасенкова ФИО7 об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО), связанных с отказом в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Афанасенков проходил военную службу по контракту в войсковой части N.
Решениями жилищных комиссий войсковой части N от 20 ноября 2008 года N N и войсковой части N от 27 октября 2010 года N N Афанасенков был включен в список очередников на получение жилого помещения.
Приказом Министра обороны РФ от 29 августа 2012 года N N административный истец был уволен с военной службы в запас по основанию, предусмотренному пп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - в связи с организационно-штатными мероприятиями и с 31 августа 2012 года исключен из списков личного состава воинской части. При этом на момент увольнения его выслуга лет на военной службе в Вооруженных Силах РФ в календарном исчислении составила 7 лет 9 месяцев и в льготном исчислении - 8 лет, его выслуга в Министерстве внутренних дел РФ в календарном исчислении составила 13 лет 1 месяц, а в льготном исчислении - 13 лет 10 месяцев.
25 июля 2012 года, административный истец обратился в полномочный жилищный орган Министерства обороны РФ с просьбой о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в Московской области (городах Коломна, Подольск или Балашиха).
Решением ДЖО от 10 октября 2018 года N N Афанасенкову на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, поскольку на момент увольнения его общая продолжительность военной службы была менее 10 лет и составляла 7 лет 9 месяцев.
Выражая несогласие с принятым решением ДЖО Афанасенков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение ДЖО от 10 октября 2018 года N N об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания;
- обязать руководителя ДЖО повторно рассмотреть вопрос принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного иска Афанасенкова отказал.
В апелляционном жалобе административный истец, выражая несогласие с принятым решением и считая его незаконным и необоснованным, просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы указывает, что судом неправомерно применена редакция п.п.1 и 3 ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и воинской службы" в редакции от 26.04.2004 года, поскольку, подсчет общей выслуги лет военнослужащего, в силу норм действующего законодательства производится при увольнении его в запас, соответственно к правоотношениям, возникшим в настоящее время не может применяться редакция закона, недействующая на момент возникновения правоотношений.
Обращает внимание, что в соответствии со ст. 18 p. II, Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 01.07.2017) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" при исчислении выслуги лет для назначения пенсии, в выслугу лет засчитывается: "военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;... ".
Полагает, что судом не учтен тот факт, что до увольнения он был принят на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" 27 мая 1998 года N 76-ФЗ (в редакции действовавшей на момент поступления административного истца на военную службу по контракту), военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 1, 3 и 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим -гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, для признания военнослужащих -граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуются военнослужащие), имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее именуются -нуждающиеся в жилых помещениях), они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее именуется - структурное подразделение уполномоченного органа), к которому прикладываются необходимые документы.
Кроме того в соответствии с п. 3 Правил предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), к которому прилагаются необходимые документы.
Согласно п. 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются, в том числе граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья и в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Таким образом, суд первой инстанции, достоверно установив, что выслуга лет при увольнении Афанасенкова с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части составляет менее 10 лет, пришел к верному выводу о том, что Афанасенков после увольнения с военной службы 29 августа 2012 года по основанию, предусмотренному пп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", как имеющий на момент увольнения общую продолжительность военной службы в календарном исчислении менее 10 лет, не имеет права на получение жилья за счет средств Министерства обороны Российской Федерации. Поскольку статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" налагает запрет на исключение из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) без согласия лишь военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и уволенных по указанному основанию, при общей продолжительности военной службы в календарном исчислении 10 лет и более, не обеспеченных на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, суд обоснованно отказал в удовлетворении административного иска.
При этом являются несостоятельными доводы автора апелляционной жалобы о том, что служба в МВД, в соответствии с пенсионным законодательством, должна засчитываться в выслугу лет на военной службе. Утверждение о том, что его выслуга составляет более 10 лет и он имеет право на обеспечение жильем противоречит приведенному выше законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 7 февраля 2019 года по административному иску Афанасенкова ФИО7 оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.