Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А, судей: Зинюшина Н.Н, Уланова А.Е, с участием помощника судьи Давлетовой Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-211/2019 по апелляционной жалобе административного истца на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 4 сентября 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" в отставке Медведева ФИО7 об оспаривании решения начальника отделения (территориального, г. Нижний Новгород) ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения"" Министерства обороны РФ (далее - отделение), связанного со снятием с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи Уланова А.Е, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Медведеву, заключившему первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, в 1994 году на состав семьи из трех человек было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: "адрес",, общей площадью 54, 7 кв.м.
В 2014 году административный истец расторг брак, до настоящего времени имеет регистрацию в вышеуказанной квартире, а в кввартире проживают бывшая супруга, двое детей административного истца и внук. Все названные лица также зарегистрированы в этом жилом помещении. Каких-либо действий по разделу указанной квартиры административный истец не предпринимал, как и попыток сдать указанное жилое помещение.
Приказом командующего 1 гвардейской танковой армией от 26 августа 2015 года N N он уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья (подп. "г" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
29 сентября 2015 года административный истец составом семьи 1 человек был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства в гор. Нижний Новгород.
Решением начальника отделения от 15 июля 2019 года Медведев снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с тем, что ранее по месту службы был обеспечен по линии Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением по указанному адресу, возможность сдачи которого отсутствует.
Полагая свои права нарушенными, Медведев обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать решение начальника отделения от 15 июля 2019 года незаконным и отменить его. Кроме того, просил обязать начальника отделения восстановить его на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления отказал.
В апелляционной жалобе Медведев просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы указывает, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для административного дела, и неправильно применил нормы материального права, подлежащие применению, а также не применил закон, подлежащий применению.
Полагает, что суд не учел основание увольнения административного истца, увеличившийся состав семьи, учетную норму общей площади жилого помещения на день увольнения его с военной службы.
Обращает внимание, что суд не учел тот факт, что у него нет установленных законом способов сдачи жилого помещения, лишив бывших членов семьи проживать в этом жилом помещении.
Утверждает, что суд не применил подлежащую применению ст. 51 ЖК РФ и неправомерно применил п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В заключение жалобы административный истец указывает, что суд должен был сделать вывод о том, что он имеет право на улучшение жилищных условий по линии Министерства обороны Российской Федерации после увольнения с военной службы по избранному месту жительства с учетом и зачетом ранее представленного жилого помещения без сдачи этого жилого помещения, не нарушая принципа социальной справедливости.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 14 ст. 15 Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Таким образом, по общему правилу, установленному вышеназванным Законом, предоставляя военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, гарантии обеспечения жильем по договору социального найма, государство возлагает на органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению военнослужащим такого жилья, в том числе по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, только один раз, что в свою очередь предполагает обязанность военнослужащего сдать ранее выделенное ему государством по месту прохождения военной службы жилое помещение, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается справка установленной формы.
Исходя из анализа приведенных норм, следует, что обеспечение ранее получивших жилье военнослужащих после увольнения с военной службы жилыми помещениями по избранному месту жительства реализуется только путем сдачи военнослужащим ранее предоставленного жилого помещения.
По делу установлено, что Медведеву, заключившему первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, в 1994 году на состав семьи из трех человек было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 54, 7 кв. м.
В 2014 году брак между административным истцом и его супругой расторгнут. В указанной квартире до настоящего времени зарегистрированы Медведев, его бывшая супруга, двое детей и внук.
Каких-либо действий по разделу указанной квартиры, как и попыток сдать указанное жилое помещение административный истец не предпринимал, договор социального найма не заключал.
Поскольку Медведев, ранее обеспеченный в п. Мулино жилым помещением, установленным порядком его не сдал и не желает его сдавать, с регистрационного учета по его адресу не снялся и до настоящего времени имеет право пользования указанным жилым помещением, а требует предоставить ему жилое помещение по избранному месту жительства в дополнение к имеющемуся жилому помещению, то он не имеет права состоять на жилищном учете в целях повторного обеспечения жилым помещением.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал ему в признании незаконным решения начальника отделения от 15 июля 2019 года о снятии его с жилищного учета.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 4 сентября 2019 года по административному исковому заявлению Медведева ФИО7 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.