Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А, судей: Уланова А.Е, Лаврентьева В.В, при секретаре Акулиничеве Г.В, с участием представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации Юденича Д.И. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-552/2019 по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 23 сентября 2019 года, согласно которому отказано в удовлетворении административного иска бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" запаса Зимировича ФИО13 об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО), связанных со снятием с жилищного учёта и отказом в предоставлении квартиры.
Заслушав доклад судьи Лаврентьева В.В. и объяснения представителя ДЖО возражавшего против апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как следует из решения суда и материалов дела, Зимирович, состоявший на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, с составом семьи из 2-х человек (он и дочь - Зимирович Е.О.), обратился в ДЖО с заявлением о принятии на указанный учет супруги - Зимирович Я.В. Решением ДЖО от 15 мая 2019 года N N административному истцу отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, его супруги. Он и его дочь сняты с жилищного учета и им отказано в предоставлении ранее распределенного жилого помещения по адресу: "адрес" на том основании, что в 2004 году ему на состав семьи из 4-х человек (он, жена - Зимирович Л.С, дочь - Зимирович В.О, сын - Зимирович А.О.) было предоставлено жилое помещение общей площадью 42, 5 кв. м, расположенное по адресу: "адрес", которым он распорядился и не может сдать в установленном порядке, поскольку в 2009 году брак между ним и Зимирович Л.С. был прекращен, в январе 2010 года он снялся с регистрационного учета из указанной квартиры, а в дальнейшем эта квартира была предоставлена Зимирович Л.С. по договору социального найма и ею приватизирована.
Полагая свои права нарушенными, Зимирович обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение ДЖО от 15 мая 2019 года N N об отказе в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания его жены, и о снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания его и дочери и просил восстановить его и членов его семьи на жилищном учёте;
- обязать ДЖО рассмотреть вопрос о предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения по адресу: "адрес".
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления Зимировича отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование апелляционной жалобы ее автор, излагая обстоятельства дела, указывает, что судом первой инстанции не исследованы в полном объеме все фактические обстоятельства дела, имеющие существенные значения для дела, тем самым вынесено заведомо необъективное решение.
Обращает внимание, что из ранее предоставленного ему жилого помещения он выписался в январе 2010 года, а в феврале того же года дом, в котором она находилась, был передан в собственность администрации г. Щербинка. При этом полномочными органами Минобороны не были приняты меры по выселению бывших членов его семьи из указанной квартиры.
Указывает, что судом первой инстанции не принято во внимание то, что права на получение предоставленной ему квартиры по договору социального найма он не приобрел, а решения жилищного органа о предоставлении ему постоянного жилья, не выносились. В настоящее время он со своей семьей остался без жилья.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы.
Согласно пункту 14 указанной статьи, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с пунктом 1 Инструкции о выдаче, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 июля 2011 года N 1133, справка о сдаче жилого помещения является документом, подтверждающим фактическое освобождение жилого помещения военнослужащим - гражданином Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающими с ним членами его семьи.
Приведенные нормы предусматривают, что если военнослужащий был обеспечен жилым помещением за счет федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых предусмотрена военная служба, и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления ему жилого помещения в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении пятилетнего срока, предусмотренного статьей 53 ЖК РФ.
Также из приведенных норм следует, что о сдаче жилого помещения в установленном порядке может свидетельствовать только его фактическое освобождение.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 октября 2018 года N 2515-О указал, что к особым условиям обеспечения военнослужащих жилыми помещениями Федеральный закон "О статусе военнослужащих" относит, помимо прочего, требование об однократности предоставления жилищных гарантий, предусмотренное и в качестве общего правила предоставления социальных гарантий, закрепленного пунктом 9 его статьи 2, согласно которому при наличии у военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей права на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и в качестве специального правила, содержащегося в абзаце первом пункта 14 его статьи 15. Предусмотренное указанным пунктом условие об однократности предоставления соответствующих жилищных гарантий, продиктованное недопустимостью необоснованного сверхнормативного обеспечения граждан жильем за счет бюджетных средств, не может расцениваться как расходящееся с конституционным принципом социальной справедливости и нарушающее конституционное право на жилище.
Как видно из материалов административного дела, административный истец в связи с прохождением военной службы был обеспечен жилым помещением за счет государства, а снявшись с регистрационного учета по месту жительства, он добровольно прекратил свое право пользования им и утратил возможность его сдать в установленном порядке. Распорядившись этим жилым помещением указанным образом, административный истец создал условия, требующие участия со стороны органов военного управления в повторном обеспечении его жилым помещением в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Таким образом, поскольку Зимирович в период службы был обеспечен жилым помещением, которое в настоящее время фактически не освобождено, и возможность его сдачи установленным порядком отсутствует, то гарнизонный военный суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к правильному выводу, что административный истец утратил право на повторное обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а, соответственно, и основания для нахождения на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания и обоснованно отказал в удовлетворении административного иска.
Доводам административного истца об отсутствии у него обязанности по фактической сдаче вышеуказанной квартиры в связи с тем, что на момент выезда из нее она имела статус специализированного жилого помещения, судом дана надлежащая правовая оценка, которая сомнений у судебной коллегии не вызывает.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 23 сентября 2019 года по административному иску Зимировича ФИО13 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.