Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А, судей: Уланова А.Е, Зинюшина Н.Н, с участием помощника судьи Давлетовой Т.М, административного истца, представителей командира войсковой части N Истомина А.А. и Миняковского С.Е, представителя командира войсковой части N Большакова А.В, а также прокурора отдела Московской городской военной прокуратуры "данные изъяты" юстиции Восорова С.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителей административных ответчиков, а также представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации Феоктистовой Я.В. на решение Московского гарнизонного военного суда от 27 сентября 2019 года, которым удовлетворён административный иск бывшего военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" в отставке Карманова ФИО11 об оспаривании действий командиров войсковых частей N и N, связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части без предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н, объяснения представителей административных ответчиков в обоснование доводов апелляционных жалоб и административного истца, возражавшего против их удовлетворения, а также заключение прокурора, полагавшего необходимым обжалуемое решение отменить, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Карманов, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, до увольнения военную службу проходил в Можайском районе Московской области, где вместе с членами семьи по договору найма служебного жилого помещения от 29 марта 2018 года был обеспечен отдельной двухкомнатной квартирой, находящейся на территории закрытого военного городка по адресу: "адрес", общей площадью 41, 67 кв.м.
Решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО) от 17 августа 2018 года административный истец, признанный в декабре 2017 года не годным к военной службе, и члены его семьи приняты на жилищный учёт по избранному постоянному месту жительства - в г. Можайске, а решением ДЖО от 25 июля 2019 года ему изменена форма обеспечения жильём на предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
В рапорте от 22 февраля 2019 года Карманов просил об увольнении с военной службы по имеющемуся у него основанию с предварительным обеспечением жилищной субсидией. Данное волеизъявление он также подтвердил в беседе, в тот же день проведённой с ним командованием.
25 февраля 2019 года командиром войсковой части N административный истец представлен к увольнению с военной службы по состоянию здоровья.
Приказом командира войсковой части N от 29 мая 2019 года N N Карманов, достигший общей продолжительности военной службы более 10 лет, уволен с военной службы в отставку по состоянию здоровья, а приказом командира войсковой части N от 10 июля 2019 года N N исключён из списков личного состава воинской части с 15 июля этого же года.
Полагая увольнение с военной службы без обеспечения жилищной субсидией незаконным, Карманов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия командира войсковой части N, связанные с представлением его к увольнению с военной службы, обязав административных ответчиков отменить состоявшиеся в отношение него приказы об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части.
Гарнизонный военный суд административный иск удовлетворил.
В апелляционных жалобах представители административных ответчиков, а также представитель ДЖО, выражая несогласие с решением суда, просят его отменить и принять по делу новое решение об отказе Карманову в удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы их авторы, приводя вышеуказанные обстоятельства административного дела и анализируя положения ст. 15, п.1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", утверждают о том, что препятствий для увольнения Карманова с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части не имелось, поскольку по последнему месту военной службы он обеспечен служебным жилым помещением, из которого не может быть выселен до обеспечения жильём по избранному постоянному месту жительства в виде предоставления жилищной субсидии.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия исходит из следующего.
Удовлетворяя административный иск Карманова, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку административный истец, признанный не годным к военной службе, согласие на увольнение с военной службы без предоставления жилищной субсидии не выражал, то при таких обстоятельствах он в силу п. 1 ст. 23 Закона не мог быть уволен с военной службы до реализации права на жильё.
Однако с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
В силу абз. 8 п. 1 этой же статьи Закона на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей в закрытых военных городках.
Поскольку Карманов военную службу проходил в Можайском районе Московской области, где вместе с членами семьи по договору найма служебного жилого помещения от 29 марта 2018 года был обеспечен отдельной двухкомнатной квартирой, находящейся на территории закрытого военного городка, следовательно, он, несмотря на заключение первого контракта о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, относился к категории военнослужащих, которые на весь срок военной службы подлежат обеспечению служебными жилыми помещениями.
Таким образом, право административного истца на жильё в период военной службы было реализовано в соответствии с нормами Закона, однако, эти обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции не устанавливались.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения по избранному постоянному месту жительства.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на жилищном учёте, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по состоянию здоровья без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Закона.
В силу п. 14 ст. 15 Закона, обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Данное положение Закона нашло свое закрепление и в п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы.
Таким образом, согласно вышеприведённым правовым нормам, указанная категория военнослужащих, изъявивших желание получить жилищную субсидию или жилые помещения по избранному постоянному месту жительства, не могут быть уволены без их согласия в случае необеспеченности жильём по месту военной службы в период её прохождения.
Между тем Карманов не только обеспечен служебным жилым помещением по месту военной службы, но и, как правомерно указано в апелляционных жалобах, не подлежит выселению из него до предоставления жилищной субсидии.
Поскольку административный истец поставил вопрос об обеспечении до увольнения с военной службы жилищной субсидией, то в условиях обеспеченности его по последнему перед увольнением месту военной службы служебным жилым помещением, препятствий для увольнения его с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части у командования не имелось.
На основании вышеизложенное решение суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Карманову в удовлетворении его административного иска.
Руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 27 сентября 2019 года по административному иску Карманова ФИО11 в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права отменить.
Принять по административному делу новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении административного иска Карманова ФИО11 отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.