Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А, судей: Уланова А.Е, Зинюшина Н.Н, с участием помощника судьи Мусатовой Е.О. и представителя административного ответчика Антипова А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-155/2019 по апелляционной жалобе административного истца на решение Реутовского гарнизонного военного суда от 9 октября 2019 года, которым отказано в удовлетворении административного иска военнослужащего Федерального государственного казённого учреждения культуры "Гарнизонный дом офицеров "Реутово" войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - дом офицеров) "данные изъяты" Куракулова ФИО8 об оспаривании действий начальника дома офицеров, связанных с отказом в предоставлении учебного отпуска.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н, объяснения представителя административного ответчика, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Куракулов 4 мая 2018 года заключил первый контракт о прохождении военной службы сроком на два года и проходит её в доме офицеров в должности солиста ансамбля.
В рапорте от 5 сентября 2019 года административный истец, с 2017 года обучающийся по заочной форме в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования " "данные изъяты"" (далее - институт), в связи с вызовом в институт (справка-вызов от 1 июня 2019 года) для сдачи промежуточной аттестации просил начальника дома офицеров о предоставлении ему в период с 7 по 26 октября 2019 года учебного отпуска, в чём ему было отказано ввиду того, что его непрерывная продолжительность военной службы по контракту составляет менее 3 лет.
Полагая свои права нарушенными, Куракулов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ должностного лица в предоставлении ему учебного отпуска, возложив на него обязанность по предоставлению его.
Судом первой инстанции в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы, ссылаясь на вышеприведенные обстоятельства административного дела, указывает, что высшее образование он получает впервые, обучаясь по заочной форме обучения в институте, который имеет государственную аккредитацию.
Полагает, что, несмотря на то, что непрерывная продолжительность его военной службы по контракту составляет менее 3 лет, вместе с тем, не предоставив ему учебный отпуск, административный ответчик нарушил его право на образование, гарантированное ст. 2 и 43 Конституции Российской Федерации, ст. 4, 11, 19 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), ст. 4, 5, 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 года N 1155.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Статус военнослужащих в соответствии со ст. 1 Закона это совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Право военнослужащих на образование закреплено в ст. 19 Закона, согласно абз. 2 п. 2 которого военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), если непрерывная продолжительность военной службы по контракту составляет не менее трёх лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
Во исполнение требований Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 года N 1155 утверждены Правила реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.
Данные Правила, как следует из их содержания, регламентируют предоставление учебных отпусков при обучении в высших учебных заведениях лишь военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, имеющих продолжительность военной службы по контракту не менее трёх лет.
В соответствии с п. 6 ст. 11 Закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска для подготовки к вступительным испытаниям и прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, прохождения промежуточной и итоговой аттестации по указанным образовательным программам в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правильно применив к спорным правоотношениям вышеприведенные нормы материального права, суд первой инстанции, вопреки ошибочному мнению автора жалобы, пришёл к обоснованному выводу о том, что правом на учебный отпуск для прохождения промежуточной аттестации при обучении в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, обладают только военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет.
Поскольку непрерывная продолжительность военной службы по контракту у административного истца составляет менее 3 лет, то при таких обстоятельствах ему обоснованно было отказано в предоставлении учебного отпуска.
В силу п. 14 ст. 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" получение административным истцом высшего образования впервые приобретением дополнительного профессионального образования, гарантия получения которого предусмотрена абз. 2 п. 2 ст. 10 Закона, не является, а государственные гарантии реализации права граждан на образование, предусмотренные Конституцией Российской Федерацией и Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", могут быть обеспечены только путём предоставления возможности обучения военнослужащих в высших учебных заведениях на определенных условиях, вытекающих из интересов военной службы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст.311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Реутовского гарнизонного военного суда от 9 октября 2019 года по административному иску Куракулова ФИО8 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.