Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н, судей Орловой И.Н, Ленковского С.В, при секретаре судебного заседания Егоровой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Филипповой А.М. к администрации города Чебоксары о признании незаконными отказ в предоставлении земельного участка, признании права на получение земельного участка, поступившее по апелляционной жалобе представителя административного истца Филипповой А.М. - Гавриш Л.В. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 сентября 2019 года.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия, установила:
Филиппова А.М. обратилась в суд с административным иском к администрации города Чебоксары о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка для садоводства и ведения личного подсобного хозяйства в первоочередном порядке и возложении обязанности на администрацию города Чебоксары предоставить свободный земельный участок площадью не менее 12 соток, расположенный в городе Чебоксары/ Чебоксарском районе, для садоводства и ведения личного подсобного хозяйства.
Требования мотивировала тем, что является инвалидом "данные изъяты", инвалидность установлена бессрочно. 30 апреля 2019 года она обратилась в администрацию города Чебоксары с заявлением о предоставлении свободного земельного участка для садоводства/ведения подсобного хозяйства на территории города Чебоксары/Чебоксарском районе на основании части 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Письмом администрации города от 15 мая 2019 года в удовлетворении заявления отказано. С отказом администрации она не согласна, поскольку считает, что факт того, что на территории Чувашской Республики не разработан порядок первоочередного предоставления инвалидам земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, садоводство и ведение личного подсобного хозяйства отдельным категориям граждан не может свидетельствовать о том, что инвалиды не могут воспользоваться своим правом, закрепленным ст. 17 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" на получение в первоочередном порядке земельных участков, в связи чем отказ инвалиду в предоставлении земельного участка является незаконным. Указывает, что федеральная льгота должна быть предоставлена вне зависимости от наличия местных правил и иных параметров. Между тем бездействие органов местного самоуправления по вопросу определения порядка предоставления земельных участков инвалидам нарушают права граждан, имеющих право на получение в пользование земельных участков в соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в РФ".
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Филиппова А.М, извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не участвовала, реализовав свои процессуальные права через участие представителя.
Представитель административного истца Гавриш Л.В. административный иск поддержала, просила требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации города Чебоксары Куманейкина О.М. заявленные требования не признала, просила в иске отказать.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 сентября 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Филипповой А.М. к администрации города Чебоксары о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка для садоводства и ведения личного подсобного хозяйства в первоочередном порядке; о возложения на администрацию города Чебоксары обязанности предоставить свободный земельный участок площадью не менее 12 соток, расположенный в городе Чебоксары/Чебоксарском районе, для садоводства и ведения личного подсобного хозяйства, отказано.
Не согласившись с указанным решением, представитель административного истца Гавриш Л.В. подала апелляционную жалобу на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела не явились.
От представителя административного истца Гавриш Л.В. поступило заявление о рассмотрении дела без ее участия, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без участия истца и ее представителя.
Изучив материалы дела, проверив решение в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, признав возможным рассмотрение дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд помимо прочего выясняет основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав либо свобод административного истца (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 17 февраля 2016 года ФКУ ГБ МСЭ по Чувашской Республике - Чувашии Филипповой А.М. выдана справка серии "данные изъяты", согласно которой 15 февраля 2016 года ей установлена "данные изъяты" группа инвалидности бессрочно.
30 апреля 2019 года Филиппова А.М. обратилась в администрацию города Чебоксары с заявлением о предоставлении ей бесплатно в собственность свободного земельного участка, расположенного на территории города Чебоксары /Чебоксарском районе для ведения садоводства /ведения подсобного хозяйства (л.д.56).
Рассмотрев указанное обращение, администрация города письмом от 15 мая 2019 года отказала в предоставлении земельного участка, указав на то, что федеральным законодательством - положениями ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено право субъектов Российской Федерации на принятие законов, определяющих категории лиц, имеющих право на получение земельного участка в собственность бесплатно, а также указав на то, что в силу ст. 39.19 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам в собственность бесплатно, установление предельных размеров земельных участков, предоставляемых этим гражданам, подлежит установлению законами субъектов Российской Федерации. Между тем в настоящее время Закон Чувашской Республики, регламентирующий предоставление земельных участков отдельным категориям граждан, кроме многодетных семей, не принят.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, исходя из толкования приведенных норм материального права, признал правомерным отказ администрации города Чебоксары в предоставлении Филипповой А.М. земельного участка бесплатно в собственность. При этом суд исходил из того, что право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий, соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий. Доказательства нуждаемости административного истца в улучшении жилищных условий не представлено, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий истец не состоит, будучи обеспеченной общей жилой площадью свыше учетной нормы, нуждаемость в улучшении жилищных условий у истца отсутствует.
Вторым основанием для отказа в удовлетворении иска суд также указал, что нормами Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрена обязанность органов исполнительной власти предоставить земельный участок в собственность бесплатно, а лишь указано на наличие приоритета у ряда категорий граждан при его предоставлении. В рассматриваемом же случае, административный истец, как указал суд, вправе претендовать на первоочередное заключение договора аренды земельного участка без торгов, но не на получение земельного участка в собственность.
Суд апелляционной инстанции соглашается с окончательным выводом суда об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положение части 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Так, указанной нормой предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (абзац первый данной статьи).
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 3 данной статьи).
Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства (абзац 20).
Как изложено выше, 30 апреля 2019 года Филиппова А.М. обратилась в администрацию города Чебоксары с заявлением о предоставлении ей свободного земельного участка бесплатно в собственность.
Из системного анализа приведенных нормативных предписаний следует, что правом на обеспечение жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (абзац первый указанной выше статьи) обладают лица названной категории граждан, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, согласно очередности, за исключением граждан, указанных п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, которым в силу имеющихся у них тяжелых форм хронических заболеваний жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Из заявления административного истца в орган местного самоуправления, а также из пояснений представителя административного истца Гавриш Л.В. в суде первой инстанции следует, что земельный участок испрашивался Филипповой М.А. в собственность под садоводство, а не под индивидуальное-жилищное строительство.
При таких обстоятельствах следует исключить из мотивировочной части решения суждения суда о том, что по настоящему делу при исследовании оснований для предоставления Филипповой А.М. в первоочередном порядке испрашиваемого ею земельного участка юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие нуждаемости Филипповой А.М. в улучшении жилищных условий.
Однако исключение данного вывода суда не является основанием для отмены решения суда, исходя из следующего.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не установлено право инвалидов на получение земельного участка в собственность бесплатно.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц определен положениями земельного законодательства.
Так, статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления, отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 данной статьи установлено, что субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Статьями 39.1, 39.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц, в том числе, на основании договора купли-продажи в собственность за плату, на торгах, проводимых в форме аукционов. Без проведения торгов предоставление земельных участков осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 2 ст.39.3 кодекса.
Согласно ст. 39.4 Земельного кодекса РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: 1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Статьей 39.5 Земельного кодекса установлены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.
Такой случай как предоставление земельного участка инвалиду в собственность для ведения дачного хозяйства и садоводства в данной статье не поименован.
При этом, в пункте 7 данной статьи предусмотрено предоставление земельных участков иным не указанным в подпункте 6 этой же статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям лишь в случае, если соответствующая возможность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации.
Поскольку возможность предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в собственность бесплатно законами Чувашской Республики не предусмотрена, то пункт 7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ к данному случаю применен быть не может.
Так, правовое основание приобретения гражданами земельных участков в первоочередном или внеочередном порядке предусмотрено подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из пункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами (в данном случае такое право предусмотрено ст.17 ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"), законами субъектов Российской Федерации, предоставляются в аренду без проведения торгов.
Следовательно, в силу положений подпункта 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, как верно указано судом первой инстанции, административный истец вправе претендовать на первоочередное заключение договора аренды земельного участка без торгов, но не на получение земельного участка в собственность бесплатно.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно констатировал, что, в силу статей 10 и 72 Конституции Российской Федерации определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса (определения от 22 февраля 2012 года N 523-О-О, от 25 февраля 2013 года N 193-О, от 24 декабря 2013 года N 2134-О, от 21 ноября 2013 года N 1831-О и др.).
Из изложенного выше следует, что Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность при наличии возможности.
Возможности получения инвалидами земельного участка во внеочередном порядке бесплатно в собственность ни Земельным кодексом РФ, ни специальным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрено
.
Законодательством Чувашской Республики также не предусмотрен порядок предоставления инвалидам земельного участка в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, судебная коллегия применительно к приведенным нормам закона приходит к выводу, что администрацией города Чебоксары при рассмотрении обращения Филипповой М.А. нарушений ее прав и интересов допущено не было, оспариваемый ответ дан в рамках полномочий администрации согласно обращению.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
При указанных обстоятельствах, у судебной коллегии не имеется оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя административного истца Филипповой А.М. - Гавриш Л.В. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 26 сентября 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Т.Н. Евлогиева
Судьи И.Н. Орлова
С.В. Ленковский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.