Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего Гушкана С.А.
судей Рыбиной Н.С. Кутузова М.Ю.
при секретаре Хуторной А.А.
с участием прокурора Верещагиной К.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гушкана С.А, 12 декабря 2019 года
дело по апелляционной жалобе Котовой Риммы Евгеньевны, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, на решение Брейтовского районного суда Ярославской области от 26 сентября 2019 года, которым постановлено:
"Котовой Римме Евгеньевне и ФИО1 в удовлетворении заявленных требований отказать".
По делу установлено:
Котова Р.Е, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО1, обратилась с иском к ООО "Заповедный край" о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца.
С учетом уточнения исковых требований просила взыскать с ответчика задолженность по ежемесячным платежам в счет возмещения ущерба в связи с потерей кормильца за период с 1 апреля 2016 года по 31 марта 2019 года в размере 246 345, 96 рублей, ежемесячные выплаты в размере 7500 рублей за период с 1 апреля 2019 года и до достижения ФИО1 совершеннолетия, а в случае получения образования по очной форме обучения до 23 лет, с последующей индексацией в установленном законом порядке. От заявленных требований о взыскании с ответчика единовременно задолженности по ежемесячным платежам в счет возмещения вреда в связи с потерей кормильца за период с 1 декабря 2014 года по 31 марта 2016 года в размере 75297 рублей отказалась. Определением Брейтовского районного суда Ярославской области суда от 6 сентября 2019 года производство по гражданскому делу в указанной части иска прекращено.
В обоснование заявленных требований указано, что 16 декабря 2013 года в результате несчастного случая на производстве погиб отец ФИО1 ФИО2, который работал в ООО "Заповедный край" рыбаком. Смерть наступила от утопления. Решением Брейтовского районного суда Ярославской области от 18 мая 2018 г. с ООО "Заповедный край" в пользу Котовой Р.Е, ФИО1, ФИО3, ФИО14 взыскана компенсация морального вреда. Ссылаясь на положения статьей 1064, 1084-1086, 1089-1092 Гражданского кодекса РФ истец просит взыскать с ответчика возмещение ущерба, причиненного смертью кормильца.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятия по делу нового решения об удовлетворении требований. Доводы апелляционной жалобы сводятся к нарушению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, обсудив их, заслушав представителя ООО "Заповедный край" - Борисова А.В, заключение прокурора Верещагиной К.Н, полагавшей решение законным и обоснвоанным, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что жалоба не содержит оснований к отмене решения и поэтому подлежит оставлению без удовлетворения.
В случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания (пункт 1 статьи 1088 Гражданского кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 1089 Гражданского кодекса РФ лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, вред возмещается в размере той доли заработка (дохода) умершего, определенного по правилам статьи 1086 настоящего Кодекса, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни. При определении возмещения вреда этим лицам в состав доходов умершего наряду с заработком (доходом) включаются получаемые им при жизни пенсия, пожизненное содержание и другие подобные выплаты.
В силу пункта 3 статьи 1086 Гражданского кодекса РФ среднемесячный заработок (доход) потерпевшего подсчитывается путем деления общей суммы его заработка (дохода) за двенадцать месяцев работы, предшествовавших повреждению здоровья, на двенадцать. В случае, когда потерпевший ко времени причинения вреда работал менее двенадцати месяцев, среднемесячный заработок (доход) подсчитывается путем деления общей суммы заработка (дохода) за фактически проработанное число месяцев, предшествовавших повреждению здоровья, на число этих месяцев.
Не полностью проработанные потерпевшим месяцы по его желанию заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами либо исключаются из подсчета при невозможности их замены.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию Пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" прямо установлено, что указанный Федеральный закон не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части, превышающей обеспечение по страхованию, осуществляемое в соответствии с этим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ (далее Закон) право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют: нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания; ребенок умершего, родившийся после его смерти; один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы (далее - учреждение медико-социальной экспертизы) или медицинской организации признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе; лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.
В случае смерти застрахованного один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи, неработающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на получение страховых выплат после окончания ухода за этими лицами. Иждивенство несовершеннолетних детей предполагается и не требует доказательств.
Страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются: несовершеннолетним - до достижения ими возраста 18 лет; обучающимся старше 18 лет - до получения образования по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет; женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, - пожизненно; инвалидам - на срок инвалидности; одному из родителей, супругу (супруге) либо другому члену семьи, неработающему и занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими возраста 14 лет либо изменения состояния здоровья.
Согласно положений статьей 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из его среднего месячного заработка за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих право на получение страховых выплат. Для определения размера ежемесячных страховых выплат каждому лицу, имеющему право на их получение, общий размер указанных выплат делится на число лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного (п. 8).
Ежемесячная страховая выплата в дальнейшем перерасчету не подлежит, за исключением следующих случаев: изменение степени утраты профессиональной трудоспособности; изменение круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного; уточнение данных о размере фактического заработка застрахованного; индексация ежемесячной страховой выплаты (п. 9).
Из материалов дела видно, что 16 декабря 2013 года в результате несчастного случая на производстве во время исполнения служебных обязанностей рыбака ООО "Заповедный край" погиб ФИО2
Приказами государственного учреждения Ярославское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от 9 августа 2017 года Котовой Р.Е. и ФИО1 вследствие несчастного случая на производстве назначена единовременная страховая выплата в размере 38349 рублей каждой. Приказом отделения фонда от 18 сентября 2017 года несовершеннолетней дочери ФИО2 ФИО1 назначена ежемесячная страховая выплата в связи с потерей кормильца, размер которой на настоящий момент с учетом индексации составляет 3 346, 46 рублей.
Таким образом, возмещение вреда семье погибшего ФИО2 в рамках обязательного социального страхования работников от несчастных случаев осуществлено.
Стороной истца заявлено требование о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, в порядке предусмотренном главой 59 Гражданского кодекса РФ.
Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" устанавливает обязательный уровень возмещения вреда, но не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда в размерах, превышающих обеспечение по страхованию. В связи с этим застрахованное лицо вправе требовать в судебном порядке возмещения вреда в части, превышающей обеспечение по страхованию на основании общих норм гражданского законодательства.
Верховный Суд РФ, разъясняя применение указанной нормы Федерального закона, указал в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 марта 2011 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", что в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ права застрахованных лиц на возмещение вреда, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части, превышающей обеспечение по страхованию, производимое на основании данного Федерального закона, не ограничиваются: работодатель (страхователь) несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, в порядке, закрепленном главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с условиями трудового договора между ООО "Заповедный край" и ФИО2, а также имеющимся в деле справками формы 2-НДФЛ за 2012-2013 года размер заработной платы ФИО2 составлял 5225 рублей в месяц. Размер вреда, подлежащего возмещению несовершеннолетнему ребенку погибшего ФИО2 в связи со смертью кормильца, составляет 2112, 5 рублей (50% от суммы среднемесячного заработка).
Приказом ГУ Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования РФ от 18 сентября 2017 года ФИО1 назначена ежемесячная страховая выплата с 8 августа 2014 года (с учетом трех лет, предшествующих дате обращения) в размере 2681, 33 рубля. С 1 февраля 2019 года размер выплаты составляет 3346, 46 рублей.
Таким образом, размер причиненного потерей кормильца ущерба полностью возмещается страховыми выплатами.
Поскольку ущерб по случаю потери кормильца полностью возмещен за счет страховой выплаты, оснований для взыскания с работодателя дополнительных сумм возмещения вреда по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не имеется.
Доводы жалобы о том, что размер получаемых социальных выплат меньше прожиточного минимума и их недостаточно для содержания несовершеннолетнего ребенка, основанием для отмены решения суда не являются.
По смыслу статей 1085, 1086 Гражданского кодекса РФ причинитель вреда несет ответственность по случаю потери кормильца в размере причиненного ущерба. При этом законом не предусмотрена обязанность причинителя вреда возмещать ущерб сверх утраченного, в том числе в случае, когда размер возмещения не превышает величины прожиточного минимума.
Доводы жалобы о том, что исчисление среднемесячного заработка ФИО2 должно производиться, исходя из среднемесячной заработной платы рыбака в Брейтовском регионе, составляющей в 2019 году 15 000 рублей, являются несостоятельными.
Согласно пункту 4 статьи 1086 ГК РФ, подлежащей применению при расчете размера вреда, причиненного смертью кормильца в порядке статьи 1089 ГК РФ, в случае, когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, учитывается по его желанию заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 29 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26 января 2010 года N "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинение вреда жизни или здоровью гражданина", в случае, когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, по его желанию учитывается заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности. Следует иметь в виду, что в любом случае рассчитанный среднемесячный заработок не может быть менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (пункт 4 статьи 1086 ГК РФ).
Таким образом, применение обычного размера вознаграждения рыбака не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения для расчета размера вреда возможно только при условии, что на момент причинения вреда ФИО2 не работал.
Судом установлено, что на момент причинения вреда ФИО2 был трудоустроен в ООО "Заповедный край" и получал заработную плату. Оснований для исчисления размера ущерба без учета заработка ФИО2 не имеется.
Доводы жалобы о том, что судом не учтены наличие вины работодателя в причинении вреда и факт причинения вреда источником повышенной опасности судебная коллегия отклоняет.
Судом установлено наличие оснований для возникновения у ответчика ответственности перед ФИО1 за ущерб, причиненный потерей кормильца. Поэтому суждение о необоснованном выводе суда об отсутствии вины работодателя не соответствует содержанию решения.
Размер возмещения не зависит от того, причинен ущерб источником повышенной опасности или нет.
Положения пункта 2 статьи 1089 Гражданского кодекса РФ о том, что при определении размера возмещения вреда пенсии, назначенные лицам в связи со смертью кормильца, а равно другие виды пенсий, назначенные как до, так и после смерти кормильца, а также заработок (доход) и стипендия, получаемые этими лицами, в счет возмещения им вреда не засчитываются, судом не нарушены.
Назначенные ФИО1 выплаты не являются пенсией, но представляют собой страховые выплаты, которые производятся в счет возмещения вреда, причиненного работнику в результате несчастного случая на производстве.
В целом доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда и не содержат оснований к отмене решения.
На основании изложенного судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Котовой Риммы Евгеньевны, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, на решение Брейтовского районного суда Ярославской области от 26 сентября 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.