Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Преснова В.С, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колюховой М.А, с участием прокурора Лебедева А.Н, представителя административного истца Бобылева А.Д. по доверенности Меркулова С.Н, представителя административного ответчика Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности Стрекаловской Е.В, представителя заинтересованного лица Дачного некоммерческого партнерства "Спасские дачи" председателя правления Гарифулина Д.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бобылева Алексея Дмитриевича к Муниципальному совету Ярославского муниципального района Ярославской области о признании недействующими в части Правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, утвержденные решением Муниципального совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 29 ноября 2018 года N 87, Установил:
Решением Муниципального совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 29 ноября 2018г. N 87 утверждены Правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области.
Решение вместе с Правилами землепользования и застройки опубликовано в средстве массовой информации "Ярославский агрокурьер" 06 декабря 2018г. N 47.
В настоящее время Правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения действуют в редакции решения Муниципального совета Ярославского муниципального района от 28 марта 2019 года N 14.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области земельный участок с кадастровым номером N, собственником которого является Бобылев А.Д, отнесен к территориальной зоне сельскохозяйственного назначения СХ-1.
В административном исковом заявлении Бобылев А.Д. просит признать недействующими Правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к территориальной зоне сельскохозяйственного назначения СХ-1.
Административные исковые требования мотивированы тем, что при принятии Правил землепользования и застройки не было учтено, что принадлежащий административному истцу земельный участок имеет вид разрешенного использования "для размещения дачного некоммерческого партнерства "Спасские дачи" и ведения дачного хозяйства - дачное строительство". С указанным видом разрешенного использования земельный участок был поставлен на кадастровый учет 23 июня 2010г. Отнесение земельного участка к территориальной зоне СХ-1 исключает дачное строительство, противоречит положениям ч.ч. 1 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, нарушает права административного истца как собственника земельного участка по использованию участка в соответствии с его целевым назначением.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Меркулов С.Н. административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности Стрекаловская Е.В. административные исковые требования не признала.
Представитель заинтересованного лица Дачного некоммерческого партнерства "Спасские дачи" председателя правления Гарифулин Д.Н. поддержал административные исковые требования.
Прокурором Лебедевым А.Н. дано заключение об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Выслушав указанных лиц, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 ГрК РФ, части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 и частям 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил землепользования и застройки сельского поселения, которые являются документом градостроительного зонирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения соответствующего муниципального района. Правила землепользования и застройки сельского поселения утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления муниципального района.
Градостроительным кодексом Российской Федерации правила землепользования и застройки определяются как документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (статья 1 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 31 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в период разработки Правил и их принятия) подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. В случае приведения правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся.
Согласно Генеральному плану Ивняковского сельского поселения земельный участок административного истца с кадастровым номером 76:17:193201:92 располагается на землях сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья).
Тем самым, положения ч. 3 ст. 31 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в период разработки Правил) были учтены при разработке проекта правил землепользования и застройки.
18 января 2018 года принято постановление Администрации Ярославского муниципального района N 221 по подготовке проекта изменений Правил землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения, которое опубликовано в средстве массовой информации "Ярославский агрокурьер" 23 января 2018г. N 3 вместе с порядком и сроками проведения работ про подготовке проекта.
В соответствии с постановлением администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 22 мая 2018г. N 1155 (опубликовано в газете "Ярославский агрокурьер" 24 мая 2018г. N 19) приняты предложения по проекту Правил землепользования и застройки, поступившие от заинтересованных лиц, 23 июля 2018 года проведены публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения. По итогам публичных слушаний 18 сентября 2018г. принято заключение, опубликованное в газете "Ярославский агрокурьер" 22 сентября 2018г. N 37.
Таким образом, положения ч. 3 ст. 31 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в период разработки Правил) были учтены при разработке проекта правил землепользования и застройки.
Решение об утверждении Правил землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения принято на заседании Муниципального Совета Ярославского муниципального района 29 ноября 2018г. при наличии кворума представительного органа местного самоуправления.
Тем самым, Правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области приняты уполномоченным органом, с соблюдением порядка и формы принятия, требований закона о публикации нормативного правового акта.
Бобылев А.Д. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного примерно в "адрес". Месторасположение земельного участка относится к Ивняковскому сельскому поселению. В соответствии с оспариваемыми Правилами землепользования и застройки земельный участок отнесен к территориальной зоне сельскохозяйственного назначения СХ-1. В связи с этим Бобылев А.Д. вправе оспаривать указанные им положения Правил землепользования и застройки, так как оспоренные положения нормативного правового акта затрагивают его права.
Внесенные решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 28.03.2019г. N 14 изменения в Правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения не изменили правовой режим земельного участка, принадлежащего административному истцу.
Оснований полагать, что в оспариваемой части Правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения противоречат нормам права, имеющим большую юридическую силу, не имеется.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).
Виды территориальных зон, которые могут устанавливаться на территориях городских и сельских поселений, установлены ст. 35 ГрК РФ. Указанной нормой к числу таких зон относятся зоны сельскохозяйственного использования.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером N, принадлежащий административному истцу, образован из земельного участка с кадастровым номером N, который относился к землям сельскохозяйственного назначения, что подтверждается постановлением главы администрации Ярославского района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства", свидетельством о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, выданного крестьянскому (фермерскому) хозяйству "данные изъяты", альбомом карт Ярославского муниципального района от 2010 года, сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области от 18.12.2019г. N 23-01973\19.
Из указанных доказательств следует, что земельный участок с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" га состоял из пашни - "данные изъяты" га, сенокоса - "данные изъяты" га, то есть относился к сельскохозяйственным угодьям.
Оборот земельных участков, предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (п.1 ст. 77 Земельного кодекса РФ).
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п.2 ст. 77 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), субъектами, поименованным в данной норме.
Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (п.1 ст. 79 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
В соответствии с п. 2 ст. 7 этого кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Из указанных норм права следует, что для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на долгосрочную перспективу, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015г, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий (п. 54 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации).
Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области от 18.12.2019г. отсутствует информация об изъятии земельных участков с кадастровым номером N, а также земельного участка с кадастровым номером N, который образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, из состава земель сельхозугодий.
Согласно ст. 23 Правил землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения в перечень зон, выделенных на карте зон градостроительных регламентов (по видам и параметрам разрешенного использования недвижимости) Ивняковского сельского поселения, включена зона сельскохозяйственного использования СХ 1, для которой статьей 30 этих Правил определены основные виды разрешенного использования земельных участков: выращивание зерновых иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур; садоводство; выращивание льна; ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (без возведения объектов капитального строительства); питомники; скотоводство (сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, производство кормов).
В соответствии с п. 1 ст. 30 Правил землепользования и застройки территориальная зона СХ 1 выделены в целях сохранения и развития земель сельскохозйственного назначения. В отношении сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительный регламент не устанавливается.
Данные положения Правил землепользования и застройки не противоречат вышеприведенным нормам федерального законодательства.
В соответствии с ч. 10 ст. 35 и ч. 6 ст. 36 ГрК РФ зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента. С учетом названных положений и правил п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Из положений ст.ст. 11.2, 11.4 Земельного кодекса РФ не следует, что раздел земельного участка в безусловном порядке влечет изменение категории земель или земельных участков.
Нормы Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" также не предусматривают безусловное изменение категории земель или земельных участков в случае изменения вида разрешенного использования.
К настоящему времени категория земель, на которых расположен земельный участок административного истца, и самого земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, не изменена в установленном законом порядке.
Исходя из изложенного является обоснованным отнесение спорного земельного участка сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения к территориальной зоне СХ 1. Данное решение представительного органа местного самоуправления соответствует принципу сохранения целевого использования земельного участка, закрепленному в подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В связи с этим изменение вида разрешенного использования земельного участка не является безусловным основанием для утверждения о необоснованности установления территориальной зоны СХ 1.
В силу изложенного административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Бобылева Алексея Дмитриевича к Муниципальному Совету Ярославского муниципального района Ярославской области о признании недействующими Правила землепользования и застройки Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, утвержденные решением Муниципального совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 29 ноября 2018 года N 87, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к территориальной зоне сельскохозяйственного назначения (СХ-1) оставить без удовлетворения.
Муниципальному Совету Ярославского муниципального района опубликовать в средстве массовой информации газете "Ярославский агрокурьер" сообщение о принятом решении суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме.
Судья Ярославского областного суда: В.С. Преснов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.