Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Осиповой Е.А, судей Горбатовой Л.В. и Пучковой Л.В, при секретаре Минихановой Е.И, рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 16 сентября 2019 года по делу N 2-2865/2019, которым удовлетворены исковые требования Осадчая Е.В. к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области об обязании заключить договор аренды земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Осиповой Е.А, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Осадчая Е.В. обратилась в суд с иском, в котором просила обязать администрацию МО "Выборгский район" Ленинградской области заключить с ней договор аренды земельного участка площадью 1000 кв.м, с кадастровым номером N, сроком на 20 лет, расположенного по адресу: "адрес".
В обоснование заявленных требований указывала, что является собственником дачи - нежилого здания N, площадью 73, 8 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". Право собственности принадлежит истцу на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ. Государственная регистрация права собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, кадастровый номер объекта N.
Ранее указанная дача принадлежала ФИО2 на основании договора купли-продажи N от ДД.ММ.ГГГГ. Государственная регистрация права собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.
Под указанный дом в 2016 году был сформирован земельный участок площадью 1000 кв.м, участок поставлен на кадастровый учет в соответствии с материалами межевания, границы установлены, споров по границам нет. Кадастровый N. Указанный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, закрепленного за ЗАО "Киперорт" на праве аренды.
В мае 2019 года истец обратился в администрацию МО "Выборгский район" Ленинградской области с заявлением о предоставлении названного участка в аренду.
Письмом от 15 мая 2019 года истцу было отказано в заключении договора аренды в связи с тем, что категория спорного земельного участка относится к особо охраняемым территориям и объектам, при том, что на участок N категория земли не установлена.
В иске также указано, что Осадчая Е.В. принадлежит нежилое здание на праве собственности. В настоящее время земельные участки смежных с истцом землепользователей поставлены на кадастровый учет и многие из них являются собственностью граждан. Согласно сведениям из ЕГРН из земельного участка с кадастровым N образовано 46 земельных участков, поставленных на кадастровый учет в соответствии с межеванием, и предоставленных гражданам. Данные изменения были проведены на основании Постановления Главы администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области N от ДД.ММ.ГГГГ. Указанным постановлением был утвержден план территориального землеустройства земельного участка, находящегося в аренде у ЗАО "Киперорт", рекомендовано НДП "Каменка" в соответствии с утвержденным проектом решить вопрос о переводе земельного участка из категории "особо охраняемых территорий и объектов" в категорию земель "земли сельхозназначения" в соответствии с целевым назначением земли. Согласно постановлению N 3015 Некоммерческому дачному партнерству "Каменка" выделено 60301 кв.м, из них под земли рекреационного назначения выделено 44816 кв.м, 46000 кв. выделено в пользование физическим лицам.
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 16 сентября 2019 года исковые требования Осадчая Е.В. к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области об обязании заключения договора аренды земельного участка удовлетворены.
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области не согласился с законностью и обоснованностью решения суда, подал на него жалобу, в которой просит решение отменить и принять по делу новое об отказе в удовлетворении иска.
В основание жалобы указывает на то, что согласно координатам спорного земельного участка, переданного истцу в аренду, он находится на землях лесного фонда в выделе 3 квартала 92 Приморского участкового лесничества Рощинского лесничества. Невозможно определить вид разрешенного использования земельного участка, а также лицо, уполномоченное на распоряжение им.
Судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседании и не представивших доказательства уважительности причин неявки в суд.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для изменения решения суда.
Согласно материалам дела истец является собственником объекта недвижимости - нежилого здания дачи N площадью 73, 8 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Право собственности принадлежит Осадчая Е.В. на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ. Государственная регистрация права собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, кадастровый номер объекта N.
Ранее указанная дача принадлежала ФИО2 на основании договора купли-продажи N от ДД.ММ.ГГГГ. Государственная регистрация права собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.
Таким образом, земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности истцу, был сформирован, индивидуализирован и поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке.
Удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что ЗАО "Киперорт" не возражало против образования нового земельного участка из земель, находящихся у него в аренде сроком на 49 лет, спорный участок площадью 1000 кв.м сформирован в целях обслуживания находящегося на нем объекта недвижимости, а потому с истцом может быть заключен новый договор аренды без проведения торгов по основаниям подп. 1 п. 3, п. 4 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению городским имуществом Мэрии Санкт-Петербурга издано распоряжение N-р о передаче в срок до ДД.ММ.ГГГГ с баланса АООТ "Большой Гостиный двор" на баланс администрации Выборгского района пионерского лагеря им. Г. Титова, расположенного по адресу: "адрес".
На основании плана приватизации Универмага "Гостиный двор" и распоряжения N 795-р КУМИ Мэрии Санкт-Петербурга от 13 октября 1994 г. главой администрации Выборгского района 22 февраля 1995 года издано распоряжение N 433 о включении бывшего пионерского лагеря им. Г. Титова в реестр объектов муниципальной собственности.
Указанным постановлением КУМИ Выборгского района предоставлены полномочия по продаже АОЗТ "Киперорт" недвижимого имущества, в том числе зданий и сооружений, расположенных в пределах земельного участка, выделенного АОЗТ "Киперорт" в бессрочное постоянное пользование.
Согласно указанному постановлению в состав имущества, переходящего в муниципальную собственность, помимо движимого имущества, были включены объекты недвижимости - дачи детские под N, а также дом сторожа и две насосные будки.
ДД.ММ.ГГГГ между Фондом имущества г. Выборга и Выборгского района и АОЗТ "Киперорт" заключен договор купли-продажи имущества бывшего пионерлагеря им. Г. Титова, указанного в приложениях к постановлению N от ДД.ММ.ГГГГ
Право собственности АОЗТ "Киперорт" на приобретенное движимое, а также недвижимое имущество в виде детских дач под N N, зарегистрировано в установленном порядке, о чем ДД.ММ.ГГГГ обществу выдано свидетельство установленного образца.
Оставшееся недвижимое имущество, в том числе детские дачи, в состав которых входила и дача, принадлежащая в настоящее время истцу, явилось предметом продажи с аукциона.
ДД.ММ.ГГГГ КУГМИ МО "Выборгский район Ленинградской области" составлен протокол о результатах аукциона в форме закрытых торгов по продаже имущественного комплекса бывшего пионерского лагеря им. Г. Титова, согласно которому победителем аукциона признан ЗАО "Киперорт".
Между КУГМИ МО "Выборгский район Ленинградской области" (продавец) и ЗАО ПНФ "Киперорт" ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи имущественного комплекса пионерского лагеря им. "адрес", расположенного по адресу: "адрес".
В перечне объектов имущественного комплекса бывшего пионерлагеря им. Г. Титова, являющегося неотъемлемой частью договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и являющегося актом приема-передачи, фигурирует такой объект как дача детская N, которая вместе с другими объектами была передана ЗАО ПНФ "Киперорт".
В соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным по итогам аукциона, распоряжением КУГМИ МО "Выборгский район Ленинградской области" N от ДД.ММ.ГГГГ имущественный комплекс бывшего пионерского лагеря им. Г. Титова, передан покупателю ЗАО ПНФ "Киперорт".
Право собственности ЗАО "Киперорт" на приобретенные объекты недвижимости, в том числе дачу детскую N, зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем ДД.ММ.ГГГГ обществу выдано свидетельство установленного образца.
Возникновение у ЗАО "Киперорт" права собственности на объект недвижимости в виде дачи детской N позволило ему по своему усмотрению распорядиться данным объектом путем его отчуждения истцу на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Выборгского района издано постановление N, согласно которому земельный участок площадью 15, 0 га (прочие угодья), ранее выделенный магазину "Гостиный двор", передан в фонд Выборгской администрации по причине невыполнения прежним землепользователем проектно-изыскательских работ в установленный срок.
Названным постановлением земельный участок площадью 15 га (прочие угодья) предоставлен АОЗТ "Киперорт" в аренду на 25 лет с правом выкупа под реконструкцию пионерского лагеря с условием решения имущественно-правовых вопросов по сносу, переносу или продаже АОЗТ "Киперорт" строений и сооружений, попадающих в границу отвода.
Постановлением главы администрации Выборгского района от ДД.ММ.ГГГГ N срок аренды земельного участка площадью 15 га, предоставленный АОЗТ "Киперорт" в аренду сроком на 25 лет на основании постановления главы администрации Выборгского района N от ДД.ММ.ГГГГ, изменен на срок 49 лет.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Выборгского района Ленинградской области и ЗАО "Киперорт" заключен договор N аренды земель для несельскохозяйственных целей, согласно которому в аренду ЗАО "Киперорт" предоставлен земельный участок площадью 15 га под реконструкцию пионерского лагеря. Приложением к указанному договору явился план земель, предоставленных в аренду.
Указанный договор был зарегистрирован в установленном порядке, действовавшем до вступления в силу 31 января 1998 г. Федерального закона от 21 июля 1997 г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что подтверждается имеющейся в договоре аренды от ДД.ММ.ГГГГ записью о регистрации права аренды в Выборгкомземе администрации Выборгского района.
ДД.ММ.ГГГГ ЗАО "Киперорт" обратилось в администрацию МО "Выборгский район Ленинградской области" с заявлением о переоформлении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ с учетом изменения площади земельного участка.
Рассмотрев указанное заявление, земельная комиссия МО "Выборгский район Ленинградской области" приняла решение о том, что для переоформления договора аренды ЗАО "Киперорт" необходимо разработать схему перераспределения земельного участка; проектную документацию с определением границ по юридическим лицам; генеральный план с указанием всех вновь образованных земельных участков с нанесением трех видов границ: общей, субъектов, физических и юридических лиц.
Во исполнение решения комиссии ДД.ММ.ГГГГ ЗАО "Киперорт" получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение по отводу земельного участка площадью 0, 700 га под базу отдыха на 4 места и заключение государственного пожарного надзора от ДД.ММ.ГГГГ. В последнем документе имеется указание на планировочное решение дальнейшего использования земельного участка, предоставленного ЗАО "Киперорт" площадью 15 га, фактически занимаемой площадью 148940 кв.м, для размещения на данной территории четырех баз отдыха юридическими лицами, имеющими в собственности объекты недвижимости: ЗАО "Киперорт" - 6976 кв.м; ООО "Севзапоптторг" - 8 190 кв.м; ЗАО "Термолайн" - 10125 кв.м; ООО "Развитие пригородных территорий" - 17348 кв.м, а также 46 земельных участков площадью 1000 кв.м каждый (общая площадь 46000 кв.м) для физических лиц - собственников объектов недвижимости.
В материалах Проекта территориального переустройства имеется схема границ вновь образованных земельных участков в результате перераспределения земель, переданных в аренду ЗАО "Киперорт", а также проекты границ земельных участков, подлежащих предоставлению собственникам приобретенных у ЗАО "Киперорт" объектов недвижимости, с приложенными к ним правоустанавливающими документами о собственности, в том числе и проект границ земельного участка площадью 1 000 кв.м, сформированного под детскую дачу N, принадлежащую истцу.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось общее собрание акционеров ЗАО "Киперорт", на котором было принято решение об утверждении "Проекта территориального землеустройства и перераспределения земель ЗАО "Киперорт". Также было решено просить администрацию МО "Выборгский район" внести изменения в договор аренды N от ДД.ММ.ГГГГ, закрепив за ЗАО "Киперорт" земельный участок площадью 6974 кв.м, и произвести перераспределение земель между собственниками зданий и сооружений в соответствии с "Проектом территориального землеустройства".
Постановлением главы администрации МО "Выборгский район" N от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект территориального землеустройства земельного участка, находящегося в аренде сроком на 49 лет у ЗАО "Киперорт", расположенного на территории МО "Глебычевское сельское поселение" в районе пос. Прибылово (п-ов Киперорт), площадью 14, 8940 га (категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов) с образованием следующих земельных участков общей площадью: ЗАО "Киперорт" - 6976 кв.м, ООО "Севзапоптторг" - 8190 кв.м; ЗАО "Термолайн" - 10120 кв.м; ООО "Развитие пригородных территорий" - 17348 кв.м; НДП "Каменка" - 60301 кв.м, в том числе: дорога и проезды - 15025 кв.м, спортивная площадка 460 кв.м, места рекреационного назначения - 44816 кв.м; физические лица - 46000 кв.м (46 земельных участков площадью 1000 кв.м каждый). Этим же постановлением НДП "Каменка" рекомендовано в соответствии с утвержденным проектом решить вопрос по переводу земельного участка из категории "земли особо охраняемых территорий и объектов" в категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения" в соответствии с целевым назначением земли.
Указанным постановлением также утверждена корректировка генерального плана и распределение земель в пос. Каменка Глебычевской волости Выборгского района области с учетом перераспределения земельных участков, ранее составлявших единое землепользование ЗАО "Киперорт".Однако последующее заключение договоров аренды на вновь образованные земельные участки с собственниками объектов недвижимости, для использования которых формировались эти земельные участки, не состоялось по независящим от собственников причинам.
Анализ представленных в дело правоустанавливающих документов позволяет сделать вывод о том, что на протяжении длительного времени - с 1993 года по 2006 года действия администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области и ЗАО "Киперорт" последовательно были направлены изначально на возникновение у ЗАО "Киперорт" права аренды в отношении земельного участка площадью 15 га, ранее выделенного для организации пионерского лагеря им. Г. Титова, а в последствии - на изменение этих арендных отношений с учетом перераспределения земель с целью формирования новых земельных участков для их предоставления под объекты недвижимости, приобретенные юридическими и физическими лицами у ЗАО "Киперорт".
Как следует из материалов дела, решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку площадью 150000 кв.м, имеющему статус "ранее учтенный", был присвоен кадастровый N.
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены сведения об образовании из земельного участка с кадастровым номером N земельного участка с кадастровым N, сформированного под детскую дачу N, принадлежащую на праве собственности истцу.
Причем, если в отношении земельного участка площадью 1000 кв.м. с кадастровым N, сформированного истцом под дачу, в ЕГРН содержатся сведения о категории "земли особо охраняемых территорий и объектов", то в отношении земельного участка площадью 15 га с кадастровым N (ЗАО "Киперорт") в ЕГРН категория земель не установлена.
Именно эти расхождения в сведениях о категории земельных участков, которые, согласно Проекту территориального землеустройства и перераспределения земель земельного участка ЗАО "Киперорт", были образованы из земельного участка площадью 15 га с кадастровым номером N, явились для администрации МО "Выборгский район" препятствием к заключению договоров аренды с юридическими и физическими лицами - собственниками приобретенных у ЗАО "Киперорт" объектов недвижимости.
Понятие "категория земель" определено в Земельном кодексе РФ, введенном в действие на основании Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (ст. 7 Земельного кодекса РФ).
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами законодательством.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
В пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ указаны земельные участки, изъятые из оборота, в том числе, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).
В силу подпункта 1 пункта5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи настоящей статьи.
Таким образом, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, за исключением объектов, занятых государственными природными заповедниками и национальными парками, не изымаются из оборота, а лишь ограничиваются в обороте.
Статьей 94 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) иные особо ценные земли в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами.
Положение пункта 4 статьи 94 Земельного кодекса РФ определяет, что порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения, порядок их использования и охраны устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
Согласно пунктам 1, 6, 7 ст. 2 Закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады; ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 26 указанного Закона установлено, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
При этом положение пункта 7 статьи 95 Земельного кодекса РФ содержит запрет лишь на использование земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, в том числе, в целях предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, на которых в установленном порядке уполномоченным органом путем принятия нормативного акта образованы государственные природные заказники, являются землями особо охраняемых природных территорий, которые не подлежат отчуждению в частную собственность, но могут быть предметом сделок, не меняющих целевое назначение этого земельного участка, с соблюдением ограничений, установленных соответствующими нормативно-правовыми актами, изданными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в зависимости от принадлежности этого участка.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 22 марта 2013 г. N 150 утверждено "Положение о государственном природном комплексном заказнике "Выборгский", согласно которому государственный природный комплексный заказник "Выборгский" является особо охраняемой природной территорией регионального значения.
Заказник "Выборгский" образован решением Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся от 29 марта 1976 г. N145 "О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории Ленинградской области", включен в Перечень особо охраняемых природных территорий Ленинградской области, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 26 декабря 1996 г. N494 "О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством Российской Федерации существующей сети особо охраняемых территорий Ленинградской области".
В границах заказника проведено зонирование с выделением земельных участков и участков акватории, имеющих особый правовой режим, в том числе: - участки особо ценных природных комплексов и объектов общей площадью 11147, 9 га, к которым отнесены акватория Выборгского залива (кроме акватории подходного фарватера к ОАО "Выборгская целлюлоза" в Ключевской бухте и акватории проектируемого фарватера морского порта Высоцк) площадью 6 802, 8 га; острова и полуостров Киперорт общей площадью 4344, 1 га, в том числе земельные участки из земель лесного фонда (входящие в границы заказника кварталы Глебычевского, Приморского и Советского участковых лесничеств Рощинского лесничества) общей площадью 3 984, 9 га и земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель обороны общей площадью 359, 2 га; - участки интенсивного природопользования общей площадью 156, 2 га, к которым отнесены земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенный на восточном побережье полуострова Киперорт и примыкающей к кварталам 90 и 92 Приморского участкового лесничества Рощинского лесничества, площадью 17 га, и земельный участок площадью 139, 2 га, представляющий собой часть акватории Выборгского залива, включающей коридор проходящего фарватера шириной 60 м к ОАО "Выборгская целлюлоза" в Ключевской бухте и проектируемый коридор фарватера морского порта Высоцк.
В силу правила, закрепленного в подпункте 2 пункта 12.2 Положения о заказнике "Выборгский", в пределах земельного участка интенсивного природопользования разрешается предоставление земельных участков под организацию садоводств, огородничеств, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства по согласованию с уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 13 Положения о заказнике "Выборгский" объявление территории государственным природным заказником не влечет изъятия земельных участков у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
Следовательно, нормативно-правовым актом, изданным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Правительством Ленинградской области в пределах предоставленных ему полномочий, установлен ограниченный режим пользования земельным участком в границах государственного природного комплексного заказника "Выборгский", который допускает предоставление в аренду земельного участка (участков), расположенных в пределах зоны интенсивного природопользования.
Согласно схеме границ и зонирования территории заказника "Выборгский" земельный участок территории бывшего пионерского лагеря им. Г. Титова, предоставленный ЗАО "Киперорт" в аренду сроком на 49 лет на основании постановления администрации МО "Выборгский район" от 16 января 1997 года, перераспределение которого утверждено постановлением администрации МО "Выборгский район" 18 июля 2006 года, располагается в пределах границ заказника в зоне интенсивного природопользования.
Нахождение земельного участка с кадастровым номером N, сформированного истцом под объект недвижимости - дачу детскую N и имеющего разрешенное использование "под реконструкцию пионерского лагеря", в зоне интенсивного природопользования заказника "Выборгский" подтверждается материалами дела.
В силу закона государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе, федеральным государственным информационным ресурсом. Следовательно, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости. Доказательств отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, в нарушении ст. 56 ГПК РФ, комитетом представлено не было. Напротив, из материалов усматривается, что земельный участок истца относится к зоне интенсивного природопользования заказника "Выборгский", в связи с чем не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы комитета о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда в выделе 3 квартала 92 Приморского участкового лесничества Рощинского лесничества, которому присвоен кадастровый N. При этом следует отметить, что согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым N поставлен на государственный кадастровый учет без установления координат.
Ограничение оборотоспособности земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения в зоне интенсивного природопользования, не включает в себя запрет на предоставление таких земельных участков в аренду.
Судебная коллегия признает обоснованным вывод суда о возникновении у истца права на заключение с администрацией МО "Выборгский район" договора аренды указанного земельного участка без проведения торгов по основаниям ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, в том числе в их совокупности, применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Доводы жалобы не содержат оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к несогласию с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь статьей 327.1, пунктом 1 статьи 328, частью 1 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда, определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 16 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Киселева С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.