Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего судьи ФИО7, судей Осиповой Е.А, Пучковой Л.В, при секретаре ФИО4, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело 2-2839/2019 по апелляционной жалобе Комитета по природным ресурсам "адрес" на решение Выборгского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворен иск ФИО1 к администрации Муниципального образования " "адрес"" "адрес" об обязании заключить договор аренды земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда ФИО7, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
ФИО1 обратилась в Выборгский городской суд с иском к администрации МО " "адрес"" об обязании заключить с ней договор аренды земельного участка площадью 1000 кв.м с кадастровым номером 47:01:132001:1465, расположенного по адресу: "адрес", Глебычевский массив, Ключевская дорога, уч. N, сроком на 20 лет.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что является собственником нежилого здания - дачи детской N площадью 51, 3 кв.м с кадастровым номером 47:01:0000000:23124, расположенного по адресу: "адрес", Глебычевский массив, Ключевская дорога, "адрес".
В 2016 году под здание дачи был сформирован земельный участок площадью 1000 кв.м, который поставлен на кадастровый учет в границах, установленных по результатам межевания, с присвоением кадастрового номера 47:01:1323001:1465. Земельный участок образован путем раздела земельного участка площадью 14, 8940 га (148 940 кв.м) с кадастровым номером 47:01:0000000:11228, предоставленного в 1997 году ЗАО "Киперорт" в аренду сроком на 49 лет.
На заявление в администрацию МО " "адрес"" о предоставлении земельного участка в аренду истцу было отказано со ссылкой на то, что категория земельного участка относится к особо охраняемым территориям.
Дело в суде первой инстанции рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Решением Выборгского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ иск к администрации МО " "адрес"" удовлетворен.
Суд обязал администрацию Муниципального образования " "адрес"" "адрес" заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка площадью 1000 кв.м с кадастровым номером 47:01:1323001:1465, расположенного по адресу: "адрес", Выборгский муниципальный район, Глебычевский массив, Ключевская дорога, участок N, сроком на 20 лет.
Комитет по природным ресурсам "адрес" не согласился с законностью и обоснованностью постановленного решения, представил апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение Выборгского городского суда тот ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы ее податель указал, что по координатам границ переданного истцу в аренду земельного участка он находится на землях лесного фонда в 92 квартале Приморского участкового лесничества Рощинского лесничества, которому присвоен кадастровый N, что делает невозможным передачу участка истцу в аренду.
Судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседании и не представивших доказательства уважительности причин неявки в суд.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для изменения решения суда.
Согласно материалам дела истец является собственником объекта недвижимости - нежилого здания дачи детской N площадью 51, 3 кв.м с кадастровым номером 47:01:0000000:23124, расположенного по адресу: "адрес", Глебычевский массив, Ключевская дорога, "адрес".
Право собственности истца на объект недвижимости возникло на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО5 (даритель) и ФИО1 (одаряемый).
Ранее указанная дача принадлежала ФИО5 на основании договора купли-продажи N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ЗАО "Киперрорт". Государственная регистрация права собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 1000 кв.м по адресу: "адрес", Глебычевский массив, Ключевская дорога, "адрес" поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 47:01:1323001:1465.
Таким образом, земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, принадлежавший на праве собственности истцу, был сформирован, индивидуализирован и поставлен на кадастровый учет в установленном законом порядке.
Удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что ЗАО "Киперорт" не возражало против образования нового земельного участка из земель, находящихся у него в аренде сроком на 49 лет, спорный участок площадью 1000 кв.м сформирован в целях обслуживания находящегося на нем объекта недвижимости, а потому с истцом может быть заключен новый договор аренды без проведения торгов по основаниям подп. 1 п. 3, п. 4 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.
Основным доводом апелляционной жалобы Комитета по природным ресурсам "адрес" является то, что земельный участок, сформированный истцом для обслуживания принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости, не может быть предоставлен в аренду, поскольку участок находится на землях лесного фонда в квартале 92 Приморского участкового лесничества Рощинского лесничества "адрес".
Указанное обстоятельство не может быть принято судом во внимание по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению городским имуществом Мэрии Санкт-Петербурга издано распоряжение N-р о передаче в срок до ДД.ММ.ГГГГ с баланса АООТ "Большой Гостиный двор" на баланс администрации "адрес" пионерского лагеря им. "адрес", расположенного по адресу: "адрес".
На основании плана приватизации Универмага "Гостиный двор" и распоряжения N-р КУМИ Мэрии Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ главой администрации "адрес" ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение N о включении бывшего пионерского лагерь им. "адрес" в реестр объектов муниципальной собственности.
Указанным постановлением КУМИ "адрес" предоставлены полномочия по продаже АОЗТ "Киперорт" недвижимого имущества, в том числе зданий и сооружений, расположенных в пределах земельного участка, выделенного АОЗТ "Киперорт" в бессрочное постоянное пользование.
Согласно указанному постановлению в состав имущества, переходящего в муниципальную собственность, помимо движимого имущества, были включены объекты недвижимости - дачи детские под N Nа, 18, 20, 20а, 21, 28, 29, 33, 39, 40, а также дом сторожа и две насосные будки.
ДД.ММ.ГГГГ между Фондом имущества "адрес" и "адрес" и АОЗТ "Киперорт" заключен договор купли-продажи имущества бывшего пионерлагеря им. "адрес", указанного в приложениях к постановлению N от ДД.ММ.ГГГГ.
Право собственности АОЗТ "Киперорт" на приобретенное движимое, а также недвижимое имущество в виде детских дач под N Nа, 18, 20, 20а, 21, 28, 29, 33, 39, 40 зарегистрировано в установленном порядке, о чем ДД.ММ.ГГГГ обществу выдано свидетельство установленного образца.
Оставшееся недвижимое имущество, в том числе детские дачи, в состав которых входила и дача, принадлежащая в настоящее время истцу, явилось предметом продажи с аукциона.
ДД.ММ.ГГГГ КУГМИ МО " "адрес"" составлен протокол о результатах аукциона в форме закрытых торгов по продаже имущественного комплекса бывшего пионерского лагеря им. "адрес", согласно которому победителем аукциона признано ЗАО "Киперорт".
ДД.ММ.ГГГГ между КУГМИ МО " "адрес"" (продавец) и ЗАО ПНФ "Киперорт" заключен договор купли-продажи имущественного комплекса пионерского лагеря им. "адрес", расположенного по адресу: "адрес", Глебычевская волость, "адрес".
В перечне объектов имущественного комплекса бывшего пионерлагеря им. "адрес", являющегося неотъемлемой частью договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и являющегося актом приема-передачи, фигурирует такой объект как дача детская N, которая вместе с другими объектами была передана ЗАО ПНФ "Киперорт".
В соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным по итогам аукциона, распоряжением КУГМИ МО " "адрес"" N от ДД.ММ.ГГГГ имущественный комплекс бывшего пионерского лагеря им. "адрес", передан покупателю ЗАО ПНФ "Киперорт".
Право собственности ЗАО "Киперорт" на приобретенные объекты недвижимости, в том числе дачу детскую N зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем ДД.ММ.ГГГГ обществу выдано свидетельство установленного образца.
Возникновение у ЗАО "Киперорт" права собственности на объект недвижимости в виде дачи детской N позволило ему по своему усмотрению распорядиться данным объектом путем его отчуждения ФИО5 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации "адрес" издано постановление N, согласно которому земельный участок площадью 15, 0 га (прочие угодья), ранее выделенный магазину "Гостиный двор", передан в фонд Выборгской администрации по причине невыполнения прежним землепользователем проектно-изыскательских работ в установленный срок.
Этим же постановлением земельный участок площадью 15 га (прочие угодья) предоставлен АОЗТ "Киперорт" в аренду на 25 лет с правом выкупа под реконструкцию пионерского лагеря с условием решения имущественно-правовых вопросов по сносу, переносу или продаже АОЗТ "Киперорт" строений и сооружений, попадающих в границу отвода.
Постановлением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N срок аренды земельного участка площадью 15 га, предоставленный АОЗТ "Киперорт" в аренду сроком на 25 лет на основании постановления главы администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ, изменен на срок 49 лет.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией "адрес" и ЗАО "Киперорт" заключен договор N аренды земель для несельскохозяйственных целей, согласно которому в аренду ЗАО "Киперорт" предоставлен земельный участок площадью 15 га под реконструкцию пионерского лагеря. Приложением к указанному договору является план земель, предоставленных в аренду.
Указанный договор был зарегистрирован в установленном порядке, действовавшем до вступления в силу ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что подтверждается имеющейся в договоре аренды от ДД.ММ.ГГГГ записью о регистрации права аренды в Выборгкомземе администрации "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ ЗАО "Киперорт" обратилось в администрацию МО " "адрес"" с заявлением о переоформлении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ с учетом изменения площади земельного участка.
Рассмотрев указанное заявление, земельная комиссия МО " "адрес"" приняла решение о том, что для переоформления договора аренды ЗАО "Киперорт" необходимо разработать схему перераспределения земельного участка; проектную документацию с определением границ по юридическим лицам; генеральный план с указанием всех вновь образованных земельных участков с нанесением трех видов границ: общей, субъектов, физических и юридических лиц.
Во исполнение решения комиссии ДД.ММ.ГГГГ ЗАО "Киперорт" получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение по отводу земельного участка площадью 0, 700 га под базу отдыха на 4 места и заключение государственного пожарного надзора от ДД.ММ.ГГГГ. В последнем документе имеется указание на планировочное решение дальнейшего использования земельного участка, предоставленного ЗАО "Киперорт" площадью 15 га, фактически занимаемой площадью 148940 кв.м, для размещения на данной территории четырех баз отдыха юридическими лицами, имеющими в собственности объекты недвижимости: ЗАО "Киперорт" - 6976 кв.м; ООО "Севзапоптторг" - 8 190 кв.м; ЗАО "Термолайн" - 10125 кв.м; ООО "Развитие пригородных территорий" - 17348 кв.м, а также 46 земельных участков площадью 1000 кв.м каждый (общая площадь 46000 кв.м) для физических лиц - собственников объектов недвижимости.
В материалах Проекта территориального переустройства имеется схема границ вновь образованных земельных участков в результате перераспределения земель, переданных в аренду ЗАО "Киперорт", а также проекты границ земельных участков, подлежащих предоставлению собственникам приобретенных у ЗАО "Киперорт" объектов недвижимости, с приложенными к ним правоустанавливающими документами о собственности, в том числе, проект границ земельного участка площадью 1 000 кв.м, сформированного под детскую дачу N, принадлежавшую истцу.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось общее собрание акционеров ЗАО "Киперорт", на котором было принято решение об утверждении Проекта территориального землеустройства и перераспределения земель ЗАО "Киперорт". Также было решено просить администрацию МО " "адрес"" внести изменения в договор аренды N от ДД.ММ.ГГГГ, закрепив за ЗАО "Киперорт" земельный участок площадью 6974 кв.м, и произвести перераспределение земель между собственниками зданий и сооружений в соответствии с "Проектом территориального землеустройства".
Постановлением главы администрации МО " "адрес"" N от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект территориального землеустройства земельного участка, находящегося в аренде сроком на 49 лет у ЗАО "Киперорт", расположенного на территории МО "Глебычевское сельское поселение" в районе "адрес" (п-ов Киперорт), площадью 14, 8940 га (категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов) с образованием следующих земельных участков общей площадью: ЗАО "Киперорт" - 6976 кв.м, ООО "Севзапоптторг" - 8190 кв.м; ЗАО "Термолайн" - 10120 кв.м; ООО "Развитие пригородных территорий" - 17348 кв.м; НДП "Каменка" - 60301 кв.м, в том числе: дорога и проезды - 15025 кв.м, спортивная площадка 460 кв.м, места рекреационного назначения - 44816 кв.м; физические лица - 46000 кв.м (46 земельных участков площадью 1000 кв.м каждый). Этим же постановлением НДП "Каменка" рекомендовано в соответствии с утвержденным проектом решить вопрос по переводу земельного участка из категории "земли особо охраняемых территорий и объектов" в категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения" в соответствии с целевым назначением земли.
Указанным постановлением также утверждена корректировка генерального плана и распределение земель в "адрес" волости "адрес" области с учетом перераспределения земельных участков, ранее составлявших единое землепользование ЗАО "Киперорт".
Однако последующее заключение договоров аренды на вновь образованные земельные участки с собственниками объектов недвижимости, для использования которых формировались эти земельные участки, не состоялось по независящим от собственников причинам.
Анализ представленных в дело правоустанавливающих документов позволяет сделать вывод о том, что на протяжении длительного времени - с 1993 года по 2006 год действия администрации МО " "адрес"" "адрес" и ЗАО "Киперорт" последовательно были направлены изначально на возникновение у ЗАО "Киперорт" права аренды в отношении земельного участка площадью 15 га, ранее выделенного для организации пионерского лагеря им. "адрес", а в последствии - на изменение этих арендных отношений с учетом перераспределения земель с целью формирования новых земельных участков для их предоставления под объекты недвижимости, приобретенные юридическими и физическими лицами у ЗАО "Киперорт".
Как следует из материалов дела решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку площадью 150000 кв.м, имеющему статус "ранее учтенный", был присвоен кадастровый N.
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесены сведения об образовании из земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:11228 земельного участка с кадастровым номером 47:01:1323001:1465, сформированного под детскую дачу N, принадлежащую на праве собственности истцу.
Причем, если в отношении земельного участка площадью 1000 кв.м с кадастровым номером 47:01:1323001:1465, сформированного истцом под дачу, в ЕГРН содержатся сведения о категории "земли особо охраняемых территорий и объектов", то в отношении земельного участка площадью 15 га с кадастровым N (ЗАО "Киперорт") в ЕГРН категория земель не установлена.
Именно эти расхождения в сведениях о категории земельных участков, которые, согласно Проекту территориального землеустройства и перераспределения земель земельного участка ЗАО "Киперорт", были образованы из земельного участка площадью 15 га с кадастровым номером 47:01:0000000:11228, явились для администрации МО " "адрес"" препятствием в заключении договоров аренды с юридическими и физическими лицами - собственниками приобретенных у ЗАО "Киперорт" объектов недвижимости.
Понятие "категория земель" определено в Земельном кодексе РФ, введенном в действие на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (ст. 7 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (п. 3 ст. 27 ЗК РФ).
В пункте 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ перечислены земельные участки, изъятые из оборота, в том числе, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи настоящей статьи (подп. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ).
Таким образом, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, за исключением объектов, занятых государственными природными заповедниками и национальными парками, не изымаются из оборота, а лишь ограничиваются в обороте.
Статьей 94 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) иные особо ценные земли в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами.
Положением п. 4 ст. 94 Земельного кодекса РФ определено, что порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения, порядок их использования и охраны устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности (п. 2 ст. 95 ЗК РФ).
На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (п. 3 ст. 95 ЗК РФ).
На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.
В соответствии с пунктами 1, 6, 7 ст. 2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады; ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 26 этого же Закона установлено, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Положение п. 7 ст. 95 Земельного кодекса РФ содержит запрет лишь на использование земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, в том числе, в целях предоставления земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности, на которых в установленном порядке уполномоченным органом путем принятия нормативного акта образованы государственные природные заказники, являются землями особо охраняемых природных территорий, которые не подлежат отчуждению в частную собственность, но могут быть предметом сделок, не меняющих целевое назначение этого земельного участка, с соблюдением ограничений, установленных соответствующими нормативно-правовыми актами, изданными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в зависимости от принадлежности этого участка.
Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено "Положение о государственном природном комплексном заказнике "Выборгский", согласно которому государственный природный комплексный заказник "Выборгский" является особо охраняемой природной территорией регионального значения.
Заказник "Выборгский" образован решением Исполнительного комитета "адрес" Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ N "О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории "адрес"", включен в Перечень особо охраняемых природных территорий "адрес", утвержденный постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством Российской Федерации существующей сети особо охраняемых территорий "адрес"".
В границах заказника проведено зонирование с выделением земельных участков и участков акватории, имеющих особый правовой режим, в том числе: - участки особо ценных природных комплексов и объектов общей площадью 11147, 9 га, к которым отнесены акватория Выборгского залива (кроме акватории подходного фарватера к ОАО "Выборгская целлюлоза" в Ключевской бухте и акватории проектируемого фарватера морского порта Высоцк) площадью 6 802, 8 га; острова и полуостров Киперорт общей площадью 4344, 1 га, в том числе земельные участки из земель лесного фонда (входящие в границы заказника кварталы Глебычевского, Приморского и Советского участковых лесничеств Рощинского лесничества) общей площадью 3 984, 9 га и земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель обороны общей площадью 359, 2 га; - участки интенсивного природопользования общей площадью 156, 2 га, к которым отнесены земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенный на восточном побережье полуострова Киперорт и примыкающей к кварталам 90 и 92 Приморского участкового лесничества Рощинского лесничества, площадью 17 га, и земельный участок площадью 139, 2 га, представляющий собой часть акватории Выборгского залива, включающей коридор проходящего фарватера шириной 60 м к ОАО "Выборгская целлюлоза" в Ключевской бухте и проектируемый коридор фарватера морского порта Высоцк.
В силу правила, закрепленного в подп. 2 п. 12.2 Положения о заказнике "Выборгский", в пределах земельного участка интенсивного природопользования разрешается предоставление земельных участков под организацию садоводств, огородничеств, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства по согласованию с уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 13 Положения о заказнике "Выборгский" объявление территории государственным природным заказником не влечет изъятия земельных участков у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
Таким образом, нормативно-правовым актом, изданным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - "адрес" в пределах предоставленных ему полномочий, установлен ограниченный режим пользования земельным участком в границах государственного природного комплексного заказника "Выборгский", который допускает предоставление в аренду земельного участка (участков), расположенных в пределах зоны интенсивного природопользования.
Согласно схеме границ и зонирования территории заказника "Выборгский" земельный участок территории бывшего пионерского лагеря им. "адрес", предоставленный ЗАО "Киперорт" в аренду сроком на 49 лет на основании постановления администрации МО " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ, перераспределение которого утверждено постановлением администрации МО " "адрес"" ДД.ММ.ГГГГ, располагается в пределах границ заказника в зоне интенсивного природопользования.
Нахождение земельного участка с кадастровым номером 47:01:1323001:1465, сформированного истцом под объект недвижимости - дачу детскую N и имеющего разрешенное использование "под реконструкцию пионерского лагеря", в зоне интенсивного природопользования заказника "Выборгский" подтверждается материалами дела.
Таким образом, ограничение оборотоспособности земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения в зоне интенсивного природопользования, вопреки доводам жалобы, не включает в себя запрет на предоставление таких земельных участков в аренду.
Доводы жалобы о невозможности предоставления испрашиваемого истцом земельного участка в аренду ввиду нахождения его на землях лесного фонда в 92 квартале Приморского участкового лесничества Рощинского лесничества, которому присвоен кадастровый N, также не могут явиться основанием для отмены постановленного решения суда, поскольку опровергается совокупностью представленных в дело документов.
В соответствии со ст. 6.1. Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 538-ФЗ) к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли (часть 1). К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие) (часть 2). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие) (часть 3). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств (часть 4).
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, на уполномоченные государственные органы возложена обязанность по согласованию данных государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от ДД.ММ.ГГГГ N-О и N-О сведения о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, имеют приоритет перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации.
В нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, Комитетом по природным ресурсам "адрес" не представлены доказательства тому, что спорный земельный участок с кадастровым номером 47:01:1323001:1465 находится в границах квартала 92 Приморского участкового лесничества Рощинского лесничества "адрес".
Так, из ответа ЛОГКУ "Ленобллес" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорный земельный участок согласно, представленной Рощинским лесничеством информации, предположительно расположен на землях лесного фонда в квартале 92 Приморского участкового лесничества Рощинского лесничества.
Из ответа Рощинского лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером 47:01:1323001:1465 земли лесного фонда Приморского участкового лесничества Рощинского лесничества не занимает.
Между тем, согласно межевому плану, подготовленному в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером 47:01:1323001:1465, образуемый земельный участок не занимает земли Приморского участкового лесничества Рощинского лесничества "адрес".
Представленными материалами подтверждается факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 47:01:1323001:1465, сформированного истцом под объект недвижимости, имеющего разрешенное использование - под реконструкцию пионерского лагеря, в зоне интенсивного природопользования заказника "Выборгский".
Как было указано ранее, заказник "Выборгский" расположен на территории муниципального образования " "адрес"" "адрес" в 10 километрах к северу от "адрес" на полуострове Киперорт и на группе островов Выборгского залива. Площадь заказника - 11 304, 1 га, в том числе 6941 га акватории Выборгского залива.
В границах заказника проведено зонирование с выделением земельных участков и участков акватории, имеющих особый правовой режим, в том числе: - участки особо ценных природных комплексов и объектов и - участки интенсивного природопользования общей.
В силу правила, закрепленного в подпункте 2 пункта 12.2. Положения о заказнике "Выборгский", в пределах земельного участка интенсивного природопользования разрешается предоставление земельных участков под организацию садоводств, огородничеств, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства по согласованию с уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 13 Положения о заказнике "Выборгский" объявление территории государственным природным заказником не влечет изъятия земельных участков у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
Таким образом, нормативно-правовым актом, изданным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - "адрес" в пределах предоставленных ему полномочий, установлен ограниченный режим пользования земельным участком в границах государственного природного комплексного заказника "Выборгский", который допускает предоставление в аренду земельного участка (участков), расположенных в пределах зоны интенсивного природопользования.
Согласно схеме границ и зонирования территории заказника "Выборгский" земельный участок территории бывшего пионерского лагеря им. "адрес", предоставленный ЗАО "Киперорт" в аренду сроком на 49 лет на основании постановления администрации муниципального образования " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ, перераспределение которого утверждено постановлением администрации муниципального образования " "адрес"" ДД.ММ.ГГГГ, располагается в пределах границ заказника в зоне интенсивного природопользования.
Факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 47:01:1323001:1465, сформированного ФИО1 под объект недвижимости - дачу N, и имеющего разрешенное использование - под реконструкцию пионерского лагеря, в зоне интенсивного природопользования заказника "Выборгский" подтверждается ответами Комитета по природным ресурсам "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости, доказательства отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда Комитетом по природным ресурсам "адрес" не представлены, довод апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, не может быть признан обоснованным.
Поскольку истец просит предоставить земельный участок в порядке переоформления ранее возникших прав в связи с произошедшей сменой арендатора в силу закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае подлежат применению нормы Земельного кодекса Российской Федерации.
Покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.
Став арендатором земельного участка в силу закона, истец обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал на тот факт, что собственник земельного участка обязан заключить с собственником недвижимого имущества договор аренды земельного участка, занятого таким имуществом и необходимым для его использования, в силу положений статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку при переходе права собственности на строение произошла смена арендатора земельного участка в силу закона, все условия использования земельного участка, права и обязанности арендатора земельного участка для нового собственника объекта недвижимого имущества по действующему договору аренды распространяются в том же объеме, что и для прежнего его собственника.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 8 статьи 39.8. Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка, являющегося исходным, в случае предоставления в аренду земельного участка, образованного из исходного земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок предоставлен юридическому лицу для комплексного освоения территории.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения.
Судом первой инстанции установлено, что договор аренды с ЗАО "Киперорт" заключен ДД.ММ.ГГГГ на срок 49 лет, соответственно с истцом может быть заключен договор аренды на срок 28 лет.
В этой связи, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о возможности прекращения у ЗАО "Киперорт" права аренды земельного участка площадью 1000 кв. м с кадастровым номером 47:01:1323001:1465, сформированного согласно им же принятому ДД.ММ.ГГГГ решению о перераспределении арендованного земельного участка между собственниками объектов недвижимости, утвержденному постановлением администрации муниципального образования " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ N, и возникновении у ФИО1 права на заключение с администрацией муниципального образования " "адрес"" договора аренды указанного земельного участка без проведения торгов по основаниям статьи 39.6. Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом верно; обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального Российской Федерации; позиция суда подробно изложена в мотивировочной части решения.
Доводы жалобы не содержат оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к несогласию с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по природным ресурсам "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья ФИО6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.