Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Кордюковой Г.Л.
судей
Козловой Н.И, Селезневой Е.Н.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М, рассмотрела в открытом судебном заседании 17 декабря 2019 года апелляционную жалобу Лебедевой М. Н. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 17 сентября 2019 года по гражданскому делу N 2-2455/2019 по иску Лебедевой М. Н. к Жилищному Комитету Санкт-Петербурга об обязании предоставить социальную выплату для приобретения жилья.
Заслушав доклад судьи Кордюковой Г.Л, выслушав объяснения истца Лебедевой М.Н, ее представителя Струкова А.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя третьего лица СПб ГБУ "Горжилобмен" - Петленко Е.С, полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лебедева М.Н. обратилась в Ленинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к СПб ГБУ "Горжилобмен" об обязании произвести определенные действия, а именно предоставить социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в размере 678 95 руб.
В обоснование исковых требований истец Лебедева М.Н. указала, что зарегистрирована и проживает по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" однокомнатной квартире ее внучки Преображенской О. И. совместно с своим сыном, а также семьей внучки. Совместное проживание усложняется наличием у нее заболеваний. Других жилых помещений она не имеет, имеет льготы как ветеран труда и инвалид общего заболевания, признана нуждающейся в специальной социальной защите Администрацией Петроградского района Санкт-Петербурга. В соответствии с ответом Жилищного комитета Санкт-Петербурга на обращение депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Сысоева В.И. она обратилась к ответчику по вопросу оперативного рассмотрения улучшения ее жилищных условий путем предоставления и использования социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Однако в оперативном рассмотрении вопроса улучшения ее жилищных условий ей было отказано.
Определением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 20.05.2019 г. в связи с заменой ответчика СПБ ГБУ "Горжилобмен" на Жилищный комитет Санкт-Петербурга дело было направлено на рассмотрение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования было привлечено СПб ГБУ "Горжилобмен".
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 17 сентября 2019 года в удовлетворении исковых требований Лебедевой М.Н. отказано.
В апелляционной жалобе истец Лебедева М.Н. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель ответчика Жилищного Комитета Санкт-Петербурга не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении судебного заседания или рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие не заявлял. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Лебедева М. Н. проживает по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" однокомнатной квартире общей площадью 29, 10 кв.м, принадлежащей ее сыну Лебедеву И. В. и внучке Преображенской О. И, является инвали "адрес" группы, состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 24.03.2000 года как Ветеран труда и инвалид общего заболевания в Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга.
29.12.2017 г. Лебедева М. Н. обратилась в СПб ГБУ "Горжилобмен" с заявлением о предоставлении ей безвозмездной субсидии для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств федерального бюджета по ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", приложив к заявлению копию паспорта, справку МСЭ, справку из Пенсионного фонда, свидетельство о рождении, справку о заключении брака, свидетельство о расторжении брака, справку очередника, СНИЛС.
Письмом от 05.02.2018 г. СПб ГБУ "Горжилобмен" истец была уведомлена, что ее документы учтены по дате принятия ее на жилищный учет. Одновременно ей было разъяснено, предоставление безвозмездной субсидии осуществляется в порядке очередности путем формирования Списка с учетом объема выделенных денежных средств из бюджетов, в Список на 2018 год включены фаждане льготной категории с датой принятия на жилищный учет по 13.12.1984 г, обратившиеся с заявлением до 14.12.2017 г.
Разрешая спор по существу, принимая во внимание, что согласно сведений предоставленных ответчиком и СПб ГБУ "Горжилобмен" в 2018 году, безвозмездными субсидиями для приобретения или строительства жилья производилось в отношении инвалидов вставших на жилищный учет по 13.12.1984 год, в настоящее время более поздний год, но не год принятия на учет истца, а также, что оснований для предоставления безвозмездной субсидии во внеочередном и первоочередном порядке истцу судом установлено не было, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу безвозмездной субсидии на приобретение жилых помещений без учета даты постановки на жилищный учет.
Также, руководствуясь ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком права истца по улучшению жилищных условий с учетом предоставляемого из федерального бюджета объема денежных средств для предоставления субсидий не нарушаются. Истец не лишен права решить вопрос улучшения своих жилищных условий с использованием программ по содействию в улучшении жилищных условий, а также путем предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда в администрации района по месту жительства.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании тщательного исследования всех представленных по делу доказательств в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.
В части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе гражданам, являющимися собственниками (членами семьи собственника) жилых помещений, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В силу ст. 17 указанного закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. При этом обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ вступил в силу с 01 января 2005 года, указанным Законом Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" был дополнен статьей 28.2.
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 г. N614 были утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Данные Правила определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспеченностью жильем ветеранов и инвалидов вставших на учет до 01.01.2015.
Пунктом 3 Правил субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке предоставляемом органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Во исполнение предписаний федерального законодателя в Санкт-Петербурге принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 г. N 312 "О порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений", согласно п. 1.3 которого гражданам, указанным в ст. 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", безвозмездные субсидии предоставляются за счет субвенций, предоставляемых на эти цели из федерального бюджета в составе Федерального фонда компенсаций. Членам семьи, включенным в учетные дела граждан, указанных в пункте 1.3 настоящего Положения, безвозмездные субсидии предоставляются при предоставлении безвозмездных субсидий гражданам, указанным в пункте 1.3 настоящего Положения (п. 1.4).
Пунктом 2.1 Положения определено, что безвозмездные субсидии предоставляются гражданам, указанным в п. 1.2 Положения, в порядке очередности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Безвозмездные субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 1.3 настоящего Положения, в порядке очередности исходя из даты постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 06.10.2008 г. N 679-0, правовое регулирование, предпринятое федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты населения, направлено, как следует из содержания статей 17 и 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 29.12.2004 г. N 199-ФЗ, на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 г, путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенции из федерального бюджета. Указанным Федеральным законом субъектам Российской Федерации переданы полномочия по обеспечению жильем инвалидов, а в качестве условия определения объема обязательств в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, установлен срок постановки инвалида на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года. Таким образом, обеспечение инвалидов жилыми помещениями производится за счет федерального бюджета.
Согласно пункту 1.1 распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 31.08.2016 г. N 1319-р "Об утверждении Административного регламента Жилищного комитета по предоставлению государственной услуги по предоставлению социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий", предусмотрено, что предметом регулирования настоящего Административного регламента являются отношения, возникающие между заявителем и Жилищным комитетом в сфере жилищного хозяйства по предоставлению государственной услуги по предоставлению социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в порядке и на условиях постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 г. N 312 "О порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений и порядке предоставления единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилых помещений" на основании документов, представляемых СПб ГБУ "Горжилобмен".
Таким образом, учитывая, что согласно раздела 2 указанного Положения безвозмездные субсидии предоставляются гражданам, указанным в пунктах 1.2, 1.3. настоящего Положения, в порядке очередности исходя из даты постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, и принимая во внимание, что наличие у истца первоочередного права на получение единовременной социальной выплаты из материалов дела не усматривается, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований истца.
Правовых оснований для обязания Жилищного Комитета Санкт-Петербурга предоставить истцу социальную выплату для приобретения жилья как инвалиду во внеочередном и первоочередном порядке без учета порядка очередности не имеется.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 17 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лебедевой М. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.