Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым в составе:
председательствующего судей
Корсаковой Ю.М, Егоровой Е.С, Матвиенко Н.О.
при секретаре
Калиниченко В.С, рассмотрелав открытом судебном заседании в г. Симферополе заявление Коротеевой Зои Васильевны о разъяснении апелляционного определения Верховного Суда Республики Крым от 11 апреля 2019 года по гражданскому делу по иску Тагаева Евгения Николаевича к Коротеевой Зое Васильевне о выделе доли из общего имущества.
Заслушав доклад судьи Корсаковой Ю.М. об обстоятельствах дела, пояснения заявителя Коротеевой З.В, ее представителя Гозенко К.А, судебная коллегия-
УСТАНОВИЛА:
Тагаев Е.Н. обратился в суд с иском к Коротеевой З.В. о выделе в натуре 14/20 доли в праве собственности на 14/20 доли жилого дома и хозяйственных построек, расположенных по адресу: "адрес", соответствующую жилому помещению площадью 107, 39 кв.м, и хозяйственным постройкам литер "Л", "Д", "У", "К", "Г", общей площадью 46, 2 кв.м,, определении порядка пользования земельным участком домовладения, расположенное по адресу: "адрес", выделении ему в пользование 14/20 доли земельного участка в натуре по указанному адресу в размере 294 кв.м.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником 14/20 долей дома и хозяйственных построек, расположенных по адресу: "адрес", остальные 6/20 доли данного дома принадлежат ФИО3, в настоящее время между истцом и ответчиком возник спор относительно раздела указанного дома и хозяйственных построек.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены частично, выделана в натуре принадлежащая ФИО1 доля в праве собственности на жилой дом и хозяйственные постройки, расположенные по адресу: "адрес", в виде следующего имущества: Литеры: А - жилой дом, "адрес", пом. N, А1 жилой дом, а1 - пристройка, А2 - пристройка, а3 - пристройка, лит. Д - летняя кухня, Л - сарай, У - уборная, признав за ним право собственности в целом на выделенные строения, установлен следующий порядок пользования до устройства отдельного входа: пом. лит а2 и лит. А, "адрес", пом. 3, лит. А, "адрес" - ФИО1, прекращено право общей долевой собственности ФИО1 и ФИО3 на жилой дом и хозяйственные постройки, расположенные по адресу: "адрес" в удовлетворении остальной части требований отказано.
Дополнительным решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ резолютивная часть решения суда от ДД.ММ.ГГГГ дополнена следующим:
"Оставить в индивидуальной собственности ФИО3 следующие объекты жилого дома, зданий и сооружений, расположенных по адресу: "адрес": изолированной части жилого дома в составе следующих помещений: жилого помещения 2 в "адрес" литера "А", общей площадью 9, 9 кв.м, тамбура литер "а2", площадью 3, 5 кв.м, помещений общей площадью 27.2 кв.м. в литере "А", состоящих из жилой комнаты площадью 13, 4 кв.м. и кухни, площадью 13, 8 кв.м, а также оставить в индивидуальной собственности сарай литер "В", площадью 14, 2 кв.м, сарай литер "Г", площадью 10, 7 кв.м. (всего общая площадь объектов составляет 65, 5 кв.м.)
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 11 апреля 2019 года решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 07 декабря 2016 года и дополнительное решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 03 мая 2017 года отменены, вынесено новое, которым выделены в собственность ТагаеваЕ.Н. в натуре на долю в праве на жилой дом, хозяйственные строения и сооружения, расположенные по адресу: "адрес", в виде следующих объектов: жилой дом литер "А1" (помещение N площадью 9, 0 кв.м, помещение N площадью 11, 0 кв.м.) общей площадью 20, 0 кв.м, пристройку литер "а1" (помещение N площадью 5, 0 кв.м, помещение Nа площадью 1, 2 кв.м, помещение Nб площадью 0, 7 кв.м.) общей площадью 6, 9 кв.м, пристройку литер "А2" (помещение N площадью 14, 1 кв.м, пристройку литер "аЗ" (помещение N площадью 6, 0 кв.м, летнюю кухню литер "Д", сарай-летней кухни литер "К", сарай литер "Л", уборную литер "Уб", взыскана с КоротеевойЗ.В. в пользу ТагаеваЕ.Н. компенсацияв размере 366 рублей; выделены в собственность КоротеевойЗ.В. в натуре на долю в праве на жилой дом, хозяйственные строения и сооружения, расположенные по адресу: "адрес", в виде следующих объектов: часть жилого дома литер "А" (помещение N площадью 13, 8 кв.м, помещение N площадью 13, 4 кв.м, помещение N площадью 9, 9 кв.м, помещение N площадью 9, 9 кв.м.) общей площадью 47, 0 кв.м, тамбур литер "а2" (помещение N площадью 3, 5кв.м.), сарай литер "В", сарай литер "Г"; выделен в пользование ТагаеваЕ.Н. земельный участок площадью 236 кв.м, с указанием значений координат характерных точек; выделен в пользование КоротеевойЗ.В. земельный участок площадью 174 кв.м, с указанием значений координат характерных точек; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
ДД.ММ.ГГГГ в Верховный Суд Республики Крым поступило заявление ФИО3 о разъяснении апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ, в котором заявитель просит изложить абзац резолютивной части судебного акта в следующей редакции: "Выделить в собственность ФИО3 в натуре на долю в праве на жилой дом, хозяйственные строения и сооружения, расположенные по адресу: "адрес", в виде следующих объектов: жилой дом блокированной застройки лит. "А" (помещение N площадью 13, 8 кв.м, помещение N площадью 13, 4 кв.м, помещение N площадью 9, 9 кв.м, помещение N площадью 9, 9 кв.м.) общей площадью 47, 0 кв.м, тамбур лит "а2", сарай лит "В", сарай лит. "Г".
Заявление мотивировано тем, что указание в апелляционном определении о том, что ей переходит в собственность часть жилого дома, приводит к невозможности регистрации права собственности на объект выделенный в натуре, поскольку ч. 7 ст. 41 Закона "О государственной регистрации недвижимости" не допускается государственная регистрация права собственности на помещение или помещения в жилом доме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась заявитель ФИО3, ее представитель ФИО8, которые поддержали доводы, изложенные в заявлении о разъяснении апелляционного определения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец ФИО1.Н, третье лицо Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Евпатории, которыйе о месте и времени судебного заседания извещены, путем направления судебного почтового уведомления, причины неявки суду не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило.
На основании ч.3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Заслушав доклад судьи Корсаковой Ю.М. об обстоятельствах дела, пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы заявления о разъяснении апелляционного определения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 202 ГПК Российской Федерации в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания. Разъяснение решения суда допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение суда может быть принудительно исполнено.
Как разъяснено Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении", статья 202 ГПК Российской Федерации предоставляет суду возможность разъяснить решение, не изменяя его содержания, суд не может под видом разъяснения изменить, хотя бы частично, существо решения, а должен только изложить его же в более полной и ясной форме.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 11 апреля 2019 года решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменены, вынесено новое, которым выделены в собственность ТагаеваЕ.Н. в натуре на долю в праве на жилой дом, хозяйственные строения и сооружения, расположенные по адресу: "адрес", в виде следующих объектов: жилой дом литер "А1" (помещение N площадью 9, 0 кв.м, помещение N площадью 11, 0 кв.м.) общей площадью 20, 0 кв.м, пристройку литер "а1" (помещение N площадью 5, 0 кв.м, помещение Nа площадью 1, 2 кв.м, помещение Nб площадью 0, 7 кв.м.) общей площадью 6, 9 кв.м, пристройку литер "А2" (помещение N площадью 14, 1 кв.м, пристройку литер "аЗ" (помещение N площадью 6, 0 кв.м, летнюю кухню литер "Д", сарай-летней кухни литер "К", сарай литер "Л", уборную литер "Уб", взыскана с КоротеевойЗ.В. в пользу ТагаеваЕ.Н. компенсация в размере 366 рублей; выделены в собственность КоротеевойЗ.В. в натуре на долю в праве на жилой дом, хозяйственные строения и сооружения, расположенные по адресу: "адрес", в виде следующих объектов: часть жилого дома литер "А" (помещение N площадью 13, 8 кв.м, помещение N площадью 13, 4 кв.м, помещение N площадью 9, 9 кв.м, помещение N площадью 9, 9 кв.м.) общей площадью 47, 0 кв.м, тамбур литер "а2" (помещение N площадью 3, 5кв.м.), сарай литер "В", сарай литер "Г"; выделен в пользование ТагаеваЕ.Н. земельный участок площадью 236 кв.м, с указанием значений координат характерных точек; выделен в пользование ФИО3 земельный участок площадью 174 кв.м, с указанием значений координат характерных точек; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Изучив содержание апелляционного определения суда, судебная коллегия полагает, что оно, как в мотивировочной, так и в резолютивной части, изложено в достаточно четкой, ясной и последовательной форме, не допускающей двусмысленного толкования.
Заявитель ФИО3 в качестве основания заявления о разъяснении судебного акта указывает на невозможность регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, выделенного ей собственность в натуре на долю в праве на жилой дом, хозяйственные строения и сооружения, поскольку в резолютивной части указано "часть дома".
Ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения (часть 1). Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2).
Согласно части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Также, учитывая положения статей 558 и 673 Гражданского кодекса Российской Федерации, части недвижимого имущества - помещения в зданиях, обособленные части этих помещений могут быть объектом сделок, если они являются индивидуально-определенными вещами.
Из системного толкования статей 15, 16, 18 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 131, 252, 558 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 10 июня 1980 года N 4 "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей долевой собственности на жилой дом" следует, что часть жилого дома может быть самостоятельным объектом гражданских правоотношений при условии, что эта часть является изолированной и может эксплуатироваться отдельно от других частей жилого дома.
Действительно, в резолютивной части апелляционного определения о разделе в натуре жилого дома указано, что ФИО3 выделяется "часть жилого дома литер "А" при этом судом указаны конкретные помещения, переданные ФИО3 : помещение N площадью 13, 8 кв.м, помещение N площадью 13, 4 кв.м, помещение N площадью 9, 9 кв.м, помещение N площадью 9, 9 кв.м.) общей площадью 47, 0 кв.м, тамбур литер "а2" (помещение N площадью 3, 5кв.м.).
Разрешая требования иска, суд пришел к выводу, что части жилого дома, на которые за сторонами спора признано право собственности, являются изолированными частями жилого дома, переданными в пользование при разделе жилого дома в натуре.
В этом смысле суд пришел к выводу, что такие части, описанные в решении суда, являются самостоятельными объектами недвижимости, подлежащими кадастровому учету.
Законодательство не содержит прямого запрета на описание смежных помещений, расположенных в здании в качестве одного объекта недвижимости - помещения, которое изолировано и обособлено от других помещений в здании, соответственно возможна постановка на государственный кадастровый учет частей жилого дома в качестве жилых помещений, расположенных в таком жилом доме, без указания вида жилого помещения.
Поскольку апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 11 апреля 2019 года не содержит неясностей, требующих разъяснения, резолютивная часть апелляционного определения изложена в четкой, ясной форме и не допускает двусмысленного толкования, в удовлетворении заявления о разъяснении апелляционного определения следует отказать.
Руководствуясь ст. 202 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
В удовлетворении заявления о разъяснении апелляционного определения Верховного Суда Республики Крым от 11 апреля 2019 года Коротеевой Зое Васильевне отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.