Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Самойловой Е.В, судей Адаменко Е.Г. и Онищенко Т.С.
при секретаре Николаевой А.В.
с участие прокурора Ислямовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора "адрес" Республики Крым, в интересах ФИО1, к администрации "адрес" Республики Крым, третье лицо - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о понуждении предоставить благоустроенное жилье
по апелляционной жалобе администрации "адрес" Республики Крым на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 01 октября 2019 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Самойловой Е.В. об обстоятельствах дела, содержании решения суда первой инстанции и доводах апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав пояснения прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
В июле 2019 года прокурор "адрес" Республики Крым, действуя в интересах ФИО1, обратился в Красногвардейский районный суд Республики Крым с исковыми требованиями о возложении на администрацию "адрес" Республики Крым обязанности по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что в прокуратуру города поступило обращение ФИО1, которая является лицом из числа детей, лишенных родительского попечения, о нарушении её права на получение жилья. В ходе проверки установлено, что на основании решения Красногвардейского районного суда АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО1 - ФИО9 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери, в связи с чем, несовершеннолетней присвоен статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
Распоряжением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 определена в детский дом семейного типа "Журавель". Кроме того, распоряжением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ на исполнительный комитет Пятихатского сельского совета возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение в порядке, предусмотренном законодательством Украины, после окончания пребывания ребёнка под опекой, попечительством, в приёмной семье, детском доме семейного типа, государственном интернатом учреждении. ФИО1 в настоящее время проживает на территории "адрес" Республики Крым, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора "адрес" Республики Крым защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к администрации "адрес" Республики Крым, удовлетворены.
На администрацию "адрес" Республики Крым возложена обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления не мене 25 кв.м общей площади жилого помещения вне очереди.
Не согласившись с вышеуказанным решением, администрация "адрес" Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.
Апеллянт указывает на то, что при принятии решения по данному делу судом первой инстанции нарушены нормы материального права, суд не учел то, что Министерством образования, науки и молодёжи Республики Крым на день принятия обжалуемого судебного акта не перечислены денежные средства на реализацию переданных полномочий - приобретение жилья для ФИО1
В судебное заседание при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не явились истец ФИО1, представитель ответчика - администрации "адрес" Республики Крым, представитель третьего лица - Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, от истца ЛьвовойА.В. и представителя ответчика - администрации "адрес" Республики Крым поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения явившегося в судебное заседание прокурора ФИО10, судебной коллегией дело рассмотрено в соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при отсутствии неявившихся лиц.
В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции прокурор ФИО10 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на её необоснованность, полагала, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Из содержания ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, её субъектов и органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения. Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы гражданского дела, выслушав пояснения прокурора, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба администрации "адрес" Республики Крым - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда первой инстанции в полной мере соответствует вышеизложенным требованиям.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению судебной коллегии, при рассмотрении дела судом первой инстанции таких нарушений не допущено.
Разрешая спор и возлагая обязанность по предоставлению жилого помещения ФИО1 на администрацию "адрес" Республики Крым, суд первой инстанции исходил из требований статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" и обоснованно сделал вывод о том, что обязанность по предоставлению истцу, который является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен в соответствии с законом жилым помещением, должна быть возложена на администрацию "адрес" Республики Крым.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с нормами материального права.
Так, согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Частью 8 ст. 8 Федерального Закона РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу п. 3 вышеуказанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Отношения, связанные с организацией, приобретением и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым".
В силу ст. 9 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 м2 общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка "адрес", АР Крым, Украина, зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: РК, "адрес" (л.д.34).
Заочным решением Красногвардейского районного суда АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 38-39).
Из материалов дела усматривается, что сведения об отце ФИО12 - ФИО13 записаны со слов матери, на основании положений ч. 1 ст. 135 Семейного кодекса Украины.
"адрес"ной государственной администрации в АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ N на исполнительный комитет Пятихатского сельского совета возложена обязанность обеспечить ФИО1 благоустроенным жилым помещением, после окончания пребывания ребёнка под опекой, попечительством, в приемной семье, детском доме семейного типа, государственном интернатом учреждении (л.д 41).
"адрес"ной государственной администрации АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 направлена на воспитание и совместное проживание в детский лом семейного типа "Жевель" (л.д. 37).
Распоряжением администрации "адрес" Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N-р "О включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями ФИО1" истец ФИО1 включена в список лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением в "адрес" Республики Крым (л.д. 12).
Сведений о правах ФИО1 на недвижимое имущество в Государственном реестре прав на недвижимое имущество не имеется, что подтверждается уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 40).
Таким образом, из материалов дела следует, что собственного жилья ФИО1 не имеет, денежные средства на приобретение жилого помещения ей не выделялись, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось. Истец состоит в Списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, как следует из материалов дела, заявок администрации "адрес" Республики Крым на перечисление субвенций из бюджета Республики Крым бюджету администрации "адрес" Республики Крым в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым не поступало. Изложенное обстоятельство не оспаривается сторонами по делу.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных норм права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований, предъявляемых к администрации "адрес" Республики Крым и возложении на нее обязанности предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
При этом, согласно статье 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 данного Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Субвенции, указанные в частях 2 и 3 данной статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Советом министров Республики Крым принято постановление от 27 июля 2016 года N 359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений" (далее - Порядок).
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).
При этом п. 6 данного Порядка установлены условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым. Минимальный объем указанных ассигнований определяется в порядке, установленном пунктом 4 настоящих Правил.
Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка).
Соглашение о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования на обеспечение ФИО1 жилым помещением не заключалось, заявка на перечисление субвенций из бюджета Республики бюджету муниципального образования не подавалась.
При этом такое соглашения о предоставлении субвенции, в соответствии с Порядком расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июля 2016 года N 359, могло быть заключено лишь при наличии в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым и выполнении органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме условий предоставления субвенций, установленных пунктом 6 настоящего Порядка.
Из указанных правовых норм следует, что жилые помещения детям-сиротам должны быть приобретены за счет средств, предусмотренных на указанные цели законом о бюджете субъекта на соответствующий финансовый год, объем которых рассчитан на основании закона.
Каких-либо норм, отменяющих или изменяющих механизм финансирования субъектами Российской Федерации и осуществления субъектом государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам специализированного найма органами местного самоуправления, либо возлагающий дополнительную обязанность на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, действующее законодательство не содержит, что исключает правовые основания для удовлетворения заявленных требований к Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым и Совету министров Республики Крым.
Администрация Красногвардейского района Республики Крым не подавала заявок в Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым на перечисление субвенций из бюджета Республики Крым бюджету администрации Красногвардейского района Республики Крым для предоставления жилья ФИО1
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, о том, что администрацией Красногвардейского района Республики Крым обязательства по вопросу обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, выполнены в полном объем, не имеют правового значения для дела, основаны на неверном толковании норм права и не освобождают апеллянта от исполнения обязательств, возложенных действующим законодательством Российской Федерации, как и доводы по поводу невозможности обеспечения ФИО1 жилым помещением при отсутствии субвенций из бюджета Республики Крым.
Изложенные апеллянтом доводы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточно фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, по мнению судебной коллегии, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и постановилзаконное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 327.1, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 01 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации "адрес" Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Самойлова
Судьи Е.Г. Адаменко
Т.С. Онищенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.