Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С., судей Шипиковой А.Г, Раскатовой Н.Н., при ведении протокола помощником судьи Левиной В.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н., гражданское дело по апелляционной жалобе истца Николаева С.А., на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 02 июля 2019 г, которым постановлено:
" В удовлетворении исковых требований Николаева С.А. действующего за себя и в интересах несовершеннолетних детей Николаева С.С. *** г. рождения, Николаева А.С. *** г. рождения к ДЖО МО РФ о признании решения незаконны, - отказать. ", УСТАНОВИЛА:
Истец Николаев С.А. обратился в суд с иском к ответчику ДЖО МО РФ о признании решения заместителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 16.01.2019 г. об отказе Николаеву С.А. в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и снятии Николаева С.А. и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, незаконным.
В обоснование исковых требований указано, что решением заместителя руководителя ДЖО МО РФ истец с 15 марта 2010 г. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренных для постоянного проживания. На момент постановки на учет истец со своей семьей был зарегистрирован и проживал в служебном жилом помещении общежития войсковой части N *** по адресу: ***, предоставленном Николаеву С.В. за плату во временное пользование. Приказом Министерства обороны РФ N *** от *** г. истец с военной службы уволен и исключен из списков личного состава воинской части с 28.03.2010 г. Общая продолжительность стажа военной службы составляет более 10 лет. При увольнении жилым помещением по установленным нормам истец обеспечен не был, был уволен с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения. Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны РФ рассмотрены документы истца для подтверждения права на предоставление предложенных жилых помещений общей площадью 96, 3 м 2, расположенных по адресу: *** и кв. *** на состав семьи 5 человек. Решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ от 16.01.2019 г. Николаеву С.А. отказано в предоставлении жилых помещений, истец и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного прореживания. Отказ Департамента был обусловлен уровнем обеспеченности семьи военнослужащего жильем на момент принятия его в 2010 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях. Истец считает, что данное решение ответчика незаконно и ущемляет жилищные права его и членов его семьи.
Истец в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимал, обеспечил явку своего представителя по доверенности Захаровой Е.А, которая исковые требования поддержала в полном объёме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика по доверенности Акимова Е.А. в судебном заседании суда первой инстанции просила отказать в удовлетворении иска по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица Министерства обороны РФ по доверенности Ежелый И.В. в судебном заседании суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Третьи лица Николаева Е.С, Николаев В.С. в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимали.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец.
Проверив материалы дела, выслушав истца Николаева С.А. и его представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее по тексту - Закон N 76-ФЗ), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В силу ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим вооруженных сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, в соответствии с п. 10 которой, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма или выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 15 марта 2010 г. решением Департамента Николаев С.А. и члены его семьи приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. Всего в 2010 году было принято на учет четыре человека: Николаев С.А, его супруга - *** и двоих их детей - ***, *** года рождения, и Николаев С.С, *** года рождения. Сын Николаев А.С, *** года рождения был принят на учет в составе семьи Николаева С.А. гораздо позже.
Согласно извещению Департамента о предварительном распределении жилого помещения истцу распределены жилые помещения общей площадью 96, 3 кв. м, расположенные по адресу: ***.
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости Николаеву С.А. с *** г. по *** г. принадлежало *** доли в квартире общей площадью 44, 5 кв. м. по адресу: ***, что составляет 16, 68 кв.м.
Кроме того, супруге Николаева С. А. - *** (брак заключен *** г.) принадлежало с *** г по *** г. *** доли в квартире общей площадью 72, 4 кв. м по адресу: ***, что составляет 24, 13 кв.м.
Таким образом, Николаеву С.А. и его супруге *** принадлежали на праве собственности жилые помещения в г. *** общей площадью 40, 81, следовательно, на каждого члена семьи Николаева С.А. до постановки на жилищный учет в 2010 году приходилось по 10, 20 кв.м (40, 81 кв.м /4), что больше учетной нормы в городе Москве, которая составляет 10 кв.м.
Также из материалов дела усматривается, что Николаев С.А. и *** произвели отчуждение принадлежащих им долей жилых помещений по договорам дарения от 07.10.2009 г, то есть Николаев С.А. и *** намерено ухудшили свои жилищные условия и на момент постановки их на жилищный учет в 2010 году не истекли 5 лет с момента ухудшения ими своих жилищных условий.
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку уровень обеспеченности Николаева С.А. и членов его семьи жилым помещением на 1 человека (на момент принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, то есть на 2010 год) превышал уровень учетной нормы, установленной в г. Москве - 10 кв. м). Кроме того, Николаев С.А. и *** на момент постановки их на жилищных учет в 2010 году намерено ухудшили свои жилищные условия, произведя безвозмездное отчуждение принадлежащих им на праве собственности долей жилых помещений, и с момента ухудшения жилищных условий до момента постановки семьи Николаева С.А. на жилищный учет не прошло пяти лет.
Таким образом, Николаев С.А. 15 марта 2010 года не имел оснований, дающих ему право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства к правильно установленным фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку они основаны на неправильном толковании норма материального права, к асаются обстоятельств, установленных судом в ходе рассмотрения дела, которые были предметом подробного изучения суда первой инстанции, и фактически направлены исключительно на переоценку представленных в материалы дела доказательств и выводов суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешён в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 02 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Николаева С.А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.