Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С. и
судей Раскатовой Н.Н, Шипиковой А.Г, при ведении протокола помощником судьи Солдатовой И.М, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Раскатовой Н.Н.
дело по апелляционной жалобе ответчика ЦСН ВО Росгвардии на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 21 августа 2019 года, которым постановлено:
"Признать решение Жилищной комиссии Центра специального назначения вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в отношении Шипулина В.П. незаконным;
Обязать Жилищную комиссию Центра специального назначения вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации произвести расчет о выплате Шипулину В.П. с семьей в составе 4-х человек (Истец, жена, сын, дочь) денежной компенсации для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В удовлетворении остальной части требований - отказать. ", УСТАНОВИЛА:
Истец Шипулин В.П. обратился в суд с иском к ЦСН ВО Росгвардии о признании незаконным решения жилищной комиссии и обязании произвести расчет выплаты в соответствии с законом, мотивируя свои исковые требования следующим.
Шипулин В.П. проходит службу в Центре специального назначения вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. С 2012 года Истец стоял на очереди для получения выплаты для покупки жилья.
В соответствии с решением жилищно-бытовой комиссии ЦСН ВО МВД России от 28 мая 2014 года, утвержденного распоряжением ЦСН ВО МВД России от 6 июня 2014 года N39 Истец был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 4-х человек (Истец, жена - ***, сын - ***, *** г.р, дочь - ***, *** г.р.) по пункту 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247- ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации "(далее - ФЗ от 19.07.2011 N247-ФЗ).
23 апреля 2019 года состоялось заседание жилищной комиссии ЦСН ВО Росгвардии (далее - Жилищная комиссия) о выплате Истцу с семьей в составе 4-х человек (Истец, ***) денежной компенсации для приобретения или строительства жилого помещения в размере 4 191 610 (четыре миллиона сто девяносто одна тысяча шестьсот десять рублей) 75 копеек (распоряжение ЦСН ВО Росгвардии от 8 мая 2019 года N 2260), с учетом имеющейся в собственности жилой площади по адресу: ***.
Жилищная комиссия при принятии решения о выплате денежной компенсации неверно произвела расчет денежных средств, подлежащих выплате. Кроме того, Жилищная комиссия применила неверное основание для выплаты.
Так сын Истца, Шипулин М.В, согласно справке ФКУ "ГБ МСЭ по Липецкой области" (Минтруда России ФКУ "ГБ МСЭ по Липецкой области." Минтруда России. Бюро медико-социальной экспертизы N 11 от 19 августа 2016 года (серия МСЭ-2015 N 1865351) является инвалидом.
Решение Жилищной комиссии от 23 апреля 2019 года нарушает право истца на получение предусмотренной законодательством Российской Федерации денежной компенсации для приобретения или строительства жилого помещения в объеме, учитывающем наличие в семье истца больного ребенка, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
При изложенных обстоятельствах истец просит:
1. Признать решение Жилищной комиссии Центра специального назначения
вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской
Федерации в отношении Шипулина В.П. незаконным;
2. Обязать Жилищную комиссию Центра специального назначения вневедомственной
охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации произвести расчет о выплате Истцу с семьей в составе 4-х человек (Истец, ***) денежной компенсации для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
3. Обязать Жилищную комиссию Центра специального назначения вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации вынести новое решение о выплате Истцу с семьей в составе 4-х человек (Истец, ***) денежной компенсации для приобретения или строительства жилого помещения.
Истец в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований, полагая их необоснованными.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик ЦСН ВО Росгвардии.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции по настоящему делу является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ст. 196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В силу ст. 198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям решение суда первой инстанции не соответствует.
Согласно ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении вменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее -единовременная социальная выплата).
Судом по делу было установлено, что 15 декабря 2016 г. с Шипулиным В.П. был заключен контракт о прохождении службы в ЦСН ВО Росгвардии на должности начальника 2 линейного (объектового) отделения 3 отдела охраны ЦСН ВО Росгвардии (приказ ЦСН ВО Росгвардии о назначении на должность от 15 декабря 2016 г. N 336 л/с).
Решением жилищной комиссии, утвержденным распоряжением ЦСН ВО Росгвардии от 12.07.2017 N 959/2812, В.П. Шипулин (один) принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в ЦСН ВО Росгвардии.
13 ноября 2017 года В.П. Шипулин обратился с заявлением о внесении изменений в учетное дело в связи с изменением состава семьи.
Руководствуясь Приказом ЦСН ВО Росгвардии от 12 апреля 2017 г. N109 "Об утверждении Положения и состава жилищной комиссии ЦСН ВО Росгвардии", указанное заявление истца было рассмотрено.
Пунктом 3.1 протокола N 18 заседания жилищной комиссии ЦСН ВО Росгвардии, утвержденного распоряжением ЦСН ВО Росгвардии от 30.01.2018 N 959/367, установлено следующее: В.П. Шипулин (один) состоит на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 6 июня 2014 г, уникальный учетный номер N ***.
При приеме на учет был зарегистрирован и проживал на территории войсковой части (занимал койко - место), по адресу: ***.
Как следует из представленных документов, В.П. Шипулин состоит в браке с ***, у них есть сын - ***, *** г.р, которые ранее были зарегистрированы и проживали в жилом доме, общей площадью 69, 1 кв. м, жилой площадью 50, 1 кв. м, расположенном по адресу: ***, принадлежащем на праве частной собственности отцу жены - ***. Данная площадь учету не подлежит, так как дом не принадлежит члену семьи В.П. Шипулина.
Ранее для обеспечения жилой площадью одного В.П. Шипулина требовалась социальная выплата из расчета: 33 кв. м.
*** г. у истца родилась дочь - ***.
Согласно представленным документам В.П. Шипулин зарегистрирован по тому же адресу, в то время как его жена с двумя детьми зарегистрированы в двухкомнатной квартире
общей площадью 56, 5 кв. м, расположенной по адресу: ***, принадлежащей Шипулину В.П. на праве собственности.
Из справки, выданной ФКУ "ГБ МСЭ по Липецкой области" Минтруда России от *** года N ***, *** истца - ***, является инвалидом, страдает заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. N 987н.
Жилищная комиссия ЦСН ВО Росгвардии удовлетворила, заявление В.П. Шипулина и он был поставлен на учет совместно с членами своей семьи.
Таким образом, в настоящее время Шипулин В.П. состоит на жилищным учете совместно с членами своей семьи - ***, в том числе и с сыном, который страдает заболеванием, делающим невозможным совместное проживание с ним в одной квартире.
На Шипулина В.П. и членов его семьи приходится по 14 кв.м площади в квартире в г. *** (56, 5 кв.м/4).
Норма предоставления жилой площади в г. Москве составляет 18 кв.м. Таким образом, Шипулину В.П. и членам его семьи (жена, дочь и сын) не хватает до нормы предоставления 15.5 кв.м.
Жилищная комиссия, рассмотрев документы истца, пришла к выводу о том, что поскольку, согласно представленным документам, у В.П. Шипулина имеется отдельная квартира, в связи с чем он не проживает с больным ребенком в жилом помещении, где совместно с ними проживает другая семья, в результате чего совместное проживание невозможно, требуется отдельная квартира, расчет положенной единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения истцу и членов его семьи следует производить с учетом имеющейся у заявителя жилой площади. Кроме того, сын В.П. Шипулина является несовершеннолетним и проживает совместно с другими членами его семьи, а инвалидность установлена на срок до 01.10.2021. Учитывая вышеуказанные обстоятельства, жилищной комиссией ЦСН ВО Росгвардии было принято решение предоставить В.П. Шипулину с семьей в составе из 4-х человек (он, жена, сын дочь) единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в размере 4 191 610, 75 руб. (с учетом имеющейся у него в собственности жилой площади), то есть для приобретения недостающей у семьи Шипулина В.П. в составе из четырех человек до нормы предоставления жилой площади размером 15, 5 кв.м, с учетом жилой площади в г. ***, что подтверждается решением, изложенным в протоколе от 23 апреля 2019 г. N ***, у твержденным распоряжением ЦСН ВО Росгвардии от 8 мая 2019 г. N 2260.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд исходил из того, что поскольку в составе семьи Шипулина В.П. есть член, страдающий тяжелым заболевание, делающим совместное проживание с ним в одной квартире невозможным, Шипулину В.П. с семьей в составе из 4-х человек (он, ж ена, сын дочь) должна быть предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения без учета имеющей в его собственности жилой площади в г. ***.
Исходя из изложенного, суд удовлетворил исковые требования в части признания решения Жилищной комиссии Центра специального назначения вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в отношении Шипулина Владимира Петровича незаконным и обязания Жилищную комиссию Центра специального назначения вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации произвести расчет о выплате Шипулину В.П. с семьей в составе 4-х человек (Истец, ***) денежной компенсации для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Одновременно суд отказал в удовлетворении исковых требований в части обязания ответчика произвести соответствующую выплату, поскольку выплата будет произведена истцу в установленном порядке на основании принятого судом решения жилищной комиссией.
Однако с данными выводами в части удовлетворения исковых требований судебная коллегия согласиться не может, поскольку судом дано неверное толкование нормам материального права.
На основании п. 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1223, в случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений. Указанное положение не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 3 - 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.".
Из изложенного следует, что при определении общей площади жилого помещения для расчета размер единовременной социальной выплаты площадью принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи жилых помещений на праве собственности или занимаемых ими по договору социального найма, за исключением случае, указанных в пунктах 3-5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, подлежит зачету.
Из п. 4 ч. 2 ст. 4 ФЗ О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Системное толкование приведенных выше положений специального законодательства, регулирующего предоставление сотрудникам органов внутренних дел единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, позволяет сделать вывод, что по общему правилу такая выплата предоставляется сотруднику органов внутренних дел, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, приходящейся на всех членов семьи сотрудника, состоящих вместе с ним на жилищном учете, за вычетом той площади, которую сотрудник и члены его семьи занимают по договору социального найма или на праве собственности. В то же время, если в составе семьи сотрудника органа внутренних дел имеется тяжело больной, страдающий заболеванием, при котором невозможно совместное проживание с ним в одном жилом помещении, сотруднику внутренних дел отдельно от такого члена семьи может быть предоставлена жилая площадь по норме предоставления и тогда ранее занимаемая таким сотрудником жилая площадь совместно с больным членом семьи не подлежит учету при расчете единовременной выплаты, при этом происходит отселение сотрудника органов внутренних дел от больного члена семьи, с которым невозможно совместное проживание, на отдельную жилую площадь дабы создать сотруднику органов внутренних дел максимально комфортные условия проживания для отдыха и прохождения службы.
Однако, как следует из обстоятельств настоящего дела, истец был принят на жилищный учет на основании его собственного заявления и по его собственному желанию с семьей, состоящей из четырех человек (он, жена, несовершеннолетние сын и дочь), то есть был принят на жилищный учет вместе с членом семьи (сыном), страдающим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире, признав тем самым возможность своего совместного проживания с сыном в одной квартире и отсутствие необходимости отселения сына вместе с законным представителем - матерью, учитывая его малолетний возраст, в отдельную квартиру, в связи с чем предоставление истцу единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения без учета имеющейся у него на праве собственности жилой площадью 56, 5 кв.м в г. Липецке, не обусловлено специальным законодательством, предусматривающим такую выплату.
Иное ведет к неосновательному обогащению истца за счет средств федерального бюджета, поскольку истец фактически получает выплату на приобретение второго жилого помещения по нормам предоставления в г. Москве на всех членов своей семьи, продолжая проживать с больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истца в части признания незаконным решения жилищной комиссии, которым расчет единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения был произведен с учетом имеющейся у истца жилой площади в г. Липецке, и в части обязания жилищную комиссию произвести расчет такой выплаты на четырех членов семьи истца, включая сына, который страдает тяжелым заболеванием, делающим невозможным его совместное проживание в одной квартире с остальными членами семьи, без учета жилой площади в г. ***, в связи с чем решение суда является незаконным и подлежит отмене.
Учитывая приведенные выше требования закона и установленные обстоятельства, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, полагает возможным постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Шипулина В.П. к ЦСН ВО Росгвардии о признании решения Жилищной комиссии Центра специального назначения вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в отношении Шипулина В.П. незаконным, обязании Жилищную комиссию Центра специального назначения вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации произвести расчет о выплате Шипулину В.П. с семьей в составе 4-х человек (Истец, ***) денежной компенсации для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В той части, в которой судом было отказано в удовлетворении исковых требований, решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 21 августа 2019 года в части признания решения Жилищной комиссии Центра специального назначения вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в отношении Шипулина В.П. незаконным, обязания Жилищную комиссию Центра специального назначения вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации произвести расчет о выплате Шипулину В.П. с семьей в составе 4-х человек (Истец, ***) денежной компенсации для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - отменить.
В указанной части постановить по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Шипулина В.П. к ЦСН ВО Росгвардии о признании решения Жилищной комиссии Центра специального назначения вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в отношении Шипулина В.П. незаконным, обязании Жилищную комиссию Центра специального назначения вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации произвести расчет о выплате Шипулину В.П. с семьей в составе 4-х человек (Истец, ***) денежной компенсации для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В остальной части решение Пресненского районного суда г. Москвы от 21 августа 2019 г. оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.