Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио, при ведении протокола помощником фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
В удовлетворении иска фио к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Начальнику 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" фио РФ об обязании восстановить в реестре участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2015- дата, с дата, признании право на участие в подпрограмме "Жилище" на дата, признании незаконным решения Начальника 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" фио РФ N15/2018 от дата, оформленное уведомлением - отказать,
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с указанным иском к Департаменту жилищного обеспечения фио России, Начальнику 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" фио России, мотивируя свои требования тем, что проходил военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации с дата по дата. Приказом командира войсковой части 52025 за N 04-ПМ от дата истец уволен с военной службы в запас по п.п. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - по истечению срока контракта о прохождении военной службы, с общей выслугой дата 2 месяца.
дата из 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" фио РФ (далее -1-й отдел) истцом получено уведомление N 15/2018 от дата об отказе в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на дата.
С данным отказом истец не согласен, поскольку в период прохождения военной службы в ВС РФ, на основании ордера N2013 от дата, ему предоставлена трехкомнатная служебная квартира, расположенная по адресу: адрес (Мичурина) д. 41, кв. 8, в которой до настоящего времени он зарегистрирован и проживает совместно со своей семьей.
адрес отнесен к закрытым военным городкам (Распоряжение Правительства РФ N 1563-р от дата), следовательно, получение постоянного жилья не предоставлялось возможным, непосредственно перед увольнением, истец в установленном порядке подал рапорт на имя командования войсковой части о включении его и членов его семьи в состав участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на дата. С дата по дата истец добросовестно ожидал своей очереди на получение ГЖС. В дата истец обратился в 1-й отдел, где было предложено обновить пакет документов.
После обновления документов, предоставленных ответчику, истец с семьей был снят с учета граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на дата.
На свое обращение от дата по вопросу восстановления в программе "Жилище" на получение жилищного сертификата истцу был дан ответ, что по указанию Министра обороны от дата N205/10 все учтенные дела граждан, состоящих в списках кандидатов на получение государственного жилищного сертификата и акты приема-передачи документов граждан, состоящих в списках кандидатов на получение государственного жилищного сертификата по войсковой части 52025, были переданы за исх. N 302 от дата в контрольно-архивный отдел 1-го отдела. При этом истцу подтвердили, что на основании исх. N 302 от дата по акту приема-передачи он действительно состоял в списках кандидатов на получение государственного жилищного сертификата по войсковой части 52025 (том 3(Ж-К)) и для подтверждения о включении в программу "Жилище" на получение ГЖС было рекомендовано обновить пакет документов и заново их подать в 1-й отдел ФГКУ "ЗРУЖО" фио России.
дата из войсковой части 52025 истцом получен ответ на обращение от дата, в котором сообщалось, что протоколы заседаний жилищной комиссии гарнизона и войсковой части 52025 за исх. N 1501 от дата переданы в контрольно-архивный отдел 1-го отдела на вх. N 201 от дата После предоставления ответчику обновленных документов истец с семьей были сняты с учета граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на дата.
На свое обращение в 1-й отдел о предоставлении копии протокола заседания жилищной комиссии истцу сообщили, что его учетное дело, переданное на хранение в 1-й отдел войсковой частью 52025 (на 61 листе), копия протокола N 3 от дата (на 6 листах) были по запросу N 194/8/вр. 194/769 от дата отправлены в 8-й отдел (ведение НИС и ГЖС) Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.
В связи с изложенным, истец просит обязать Департамент жилищного обеспечения фио России восстановить его в реестре участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2015- дата с дата, признать за фио и членами его семьи право на участие в подпрограмме "Жилище" на дата, признать решение Начальника 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" фио РФ N15/2018 от дата, оформленное уведомлением, незаконным.
Представитель истца в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала по изложенным доводам.
Представитель ответчика фио России, Начальника 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" фио России в судебном заседании суда первой инстанции возражали против удовлетворения иска. От представителя фио России поступил письменный отзыв на иск.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец фио, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Истец фио и его представитель по доверенности фио в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержали, пояснили, что документы учетного дела истца утеряны.
Представители Департамента жилищного обеспечения фио России, Начальника 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" фио РФ в заседание судебной коллегии не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является незаконным и подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от дата, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Постановленное решение указанным требованиям не отвечает.
Согласно п. 1 и 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от дата N 76-ФЗ, военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до дата (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В силу положений абзаца четвертого пункта 14 статьи 15 Закона порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.п. "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия ("Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" (далее основное мероприятие), утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют, в том числе: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в основном мероприятии намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Установлено и подтверждается материалами дела, фио проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации в период с дата по дата
Приказом командира в/ч 52025 за N 04-ПМ от дата фио был уволен с военной службы в запас по п.п. "б" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по истечении срока контракта о прохождении военной службы) с общей выслугой дата 02 месяца.
В период прохождении службы в Вооруженных силах Российской Федерации фио и членам его семьи на основании ордера N 2013 от дата была предоставлена трехкомнтаная служебная квартира по адресу: адрес (Мичурина), дом 41, квартира 8, в которой истец зарегистрирован и проживает с семьей до настоящего времени.
Распоряжением Правительства РФ N 1563-р от дата адрес отнесен к закрытым военным городкам.
Из объяснений истца следует, что перед увольнением он в установленном порядке подал рапорт на имя командования войсковой части о включении в состав участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - дата в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - дата, что подтверждается актом приема-передачи документов граждан, состоящих в списках кандидатов на получение государственного жилищного сертификата по войсковой части 52025.
дата из 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" фио России истец получил уведомление N 15/2018 от дата об отказе в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - дата, поскольку сведений о своевременном признании истца нуждающимся в жилых помещениях при увольнении в дата, а также документов, подтверждающих включение в состав участников основного мероприятия, а именно решения жилищной комиссии воинской части, списка кандидатов на получение сертификатов не имеется.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что в настоящее время сведений о фио как принятым ранее на жилищный учет, признанным нуждающимся в жилом помещении при увольнении с военной службы, не имеется, истец на жилищном учете в фио России не состоит. Кроме того, дата, т.е. после увольнения со службы, истец подавал заявление командиру в/ч о включении в состав участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - дата, в заявлении отсутствуют сведения о том, что истец состоит на очереди на улучшение жилищных условий.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела.
Согласно Инструкции о порядке формирования списков на получение государственных жилищных сертификатов и их выдачи в Министерстве обороны РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от дата N 534, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, командир воинской части совместно с жилищной комиссией воинской части формирует список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов; рабочая группа формирует свободные списки получателей сертификатов на планируемых период и утверждает их у начальника строительства и расквартирования войск - заместителя Министра обороны.
Суд не принял во внимание и не дал надлежащую оценку представленным истцом доказательствам, а именно письму командира в/ч 52025 N 965/нс от дата на имя фио, из которого следует, что по указанию заместителя Министра обороны от дата N 205/10 все учетные дела граждан, состоящих в списках кандидатов на получение государственного жилищного сертификата и акты приема-передачи документов граждан, состоящих в списках кандидатов на получение государственного жилищного сертификата по войсковой части 52025 были переданы исх. N 302 от дата в контрольно-архивный отдел 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" фио России.
На основании сопроводительного письма исх. N 302 от дата и акта приема-передачи документов граждан, состоящих в списках кандидатов на получение государственного жилищного сертификата по войсковой части 52025, фио состоял в списках кандидатов на получение государственного жилищного сертификата по войсковой части 52025 том 3 (Ж-К) с датой включения в ГЖС дата Указанные обстоятельства подтверждаются также внутренней описью документов на включение в состав кандидатов на получение государственного жилищного сертификата на фио фио указанной описи документов усматривается, что заявление на включение в списки на получение ГЖС подано истцом дата (л.д. 38, 53-55).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что истец обращался с заявлением о включении в списки кандидатов на получение ГЖС уже после увольнения со службы, является ошибочным и опровергается материалами дела.
При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с вынесением нового решения о признании за фио права на участие в подпрограмме "Жилище" на 2015 - дата по Министерству обороны РФ с даты постановки на учет с дата
Оснований для восстановления истца и членов его семьи в реестре участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - дата с дата судебная коллегия не усматривает, поскольку истец из указанного перечня не исключался.
Также судебная коллегия не усматривает оснований для признания незаконным решения начальника 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" фио России N 15/2018 от дата, поскольку на момент вынесения оспариваемого решения у ответчика отсутствовали документы, подтверждающие признание истца нуждающимся в жилом помещении при увольнении с военной службы в дата.
Кроме того, указанное требование не направлено к восстановлению нарушенных прав истца, так как право на участие в подпрограмме "Жилище" на 2015 - дата с дата за истцом признано в судебном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от дата отменить.
Принять по делу новое решение.
Иск фио - удовлетворить частично.
Признать за фио право на участие в подпрограмме "Жилище" на 2015 - дата по Министерству обороны Российской Федерации с даты постановки на учет с дата
В удовлетворении остальной части иска фио - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.