Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Рачиной К.А, Пильгановой В.М, при помощнике судьи Утешеве С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. гражданское дело (N 2-3268/18) по апелляционной жалобе Урумовой Галины Галустовны на решение Перовского районного суда города Москвы от 27 июня 2019 года, которым постановлено:
"Иск удовлетворить.
Взыскать с Урумовой... в пользу УСЗН ВАО г. Москвы переполученную региональную социальную доплату в размере 112 506, 97 руб.
Взыскать с Урумовой... в пользу бюджета г. Москвы госпошлину в размере 3450, 13 руб.", УСТАНОВИЛА:
УСЗН ВАО г. Москвы обратилось в суд с иском к Урумовой Г.Г, просило взыскать незаконно полученные денежные средства в виде региональной социальной доплаты к пенсии в размере 112 506 руб. 97 коп.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что Урумова Г.Г. состоит на учете в ОСЗН района Перово с 08.10.2011 и являлась получателем региональной социальной доплаты к пенсии и с 01.02.2014 по 31.10.2015 как неработающий пенсионер. 09.01.2018 обратилась в ЦГУ "Мои документы района Перово" за назначением региональной социальной доплаты к пенсии. Из полученных в процессе межведомственного взаимодействия через АС ГУФ сведений о доходах физического лица установлено, что ответчик работала с января 2014 года по декабрь 2015 года в ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора, однако при обращении за назначением региональной социальной доплаты к пенсии скрыла этот факт, в результате чего образовалась переплата.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого просит ответчик по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав ответчика Урумову Г.Г, ее представителя Коваль Л.В, представителей истца Венедиктову К.В, Паневину Н.С, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления, исходя из доводов апелляционной жалобы, имеются.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Урумова Г.Г. является получателем пенсии по старости.
В период с 01.02.2014 по 31.10.2015 Урумовой Г.Г. выплачивалась региональная социальная доплата к пенсии.
09.01.2018 Урумова Г.Г. обратилась в ЦГУ "Мои документы района Перово" с заявлением о назначении региональной социальной доплаты к пенсии как неработающему пенсионеру.
Из полученных в процессе межведомственного взаимодействия через АС ГУФ сведений о доходах физического лица установлено, что Урумова Г.Г. работала с января 2014 года в ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора.
Переплата региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01 февраля 2014 года по 31 октября 2015 года составила 112 506, 97 руб.
Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В соответствии с пунктом 5 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания. К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
В абзаце первом пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты указано, что региональная социальная доплата неработающим пенсионерам назначается управлением социальной защиты населения города Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера.
В заявлении о назначении региональной социальной доплаты пенсионер дает согласие на проверку сведений, содержащихся в документах, представляемых им для назначения региональной социальной доплаты, и в обязательном порядке подписывает обязательство о своевременном (в течение 10 календарных дней) сообщении в управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты или прекращение ее выплаты. Форма заявления утверждается Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (абзац второй пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
В пункте 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты названы основания утраты права на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта. К таким основаниям, в частности, отнесено осуществление пенсионером в возрасте старше 18 лет работы и (или) иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер начал осуществлять указанную работу и (или) иную деятельность (подпункт "г" пункта 33 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Управления социальной защиты населения города Москвы вправе запрашивать в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствующих органах и организациях сведения, позволяющие проверить достоверность представленных пенсионерами сведений (абзац третий пункта 13 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
При поступлении сведений, свидетельствующих об утрате пенсионером права на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы приостанавливает ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается (пункт 35 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Пенсионер обязан в письменной форме информировать управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты или изменение размера региональной социальной доплаты, в срок не позднее 10 календарных дней со дня наступления указанных обстоятельств (пункт 41 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Согласно пункту 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты в случаях, если представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 Порядка, повлекло за собой перерасход средств на выплату региональной социальной доплаты, излишне выплаченные суммы возмещаются в следующем порядке:
а) на основании решения управления социальной защиты населения города Москвы об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20% причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты;
б) пенсионером в добровольном порядке (в объемах и в сроки, согласованные с управлением социальной защиты населения города Москвы);
в) на основании решения суда о возмещении переполученных сумм.
В случае наличия у пенсионера затруднительного материального положения управлением социальной защиты населения города Москвы принимается решение о снижении процента ежемесячных удержаний либо в исключительном порядке о списании переплаты или ее части (абзац третий пункта 42 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты).
Разрешая по существу спор о взыскании с Урумовой Г.Г. излишне полученной региональной социальной доплаты к пенсии за период с 01.02.2014 по 31.10.2015 в размере 112 506 руб. 97 коп, суд первой инстанции исходил из того, что Урумова Г.Г, являясь получателем региональной социальной доплаты к пенсии, в этот период осуществляла трудовую деятельность, органу социальной защиты населения о своем трудоустройстве своевременно не сообщила, в связи с чем, исходя из положений постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", пришел к выводу о том, что права на получение данной доплаты в спорный период Урумова Г.Г. не имела.
При этом суд первой инстанции не согласился с заявлением Урумовой Г.Г. о пропуске истцом срока исковой давности для взыскания с нее выплаченной региональной социальной доплаты к пенсии, указав, что о трудоустройстве Урумовой Г.Г. истцу стало известно 09.01.2018, настоящий иск предъявлен в пределах установленного срока.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, находит их основанными на неверном толковании и применении норм материального права, без учета установленных по делу обстоятельств.
Как установлено судом, выплата Урумовой Г.Г. региональной социальной доплаты органом социальной защиты населения была приостановлена с 01.11.2015.
Указанным выше Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты установлены не только основания, при которых утрачивается право пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, но и определено, какие действия надлежит совершить органу социальной защиты после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты региональной социальной доплаты, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).
Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного кодекса.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что именно с 01.11.2015 в силу своих полномочий истец должен был узнать об утрате Урумовой Г.Г. права на получение региональной социальной доплаты к пенсии, однако, за защитой своих нарушенных прав обратился в суд лишь 21.03.2019, то есть с пропуском трехлетнего срока исковой давности.
Доводы истца о том, что о трудоустройстве Урумовой Г.Г. стало известно 09.01.2018, являются несостоятельными, поскольку закон связывает начало течения срока исковой давности не только с днем, когда лицо узнало о нарушении своего права, но и когда должно было узнать об этом.
Ввиду изложенного выводы суда первой инстанций о том, что орган социальной защиты населения узнал о трудоустройстве после обращения Урумовой Г.Г. в 2018 году, и эта дата является началом течения срока исковой давности по требованиям о взыскании задолженности в виде излишне полученной региональной социальной доплаты к пенсии, вследствие чего его обращение в суд 21.03.2019 имело место в пределах срока исковой давности, не соответствуют нормам закона об исковой давности. Поэтому решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Перовского районного суда города Москвы от 27 июня 2019 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Управления социальной защиты населения Восточного административного округа города Москвы к Урумовой... о взыскании излишне выплаченной региональной социальной доплаты к пенсии отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.