Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В. и судей Пильгановой В.М., Рачиной К.А., при помощнике судьи Бухареве И.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по апелляционной жалобе Кириллова Анатолия Сергеевича на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 28 июня 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Кириллова Анатолия Сергеевича к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области об обязании осуществить единовременные выплаты, обязании осуществить ежегодные выплаты отказать, УСТАНОВИЛА:
Истец Кириллов А.С. обратился в Симоновский районный суд г. Москвы с иском к ответчику ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области об обязании осуществить единовременные выплаты в сумме 7000 руб. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2015 N 100, в сумме 10000 руб. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2018 N 195, осуществлять ежегодные выплаты в сумме 10000 руб. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.04.2019 N 186.
Требования мотивированы тем, что он является участников Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии Ж N 013387, которое ему было выдано 09 сентября 1982 года, как военнослужащему, проходившему службу в штабе 135 мотострелковой дивизии, входившей в состав действующей армии в период защиты Отечества на о. Даманском в марте 1969 года, а также справкой об участии в боевых действиях. Указами Президента Российской Федерации от 06.05.2018 N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы", от 26.02.2015 N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" были установлены единовременные и ежегодные выплаты участникам ВОВ, однако на его обращение ответчик отказал в выплате таковых, что полагая незаконным, он обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного просит истец Кириллов А.С. по доводам апелляционной жалобы.
Ответчик ГУ-ГУ ПФР N 8 по г.Москве и Московской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 95, 96), в суд апелляционной инстанции не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца Кириллова А.С, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 09 сентября 1982 года Кириллову А.С. выдано удостоверение серии Ж N 013387, согласно которому он имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для участников Великой Отечественной войны.
Судом также установлено, что Кириллов А.С. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", дополнительного ежемесячного материального обеспечения на основании Указа Президента Российской Федерации от 30.03.2005 N 363, ежемесячной денежной выплаты в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" по категории "участник Великой Отечественной войны".
Из представленной в материалы дела справки от 25 августа 2005 года N 132 усматривается, что истец в период с 15 по 28 марта 1969 года принимал участие в боевых действиях по защите государственных границ СССР в районе о. Даманский в составе Управления 135 мотострелковой дивизии (В/Ч 92910).
В феврале 2019 года истец обратился в адрес ответчика по вопросу осуществления единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2018 N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", в ответ на данное обращение последний письмом от 20 марта 2019 года отказал ему в единовременной выплате, сославшись на то, что он не относится у участникам ВОВ.
Установив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь Федеральным законом от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Указом Президента Российской Федерации от 06.05.2018 N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2015 N 100 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", Указом Президента Российской Федерации от 24.04.2019 N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы", суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, при этом исходил из того, что истец не относится к категории лиц, перечисленных в пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", следовательно, на него не могут распространяться положения приведенных Указов Президента Российской Федерации.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, при этом исходит из следующего.
Гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" Указом Президента Российской Федерации от 06 мая 2018 года N 195 предусмотрена единовременная выплата в размере 10 тыс. рублей, а Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 N 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы" указанным гражданам предусмотрена ежегодная денежная выплата в размере 10 тыс. руб.
Таким образом, из текста данных Указов Президента Российской Федерации следует, что они распространяются только на инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны отнесены:
1) участники Великой Отечественной войны:
а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;
б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;
д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию;
е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года;
ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;
з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
и) лица, награжденные медалью "За оборону Ленинграда", инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
Таким образом, круг лиц, на которых распространяет свое действие Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 года N 195 и Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 N 186, определен достаточно ясно и включает в себя граждан, которые непосредственно имели отношение к событиям Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, т.е. являлись непосредственными ее участниками и инвалидами, о чем и следует из текста Указа. Участники других боевых действий, в том числе участники боевых действий в районе острова Даманский в марте 1969 года, к данному кругу лиц не относятся.
При таком положении сам по себе факт наличия у истца удостоверения, согласно которому он имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для участников Великой Отечественной войны, не свидетельствует о том, что на него в полном объеме распространяется данное право, предоставляемое лишь непосредственным участникам Великой Отечественной войны перечень которых изложен в пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", который является закрытым и в него не входит период с 15 по 28 марта 1969 года, в течение которого истец принимал участие в боевых действиях по защите государственных границ СССР в районе о. Даманский в составе Управления 135 мотострелковой дивизии (В/Ч 92910).
Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства и надлежащей оценке представленных по делу доказательств.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что законодатель приравнивает к лицам, участвующим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий по защите Отечества, указанных в разделе I Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (Приложение к Федеральному закону "О ветеранах"), предоставляя им единый статус участников Великой Отечественной войны и одинаковый объем мер социальной поддержки, является несостоятельным, поскольку в силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" согласно данному Перечню городов, лицам, принимавшим участие в их обороне, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что при объявлении резолютивной части решения были удовлетворены его требования, касающиеся выплат по Указу Президента Российской Федерации от 06 мая 2018 года N 195, а в части выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 N 186 было отказано, не нашел своего подтверждения. Так при подготовке дела к судебному разбирательству по апелляционной жалобе истца была просмотрена видеозапись судебного заседания Симоновского районного суда г. Москвы от 28 июня 2019 года, из которой следует, что председательствующим была объявлена резолютивная часть решения суда об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, что соответствует тексту резолютивной части на бумажном носителе (л.д. 42) и мотивированному решению суда (л.д. 43-47), Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически выражают несогласие истца с выводами суда, однако по существу не опровергают тот факт, что истец не является непосредственным участником Великой Отечественной войны по смыслу пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", основаны на неправильном толковании данного Закона, соответственно оснований к отмене или изменению решения не содержат, в связи с этим, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Ссылка автора жалобы на судебную практику по аналогичным делам правового значения для разрешения настоящего дела не имеет, так как судебная практика к источникам правового регулирования не относится. Приложенные к жалобе судебные решения вынесены по искам иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 28 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кириллова Анатолия Сергеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.