Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В, судей Рачиной К.А, Лобовой Л.В, при помощнике судьи Воропаевой Е.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Р оссийской Ф едерации N 2 по г. Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 5 февраля 2019 г, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично. Признать незаконным решение Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г.Москве и Московской области от 27 марта 2018 г. N 224 об отказе Тумановой Е.Б. в назначении досрочной пенсии по старости. Обязать Государственное учреждение
- Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г.Москве и Московской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы Тумановой Е.Б. с 16 августа 1989 г. по 25 февраля 1991 г. в должности организатора внеклассной и внешкольной работы, с 14 декабря 2004 г. по 25 декабря 2004 г, с 3 апреля 2007 г. по 6 апреля 2007 г, с 16 апреля 2007 г. по 20 апреля 2007 г, с 28 мая 2007 г. по 31 мая 2007 г. - курсы повышения квалификации. Обязать Государственное учреждение
- Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г.Москве и Московской области назначить Тумановой Е.Б. пенсию с 26 января 2018 г. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать, установила:
Туманова Е.Б. обратилась в суд с иском к Государственно му учреждени ю - Главно му управлени ю Пенсионного фонда Р оссийской Ф едерации N 2 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, пенсионный орган) и с учетом уточнения исковых требований просила призна ть незаконным решение пенсионного органа от 27 марта 2018 г. N *** об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, обязать ответчика зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, период ее работы с 16 августа 1989 г. по 25 февраля 1991 г. в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в Кулебакской школе N 10, периоды нахождения на курсах повышения квалификации (с 14 по 25 декабря 2004 г, с 3 по 6, с 16 по 20 апреля 2007 г, с 16 по 20 апреля, с 28 по 31 мая 2007 г.) и нахождения в оплачиваемом отпуске с 26 июня по 17 августа 2014 г, досрочно назначить ей страховую пенсию по старости с 26 января 2018 г, т.е. с момента обращения за ее назначением, взыскать в ее пользу с ответчика судебные расходы в сумме 41 500 руб.
В обоснование заявленных требований Туманова Е.Б. указала, что 26 января 2018 г. она обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей).
Решением ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 27 марта 2018 г. N *** ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. В специальный стаж Тумановой Е.Б. пенсионный орган не засчитал период ее работы с 16 августа 1989 г. по 25 февраля 1991 г. в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в Кулебакской школе N 10, поскольку Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") предусмотрена должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы, а Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, - должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, а также периоды нахождения Тумановой Е.Б. на курсах повышения квалификации (с 14 по 25 декабря 2004 г, с 3 по 6, с 16 по 20 апреля 2007 г, с 16 по 20 апреля, с 28 по 31 мая 2007 г.) и в оплачиваемом отпуске с 26 июня по 17 августа 2014 г.
Туманова Е.Б. считает решение ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 27 марта 2018 г. N *** об отказе в досрочном назначении ей страховой пенсии по старости незаконным, поскольку на момент обращения в пенсионный орган за досрочным назначением страховой пенсии по старости у нее имелся необходимый 25-летний стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик ГУ-ГУ ПФР РФ N 2 по по г. Москве и Московской области.
Дополнительным решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 5 февраля 2019 г. в пользу Тумановой Е.Б. с ГУ-ГУ ПФР РФ N 2 по г. Москве и Московской области взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 руб.
В заседание судебной коллегии истец Туманова Е.Б. и представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР РФ N 2 по по г. Москве и Московской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель ГУ-ГУ ПФР РФ N 2 по по г. Москве и Московской области в апелляционной жалобе просит в случае его неявки рассмотреть дело без его участия.
Учитывая изложенное, судебная коллегия на основании статьи 167 ГПК РФ приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца по доверенности Стеничкину Е.Г, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя третьего лица - ГБОУ г. Москвы "Школа N 806", обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, здесь и далее нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведены в редакции, действовавшей на время возникновения спорных отношений).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 19 пункта 1 статьи 27).
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Туманова Е.Б. с 1987 года осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в том числе в период с 16 августа 1989 г. по 25 февраля 1991 г. она работала в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в Кулебакской школе N 10.
Согласно представленной в материалы дела справки директора МБОУ школа N ** от 16 мая 2018 г. в период с 15 августа 1989 г. по 25 февраля 1991 г. в штатном расписании Кулебакской школы N 10 имелась должность организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми, фактически в указанный период Туманова Е.Б. выполняла работу по указанной должности, она участвовала в планировании внеурочной работы, организации и контроле за ее осуществлением, оказывала методическую помощь классным руководителям, учителям, ученическому активу в проведении внеклассной и внешкольной работы, принимала участие в выявлении, обобщении и распространении передового опыта воспитательной работы педагогов, в привлечении внешкольных, культурно-просветительных учреждений, спортивных организаций к осуществлению внеурочной воспитательной работы с учащимися, организовывала досуг учащихся (л.д.22).
Кроме того, из справки директора МБОУ школа N ** от 8 июня 2018 г. следует, что на основании приказа от 1 сентября 1989 г. N 34 Туманова Е.Б. с 1 сентября 1989 г. вела 4 часа химии, 4 часа истории, 1 час факультатива по химии (л.д. 20).
26 января 2018 г. Туманова Е.Б, полагая, что имеет необходимый 25-летний стаж педагогической деятельности, обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от его возраста).
Решением ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 27 марта 2018 г. N *** Тумановой Е.Б. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. из-за отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. Стаж педагогической деятельности Тумановой Е.Б. в учреждениях для детей, учтенный пенсионным органом, составил 23 года 9 месяцев 1 день.
При этом пенсионный орган не включил в специальный стаж Тумановой Е.Б. в числе прочих период ее работы период с 16 августа 1989 г. по 25 февраля 1991 г. в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в Кулебакской школе N 10, поскольку Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") и Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, не предусмотрена указанная выше должность, а также периоды нахождения Тумановой Е.Б. на курсах повышения квалификации (с 14 по 25 декабря 2004 г, с 3 по 6, с 16 по 20 апреля 2007 г, с 16 по 20 апреля, с 28 по 31 мая 2007 г.) и в оплачиваемом отпуске с 26 июня по 17 августа 2014 г.
Между тем, Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), который подлежит применению при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г, предусмотрена должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы, а Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, - должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, учел разъяснения, содержащиеся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исследовал и оценил по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности и исходя из установленных обстоятельств пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания незаконным оспариваемого решения пенсионного органа и включения в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в связи с осуществлением педагогической деятельностью в учреждениях для детей, спорного периода работы, так как установилТуманова Е.Б, работая с 16 августа 1989 г. по 25 февраля 1991 г. в должности организатора внеклассной и внешкольной работы в Кулебакской школе N 10, осуществляла педагогическую и воспитательную деятельность в учреждении для детей.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, так как он отвечает требованиям действующего законодательства.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд первой инстанции указал, что Туманова Е.Б. направлялась на курсы повышения квалификации в связи с осуществлением педагогической деятельности, при этом за истцом в указанные периоды сохранялась заработная плата, за работником сохранялось место работы и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с этим выводом суда первой инстанции ввиду следующего.
Статья 187 Трудового кодекса РФ предусматривает, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Систематическое повышение профессионального уровня является обязанностью педагогического работника в силу действующего законодательства (пункт 7 части 1 статьи 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), истец направлялась на курсы повышения квалификации работодателем, в период нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось место работы, средняя заработная плата, производились отчисления на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, поскольку в соответствии со статьей 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж.
Поскольку включение в специальный стаж спорных периодов работы с учетом периодов, включенных ответчиком, составляет необходимую продолжительность стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, суд обоснованно обязал ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области назначить Тумановой Е.Б страховую пенсию по старости с 26 января 2018 г, т.е. с момента ее обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и ответчиком не опровергнуты.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы ГУ-ГУ ПФР РФ N 2 по г. Москве и Московской области не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, определила:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 14 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Р оссийской Ф едерации N 2 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.