Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего ПильгунаА.С, судей Раскатовой Н.Н, Дементьевой Е.И, при ведении протокола помощником Ничипоренко А.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С, дело по апелляционным жалобампредставителей ответчиковМинистерства обороны РФ и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФнарешение Пресненскогорайонного суда г. Москвы от 11 июня 2019 года, которым постановлено:
Иск Суворова А*В* удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации за N Р-10465/2018 от 27 декабря 2018 года в части снятия Суворова А*В* с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации принять решение о восстановлении Суворова А*В* на учете лиц, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания с 30 октября 2002 года и обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации внести кандидатуру Суворова А*В* в Единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания с датой принятия на жилищный учет 30 октября 2002 года, УСТАНОВИЛА:
Истец СуворовА.В. обратился в суд с искомк Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФо признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, о восстановлении на учете лиц, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, об обязании внести кандидатуру в Единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
Исковые требования мотивированы тем, чтоистец СуворовА.В.проходил военную службу по контракту в Министерстве обороны РФ, приказом Главнокомандующего ВВС по личному составу N 0807 от 03 декабря 2002 года был досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья, его выслуга в Вооруженных Силах РФ на момент увольнения составила 20 лет и 3 месяца. Ранее решением суда, принятому между теми же сторонами, на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ возложена обязанность внести его кандидатуру в Единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, во исполнение решения суда 27 декабря 2018 года решением Департамента жилищного обеспечения РФ его кандидатура была внесена в Единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, с датой принятия на жилищный учет 30 октября 2002 года, однако этим же решением истец был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. С решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, истец не согласен, просил суд его отменить как незаконное, возложить на ответчика обязанность восстановить его на жилищном учете.
В судебное заседание суда первой инстанции истец Суворов А.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя по доверенности Смирнова М.В, который исковые требования просил удовлетворить в полном объеме, при этом со ссылкой на ст. 61 ГПК РФ дополнительно пояснил, что решением Пресненского районного суда г. Москвы от 18 октября 2017 года, вступившим в законную силу, частично удовлетворен иск Суворова А.В. к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. Своим решением суд постановилобязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ внести кандидатуру Суворова А.В. в Единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, с датой принятия на жилищный учет 30 октября 2002 года, в ходе судебного разбирательства между теми же сторонами указанным судебным постановлением было установлено, что на момент увольнения с военной службы Суворов А.В. состоял на учете лиц, нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания и был уволен с военной службы с оставлением в списках очередников на получение постоянного жилья, на момент увольнения с военной службы истец проживал (проживает и сейчас) в служебной квартире, оспариваемое решение ответчика о снятии истца с жилищного учета не правомерно в силу п.2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", также оно принято в нарушение норм жилищного законодательства РСФСР, действовавших на момент признания истца в 2002 году нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Стручкова Е.А. в судебное заседание представила письменные возражения на исковое заявление, где указала, что Суворов А.В. в период 2006-2011 годов имел на праве собственности жилое помещение в ***, весь период нахождения на жилищном учете лицо должно полностью соответствовать требованиям нуждаемости в жилых помещениях, установленных жилищным законодательством, в связи с чем, просила в иске Суворову А.В. отказать.
Ответчик Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, его представитель в судебное заседание не явился, возражений на иск не представил.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, по доводам апелляционных жалоб просят представителиответчиков Министерства обороны РФ и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В заседание судебной коллегии представители ответчиков Министерства обороны РФ и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Проверив материалы дела, выслушав объясненияпредставителя истца Суворова А.В. по доверенности Смирнова М.В, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Материалами дела подтверждается, что вступившим в законную силу решением Пресненского районного суда г. Москвы от 18 октября 2017 года были частично удовлетворены исковые требования Суворова А.В. к Министерству обороны РФ и Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ возложена обязанность внести кандидатуру Суворова А.В. в Единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, с датой принятия на жилищный учет 30 октября 2002 года.
Как было установлено судом, на момент увольнения в 2002 году с военной службы истец проживал в служебной квартире по адресу: ***, состоял на учете лиц, нуждающихся в получении жилого помещения для постоянного проживания и был уволен с военной службы с оставлением в списках очередников, на получение жилья, что предусмотрено Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (п.13 ст. 15).
Из решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации N Р-10465/2018 от 27 декабря 2018 года следует, что во исполнение решения Пресненского районного суда г. Москвы от 18 октября 2017 года ответчиком принято решение о включении Суворова А.В. в Единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, с датой принятия на жилищный учет 30 октября 2002 года.
Однако этим же решением ответчик снял Суворова А.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания на основании п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с наличием период с 11 января 2006 года по 17 марта 2011 года в собственности жилого помещения, расположенного по адресу: ***, приобретенного на основании договора купли-продажи от 01 июня 2005 года.
Как предусмотрено п.2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 года N 189-ФЗ, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной им в определении от 01 декабря 2009 года N 1549-О-П по своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 года N 189-ФЗ не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.
В соответствии со статьей 29 ЖК РСФСР, действовавшей на момент признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
Согласно п. 9.13 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Московской области, утвержденных решением исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов и президиума Московского областного совета профессиональных союзов от 29 декабря 1984 года N 1727/24 (далее - Правила) нуждающимся в улучшении жилищных условий признавались граждане в случае их проживания на служебной жилой площади не менее 5 лет.
На основании ст. 24.2 Правил граждане снимались с жилищного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае выезда на другое постоянное место жительства.
Кроме того, согласно ст. 24.1 Правил граждане снимались с жилищного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, если жилая площадь после этого на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
Разрешая требования истца о признании незаконным распоряжения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ N Р-10465/2018 от 27 декабря 2018 года в части снятия истца с жилищного учета, возложении обязанности восстановить истца на учете нуждающихся в жилых помещениях, суд первой инстанции учитывал установленные по делу обстоятельства, дал оценку собранным по делу доказательствамв соответствии с правилами ст.ст. 61, 67 ГПК РФ и, правильно применяя нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами отношения, пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.
Судебная коллегия с данным выводом соглашается.
Так, в соответствии с ч.14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
В силу ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный Кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договора социального найма. Указанные граждане снимаются с жилищного учета по основаниям, предусмотренным п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договора социального найма.
Согласно п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 года давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 ЖК РСФСР.
В соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:
1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;
2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
На основании п.1, 3 ч.2 ст. 32ЖК РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
Признавая незаконным и отменяя решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ N Р-10465/2018 от 27 декабря 2018 года в части снятия истца с жилищного учета, суд первой инстанции исходил из того, что у ответчика отсутствовали законные основания для снятия истца с жилищного учета, поскольку те обстоятельства, которые послужили поводом для постановки истца на жилищный учет в 2002 году согласно действующему на тот момент законодательству, не отпали, в связи с чем суд обоснованно возложил на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ обязанность восстановить истца на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, с даты постановки на учет.
Как следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: ***, истец приобрел в январе 2006 года, то есть после постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений в 2002 году, с момента отчуждения данного жилого помещения в 2011 году и ухудшения жилищных условий на дату принятия оспариваемого распоряжения ответчика прошло более 5 лет.
В настоящее время истец, а также члены его семьи правом пользования указанным жилым помещением не обладают, в связи с чемего площадьне может учитываться при расчете их уровня жилищной обеспеченности.
С 2001 года семья истца проживает в служебной квартире по адресу: ***, жилым помещением для постоянного проживания по норме предоставления (18 кв.м. на человека) они не обеспечены.
Поскольку истец с семьей был принят на жилищный учет до 01 марта 2005 года, то основания для предоставления им жилого помещения могут отпасть в соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР лишь при выявлении факта того, что на каждого члена семьи истца, проживающих в занимаемом ими жилом помещении приходится более 18 кв.м. общей площади жилых помещений, либо при выявлении в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
Между тем, на дату принятия ответчиком решения о снятии истца с жилищного учета от 27 декабря 2018 года, а равно как и оспариваемого по настоящему делу решения суда первой инстанции, таких обстоятельств выявлено не было.
Каких-либо оснований полагать, что при постановки истца на учет нуждающихся в жилых помещениях в 2002 году истцом были предоставлены документы, содержащие не соответствующие действительности сведения, либо должностными лицами при решении вопроса о принятии его на учет совершались неправомерные действия, из материалов дела не усматривается.
При таком положении судебная коллегия находит, что доводы апелляционных жалоб ответчиковнаправлены на оспаривание выводов суда, однако их по существу не опровергают и не являются основанием к отмене решения суда, поскольку фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую представленным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств и представленных доказательств у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционных жалобах, судом не допущено.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 11 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобыпредставителей ответчиков Министерства обороны РФ и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.