Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С, судей Дементьевой Е.И, Раскатовой Н.Н, при ведении протокола помощникомРаспитиным А.С, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобепредставителяответчика Министерства обороны РФ по доверенности Ильина А.В.нарешение Пресненскогорайонного суда г. Москвы от 28 мая 2019года, которым постановлено:
Исковые требования Лапшовой Е*Ю* к Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ о признании права на получение жилого помещения, признании решения незаконным, обязать поставить на учет, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ДЖО МО РФ от 08.10.2018 г. NР-9312/2018.
Обязать ДЖО МО РФ повторно рассмотреть заявление Лапшова С*А* о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать, УСТАНОВИЛА:
Истец Лапшова Е.Ю. обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права на получение жилого помещения, признании решения незаконным, обязать поставить на учет.
Исковые требования мотивированы тем, что муж истца - Лапшов С.А. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Федерации. В 2017 году Лапшов С.А. обратился с заявлением в Департамент жилищного Министерства обороны РФ о постановке его и членов его семьи на жилищный учет. 08 ноября 2017 года Лапшов С.А. умер, смерть наступила в период прохождения военной службы. Решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ NP-9312/2018 от 08 октября 2018 года Лапшову С.А. было отказано в постановке его семьи на жилищный учет. Основанием для отказа в постановке на жилищный учёт послужил тот факт, что служебное жилое помещение по адресу: ***, было оставлено прежней семье. 22 октября 2018 года после самостоятельного обращения Лапшовой Е.Ю. в Департамент жилищного Министерства обороны РФ с целью реализации права на жилье, ей со стороны указанного ответчика было отказано, с указанием на решение от 08 октября 2018 года. Полагая свои права нарушенными, истец просила суд признать ее право на получение жилья от Министерства обороны РФ, обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ отменить свое решение NP-9312/2018 от 08 октября 2018 года, обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ принять истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Лапшова Е.Ю. и ее представитель исковые требования поддержали, просили удовлетворить иск по доводам искового заявления.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности Турченкова С.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Ответчик Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, третье лицо Военная академия РВСН имени Петра Великого, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, явку в суд своих представителей не обеспечили.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, по доводамапелляционной жалобы просит представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенностиИльин А.В.
Проверив письменные материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчикаМинистерства обороны РФ по доверенности Турченковой С.В, истца Лапшовой Е.Ю. и ее представителя Жердева О.В, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц, которые о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 14 ст. 15 названного Федерального закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
На основании абз. 5 ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалам дела, что истец Лапшова Е.Ю. и умерший Лапшов С.А. состояли в зарегистрированном браке с 14 февраля 2015 года.
В период с 27 мая 1997 года по 08 ноября 2017 года Лапшов С.А. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, приказом начальника военной академии ракетных войск стратегического назначения от 20 ноября 2017 года N72 исключен из списков личного состава воинской части в связи со смертью.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции также установлено, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам 3 окружного военного суда от 13 апреля 2017 года признано незаконным изданное ранее решение начальника 1 отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, оформленное сообщением от 24 октября 2016 года N25/7985/ТС, которым Лапшову С.А. было отказано в заключении договора найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: ***, в связи с чем на указанное должностное лицо возложена обязанность отменить это решение и повторно рассмотреть вопрос о заключении с истцом такого договора.
Из апелляционного определения следует, что в июле 2003 года Лапшову С.А. на состав семьи из трех человек (он, жена ***и дочь ***) была предоставлена служебная однокомнатная квартира по установленным в г. *** нормам по адресу: ***.
В сентябре 2007 года брак Лапшова С.А. с *** расторгнут.
В связи с убытием к новому месту службы, 20 ноября 2007 года Лапшов С.А. обратился в КЭЧ района с рапортом, в котором просил принять у него жилое помещение по вышеуказанному адресу. В служебной квартире остались проживать бывшая супруга с дочерью.
На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю от 25 марта 2008 года N07-407p квартира ***передана в собственность муниципального образования г. ***.
Решением Канского городского суда Красноярского края от 18 июня 2008 года, принятым по иску *** к Лапшову С.А, последний признан утратившим право пользования квартирой в г. *** и снят с регистрационного учета, а на Администрацию города *** возложена обязанность заключить с ***договор социального найма спорного жилого помещения.
Впоследствии решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ года NP-9312/2018 от 08 октября 2018 года Лапшову С.А. было отказано в постановке его новой семьи на жилищный учет. Основанием для отказа в постановке на жилищный учёт послужил тот факт, что ранее предоставленное военнослужащему служебное жилое помещение по адресу: ***, не сдано и было оставлено его прежней семье.
22 октября 2018 года после самостоятельного обращения супруги военнослужащего Лапшовой Е.Ю. в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с целью реализации права на жилье, ей со стороны указанного ответчика было отказано со ссылкой на решение от 08 октября 2018 года.
Разрешая заявленные Лапшовой Е.Ю. требования, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями ст.ст. 101, 103 ЖК РФ, ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Признавая решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ NP-9312/2018 от 08 октября 2018 года незаконным, суд исходил из того, что в связи с расторжением брака и убытием к новому месту службы Лапшов С.А. выехал и фактически освободил служебную квартиру по адресу: ***, расторгнув тем самым согласно ч.2 ст. 101 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения, при этом обязанности по выселению из освобождаемых жилых помещений бывших членов семьи действующим законодательством на военнослужащих не возложено.
Данные обстоятельства были также установлены апелляционным определением судебной коллегии по административным делам 3 окружного военного суда от 13 апреля 2017 года, однако ответчик при принятии оспариваемого решения NP-9312/2018 от 08 октября 2018 года оставил их без внимания.
Поскольку постановка на жилищный учет военнослужащих и членов их семей относится к компетенции специально уполномоченного на то органа исполнительной власти, суд обоснованно пришел к выводу, что права истца могут быть восстановлены путем возложения на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ обязанности повторно рассмотреть заявление умершего Лапшова С.А. о принятии его семьи на жилищный учет.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции в полной мере соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на оспаривание выводов суда и не являются основанием к отмене решения суда, поскольку фактически сводятся к несогласию с той правовой оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм. Оснований для иной установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Как следует из материалов дела, Лапшов С.А. при подаче заявления о принятии на жилищный учет по избранному месту жительствабыл лишен возможности в установленном порядке сдать жилое служебное помещение по адресу: ***, поскольку в 2008 году оно было уже передано Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Красноярскому краю в собственность муниципального образования г.*** и предоставлено в пользование Администрацией города ***бывшей супруге Лапшова С.А. - *** на условиях социального найма.
Лапшов С.А. права постоянного пользования данным жилым помещением не приобретал, в 2007 году обращался с рапортом в КЭЧ района, в котором просил принять у него служебное жилое помещение по указанному адресу в связи с убытием к новому месту службы.
При таком положении, оснований полагать, что Лапшов С.А. был ранее обеспечен жилой площадью за счет средств Министерства обороны РФ, распорядился им по своему усмотрению и не подлежит повторному обеспечению военным ведомством, у Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ не имелось.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно разрешилспор и с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены верно. Нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции не допущено, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 28 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства обороны РФ по доверенности Ильина А.В.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.