Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Максимовой Е.В, судей Антоновой Н.В, Курочкиной О.А, при секретаре (помощнике судьи) Гурко К.И, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Антоновой Н.В.
гражданское дело N2-573/2019 по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества города Москвы по доверенности У.А.Ю. на решение Щербинского районного суда г. Москвы от 04 сентября 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Никитиной В.Ф. к Департаменту городского имущества города Москвы об уточнении местоположения границ земельного участка - удовлетворить.
Уточнить границы земельного участка с кадастровым номером *** площадью 1300 кв.м. по адресу: ***, принадлежащего на праве собственности Никитиной В.Ф, в координатах:
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Решение является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН по городу Москве, УСТАНОВИЛА:
Истец Никитина В.Ф. обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества города Москвы, и с учетом поданных уточнений, просила уточнить границы принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером *** площадью 1300 кв.м. по адресу ***, в координатах, определенных судебной экспертизой, в побоснование заявленных требований указывая на то, что ей принадлежит на праве собственности указанный земельный участок площадью 1300 кв.м, границы данного земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством. Истец обратилась с заявлением об установлении границ земельного участка в Управление Росреестра по городу Москве, однако в связи с отсутствием картографического материала на спорный земельный участок, регистрация уточнения границ была приостановлена. Истец пользуется участком с 80-х годов, помимо документов о собственности на земельный участок имеются данные из ГБУ "Мосгоргеотрест" в виде литографического оттиска 1984 года, а также ситуационный план по состоянию на 1970 год. Границы земельного участка согласованы со смежными землепользователями. Поскольку установить границы земельного участка возможно лишь в судебном порядке, истец была вынуждена обратиться с указанным исковым заявлением в суд.
Истец Никитина В.Ф. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, обеспечила явку своего представителя по доверенности Ф.Е.С, которая заявленные требования с учетом поданных уточнений поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности В.Д.Г. в судебное заседание суда первой инстанции явился, исковые требования не признал, указав на то, что Департамент городского имущества города Москвы является ненадлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по г. Москве в судебное заседание суда первой инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности У.А.Ю. по доводам апелляционной жалобы, указывая, что решение суда постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.
Истец Никитина В.Ф. в заседание судебной коллегии не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена, обеспечила явку своего представителя по доверенности Ф.Е.С, которая против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Ф.А.Н. в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по г. Москве в заседание судебной коллегии не явился, извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя третьего лица.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ с уд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п.7 ст.1 Федерального закона от 01.01.2017 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" - государственным кадастровым учетом недвижимого имущества является внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N315-ФЗ).
Согласно ст.14 настоящего закона основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии со ст.11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст.60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 01.01.2017 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.
Согласно п.2 ст.8 настоящего Федерального Закона к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст.14 ФЗ N218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно ст.43 Федеральному закону N218 "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В силу ст.22 Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также в установленном частью 3 настоящей статьи случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Как установлено судом первой инстанции, и следует из материалов дела, Никитина В.Ф. является собственником земельного участка с кадастровым номером *** площадью 1300 кв.м, расположенного по адресу: г ***.
В связи с тем, что границы указанного земельного участка не были установлены в соответствии с действующим законодательством, по заказу истца были проведены кадастровые работы по уточнению границ указанного земельного участка, составлен межевой план, границы участка согласованы со смежными землепользователями.
17.09.2018 г. государственный кадастровый учет земельного участка был приостановлен в связи с отсутствием картографического материала на земельный участок.
На спорном земельном участке имеется жилое строение, площадью 238, 2 кв.м, принадлежащее на праве собственности истцу и поставленное на кадастровый учет.
В рамках рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции была назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено ООО "Кадастр - Эксперт".
Как установлено экспертами и отражено в заключении N ЗУ-0573/2019, фактическая площадь земельного участка истца составляет 847 кв.м, данная площадь не соответствует площади по правоустанавливающим документам. Для уточнения границ земельного участка по фактическому пользованию, с учетом правоустанавливающих документов и фактических границ жилого строения, принадлежащего истцу на праве собственности, необходимо внести изменения в границы участка со следующими координатами.
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
Разрешая спор, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, в том числе заключение эксперта, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Никитиной В.Ф. об уточнении местоположения границ земельного участка.
При этом суд обоснованно в качестве доказательства было принято заключение эксперта, поскольку оснований не доверять указанному заключению у суда не имелось, оно является допустимым по делу доказательством, содержит подробные описания проведенных исследований, сделанные в результате выводы и ответы на поставленные судом вопросы, экспертиза проведена квалифицированными специалистами, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они постановлены в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившихся в том, что суд не привлек к участию в деле в качестве ответчика кадастрового инженера по своей инициативе, не могут служить основанием для отмены постановленного решения, так как истец о привлечении к участию в деле кадастрового инженера не ходатайствовал, тогда как рассмотрение дела без процессуального соучастия кадастрового инженера являлось возможным. Таким образом, суд рассмотрел дело в порядке ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, не допустив при этом нарушения ст. ст. 40, 41 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что Департамент городского имущества города Москвы является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку своими действиями не нарушал прав истца, правомерность принятого по делу судебного решения не опровергают, поскольку основаны на неверном толковании и применении норм материального права.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП, Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим следующие функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Департамента (далее - установленная сфера деятельности): функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
В силу пункта 6.10 указанного Постановления Департамент городского имущества г. Москвы осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейский судах, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), представляет в установленном порядке Правительство Москвы в иных государственных органах, организациях.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда соответствуют установленным судом обстоятельствам, материалам дела и требованиям закона, и оснований для признания их неправильными, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Щербинского районного суда г. Москвы от 04 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.