Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Семченко А.В.
и судей Масленниковой Л.В, Дегтеревой О.В.
при помощнике судьи Кишкинской А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело (N2-4185/19) по апелляционной жалобе Кобылянской Е.В. на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 19 июля 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Кобылянской Е.В. к ГУ-ГУ ПФР N 9 по Москве и Московской области об обязании включить периоды работы в специальный стаж, об обязании установить досрочную страховую пенсию - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Кобылянская Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 9 по Москве и Московской области о признании незаконным решения комиссии, понуждении к назначению досрочной страховой пенсии по старости.
В обосновании заявленных требований ссылалась на то, что обратилась 20.06.2018 к ответчику за назначением досрочной страховой пенсии по старости на льготных условиях, в назначении пенсии по основаниям п.19 ч.1 ст. 30 Закона "О страховых пенсиях" ей 13.07.2018г. было отказано. Не согласившись с указанным решением ГУ-ГУ ПФР N 9 по Москве и Московской области, Кобылянская Е.В. просила суд включить в специальный страховой стаж периоды ее работы: с 23.01.2001 по 31.12.2001, с 03.03.2002 по 31.12.2002, с 24.02.2003 по 31.12.2003, с 23.02.2004 по 31.12.2004, с 01.03.2005 по 31.12.2005, 04.02.2006 по 31.12.2006, с 01.01.2007 по 15.07.2007, с 25.08.2007 по 03.07.2008; с 25.08.2008 по 29.08.2008 - преподаватель начальной школы в Некоммерческой организации Жуковский фонд обучения детей дошкольного, младшего и среднего возраста " Прогимназия " Радуга"; с 01.09.2008 по 24.08.2009 - преподаватель начальной школы в структурном подразделении "Архангельское" Автономной некоммерческой организации "Обучение детей дошкольного, младшего и среднего возраста" Наследие" и просила суд назначить досрочную страховую пенсию с момента наступления права.
В судебное заседание истец Кобылянская Е.В. и ее представитель явились, на удовлетворении иска настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 9 по Москве и Московской области Косинов П.М. явился, против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в протоколе комиссии.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить Кобылянская Е.В.
Проверив материалы дела, заслушав истца Кобылянскую Е.В. и ее представителя Матвееву О.Б, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кобылянская Е.В, 20.06.2018 обратилась в ГУ - ГУ ПФР N 9 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с протоколом заседания комиссии ГУ - ГУ ПФР N 9 по г.Москве и Московской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 13.07.2018, в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение Кобылянской Е.В. включены периоды работы общей продолжительностью 19 лет 07 месяцев 24 дня.
В стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение истца не включены, в том числе, следующие периоды работы: с 23.01.2001 по 31.12.2001 (3 месяца 8 дней); с 03.03.2002 по 31.12.2002 (9 месяцев 28 дней); с 24.02.2003 по 31.12.2003 (10 месяцев 7 дней); с 23.02.2004 по 31.12.2004 (10 месяцев 7 дней); с 01.03.2005 по 31.12.2005 (10 месяцев); 04.02.2006 по 31.12.2006 (10 месяцев 28 дней); с 01.01.2007 по 15.07.2007 (6 месяцев 14 дней); с 25.08.2007 по 03.07.2008 (10 месяцев 8 дней); с 25.08.2008 по 29.08.2008 (5 дней) в должности преподавателя начальной школы в Некоммерческой организации Жуковский фонд обучения детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста "Прогимназия "Радуга" (с июня 2003 г. Жуковский фонд обучения детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста "Радуга"), т.к. в трудовой книжке истца, акте документальной проверки от 21.12.2015 N718, в выписке из лицевого счета застрахованного лица код льготы и ставка отсутствуют. Наименование должности "преподаватель начальной школы" Списком N781 от 29.10.2002 не предусмотрено.
Согласно акту документальной проверки от 21.12.2015 N718 Некоммерческая организация Жуковский фонд обучения детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста "Радуга" как льготная на учете не состоит, Перечни льготных профессий и Поименные списки не предоставлялись.
Период с 01.09.2008 по 24.08.2009 (11 месяцев 24 дня) - преподаватель начальной школы в структурном подразделении "Архангельское" Автономной некоммерческой организации "Обучение детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста "Наследие", так в трудовой книжке и справке от 19.11.2015 N54, ответе на запрос от 30.12.2015 N209-17/04-2734, в выписке из лицевого счета застрахованного лица код льготы и ставка отсутствуют, документы подтверждающие льготный характер работы и справка о полной занятости истцом суду не представлены.
Согласно ответу на запрос от 30.12.2015 Управление по Красногорскому району Московской области ГУ-ГУ ПФР N 9 по Москве и Московской области сообщило, что наименование должности "преподаватель начальной школы" не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденному Постановлением Правительства от 29.10.2002 N781. Работа в организациях образования, имеющих иные организационно-правовые формы (автономная некоммерческая организация) в специальный стаж не засчитывается.
Страховой стаж составляет 29 лет 07 месяцев 06 дней, специальный стаж составляет 19 лет 07 месяцев 24 дня, не засчитано в специальный стаж 11 лет 26 дней.
Истец претендовала на включение указанных периодов в подсчет ее специального стажа, а также просила суд обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пп. "м" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абз. 3 п. 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001
включительно, Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, предусматривалась должность воспитателя в детских дошкольных учреждениях всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).
Действующим Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, предусмотрена должность воспитателя в общеобразовательных учреждениях: школах всех наименований, гимназии, центре образования.
В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами (п. 4).
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.); при этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений; исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение), при этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
В соответствии с представленным в материалы документами, Уставом некоммерческой организации "Жуковский фонд обучения детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста "Прогимназия "Радуга" при ГУП "Оздоровительный комплекс Жуковка" УД Президента РФ от 04.05.2000 указанная организация является не основанной на членстве некоммерческой организацией, созданной ГУП "Оздоровительный комплекс Жуковка" УД Президента РФ; Фонд является негосударственной, некоммерческой образовательной организацией, осуществляющей комплексное обучение и учебно-воспитательный процесс в сфере дошкольного, начального и среднего школьного образования с приоритетным осуществлением нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся, в частности по интеллектуальному, художественно-эстетическому развитию и изучению иностранных языков; целью создания Фонда является организация непрерывного и высокоэффективного обучения детей в полном объеме программ дошкольного, начального и среднего общего образования по всем предметам и дисциплинам, изучаемым в начальной и средней школе, реализации программ образования с применением прогрессивных методов обучения, позволяющих активизировать мышление, развивать память и внимание, формировать высокопродуктивные навыки с целью удовлетворения потребностей и личности в углублении и расширении образования (л.д. 32).
Каких-либо данных о том, что Жуковский фонд обучения детей дошкольного, младшего и среднего возраста "Радуга" и Автономная некоммерческая организация "Обучение детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста "Наследие", являются или являлись учреждениями и впоследствии была изменена организационно-правовая форма этих учреждений, в материалах дела не имеется, равно как не имеется и доказательств того, что в составе указанных организаций имелись структурно выделенные подразделения, перечисленные в п.13 Правил, а при таких обстоятельствах, решение суда в данной части об отказе включить в подсчет специального стажа истца вышеперечисленные спорные периоды отмене не подлежит.
Обжалуя решение суда в данной части, в апелляционной жалобе истец ссылается на те же доводы, что и в исковом заявлении, указывая на наличие оснований для обязания ответчика включить в специальный стаж спорных периодов, принимая во внимание, что характер ее работы и уставные цели организаций работодателей, в которых она осуществляла педагогическую деятельность, соответствуют Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002.
Данные доводы истца являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании подлежащего применению пенсионного законодательства и иной оценке доказательств характера работы истца, ее занятости и типа организаций, в которых она выполняла трудовые функции, и не опровергают выводы суда об отсутствии права Кобылянской Е.В. на включение вышеуказанных периодов работы в специальный стаж, поскольку Жуковский фонд обучения детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста "Прогимназия "Радуга" и АНО " Наследие" не относятся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, а каких-либо данных о том, что указанные организации являлись общеобразовательными учреждениями, а потом была изменена их организационно-правовая форма, материалы дела не содержат.
Так, устанавливая в Федеральном законе "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с педагогической деятельностью именно в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
Принимая во внимание, что специальный стаж истца на дату обращения в пенсионные органы составлял менее требуемых 25 лет, решение суда в части отказа в обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости отвечает требованиям ст. 22, п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона "О страховых пенсиях".
Довод апелляционной жалобы о том, что имеются решения по аналогичным делам, которыми требования лиц, работавших в тех же организациях, что и истец, о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности были удовлетворены, не могут служить основанием для отмены решения суда, так как в настоящем деле рассматривались исковые требования Кобылянской Е.В. о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона "О страховых пенсиях" и доказательств опровергающих выводы суда материалы дела не содержат.
Другие доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия также не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты, позиция истца основана на неправильном толковании действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Хорошевского районного суда года Москвы от 19 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кобылянской Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.