Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Лобовой Л.В, Дегтеревой О.В.
при помощнике судьи Исебашвили Э.Х.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело (N2-869/19) по апелляционной жалобе Баканова А.А. на решение Зеленоградского районного суда города Москвы от 20 августа 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Баканова Алексея АлександА.А.ровича к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N1 по г.Москве и Московской области об оспаривании решения, возложении обязанности - оставить без удовлетворения.
УСТАНОВИЛА:
Баканов А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N1 по г. Москве и Московской области
об оспаривании решения N*** от 15.01.2019 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии с 08.06.1999 года по 15.10.2018 года в должности спасателя ГБУ "Московская городская поисково-спасательная служба", ГКУ города Москвы "Московская поисково- спасательная служба на водных объектах", назначении досрочной страховой пенсии по старости с 15.10.2018 года, ссылаясь на то, что оспариваемым решением ответчика отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по основанию пп. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Список N 1 по работе в качестве водолаза, поскольку льготная справка выдана работодателем по данному основанию и не выполнено требование постоянной занятости истца по подводным работам, не менее 275 часов работы под водой, тогда как по основанию предусмотренному п.п. 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" у истца отсутствует требуемый специальный стаж в системе МЧС РФ, так как поисково-спасательные станции не относятся к профессиональным аварийно-спасательным службам и формированиям, входящим в структуру МЧС. Полагает, что решение пенсионного органа нарушает его право на пенсионное обеспечение, поскольку он фактически осуществлял обязанности спасателя, имеет соответствующую квалификацию спасателя и с учетом его работы спорные периоды подлежат включению в специальный стаж, учитываемый при назначении пенсии.
Представитель истца по доверенности Быкова О.А. в судебном заседании исковые требования полностью поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал по доводам письменного отзыва, приобщенного к материалам дела, просил в иске отказать.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как неправильного, просит в апелляционной жалобе истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав представителя истца Быкову О.А. поддержавшую доводы жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного Федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно пп. "и" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665, а также пп. "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно- спасательных службах и формированиях федерального органа исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, применяются Перечни должностей и специальностей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 г. N 702.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Баканов А.А, *** года рождения, обратился к ответчику ГУ-ГУ ПФР N1 по Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 30 и по п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением N2764904 от 15.01.2019 года истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Список N 1 по работе в качестве водолаза, поскольку отсутствуют правовые основания.
Оспаривая действия ответчика по оценке пенсионных прав, истец Баканов А.А. ссылается на наличие у него специального стажа работы в качестве спасателя, что подтверждается трудовой книжкой N ***, книжкой спасателя серия 0210 номер 0812, справкой ГКУ г. Москвы "Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах" N***, N*** от 26.04.2018. из которых следует, что Баканов А.А. с 08.06.1999 г. по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в ГКУ г. Москвы "Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах" поисково-спасательная станция "Ленинские горы" в должности спасателя.
Приказом МЧС России N616-К от 02.12.2013 Баканов А.А. награжден за отвагу и самоотверженность, проявленные при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, личный вклад в развитие и совершенствование мероприятий в области гражданской обороны, высокий профессионализм награжден ведомственной наградой МЧС России - нагрудный знак МЧС России "ЗА Заслуги".
Приказом Начальника ГУ МЧС России по г. Москве N205 от 2009 г. Баканов А.А. награжден памятной юбилейной медалью "70 лет Главному управлению МЧС России по г. Москве".
Вместе с тем, согласно справки ГКУ "МГПСС" от 26.04.2018г. выданной Баканову А.А. не усматривается, что работодатель характеризует деятельность истца в должности спасателя в данной организации, как дающую право на досрочное назначение пенсии (л.д. 35).
Кроме того, в материалы дела представлен Акт по результатам документальной проверки достоверности сведений о периодах работы дающих право на досрочное назначение пенсии, застрахованных лиц ГКУ "МГПСС" от 25.11.2016г. N2259/2 (л.д.139), из которого следует, что действующие работники как спасатель, врач (водолазный) и др. отнесены к Списку N1 код позиции 12100000- 11465, досрочная пенсия может быть назначена только тем спасателям, которые находятся в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям ликвидации последствий стихийных бедствий. Так как поисково-спасательные станции не относятся к профессиональным аварийно-спасательным службам и формированиям, входящим в структуру Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), спасатели и начальники поисково-спасательных служб и отрядов субъектов РФ и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтому они не пользуются правом на досрочное обеспечение в соответствие с п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Данный акт подписан руководителем организации ГКУ "МГПСС" Марьян В.С, начальником отдела ОППЗЛ N2 Голубевой Ю.А. без каких-либо замечаний, отметок о несогласии с изложенными выводами.
В соответствии с положениями Устава ГКУ г. Москвы "Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах", утвержденного приказом начальника Управления по обеспечению мероприятий гражданской защиты г. Москвы от 21.11.2011 г, данное Учреждение является составной частью сил Московской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС) и относится к силам постоянной готовности, предназначенным для осуществления поиска и спасания людей на водных объектах, оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации проведения работ по ликвидации и их последствий. Учредителем учреждения является город Москва. Функции и полномочия учредителя Учреждения в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы осуществляет Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы (пп. 1.3 Устава).
В соответствии с пп.2 ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются:
в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, анализируя приведенные нормы закона применительно к установленным обстоятельствам дела, оценивая представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд верно пришел к выводу о том, что обстоятельств, с которыми закон связывает право на назначение пенсии по основанию пп. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при рассмотрении заявленных Бакановым А.А. требований, не установлено, поскольку ГКУ г. Москвы "Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах" создана органами исполнительной власти субъект Российской Федерации - городом Москвой и не является профессиональным аварийно-спасательным формированием федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Такие выводы суда первой инстанции основаны на совокупности исследованных судом доказательств, которым дана правильная правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, подтверждены материалами дела и подробно мотивированы в решении.
Оснований не согласиться с такой оценкой доказательств у судебной коллегии не имеется, работа истца в спорный период как соответствующая требованиям подпункта 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не отвечает, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о недоказанности обстоятельств имеющих юридическое значение, являются несостоятельными и отмену решения суда они не влекут.
При отсутствии у истца специального стажа не менее 15 лет, у суда отсутствовали основания для назначения Баканову А.А. досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.16 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", следовательно вывод суда об отказе в удовлетворении требований истца об обязании ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости соответствует требованиям закона.
Довод апелляционной жалобы о том, что имеется решения суда по аналогичному делу, которыми требования работавших в иной организации были удовлетворены, не могут служить основанием для отмены решения суда, так как в настоящем деле рассматривались исковые требования Баканова А.А. о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п. п. 16 ч. 1 ст. 30 Закона "О страховых пенсиях".
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зеленоградского районного суда города Москвы от 20 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Баканова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.