Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Коневой С.И., Гордеевой О.В., при секретаре Карасевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Межрегионального управления Росприроднадзора по Владимирской и Ивановской областям по доверенности Рыбиной В.В. на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 7 ноября 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования Зайцевой Я.Ю. к Межрегиональному управлению Росприроднадзора по Владимирской и Ивановской областям о признании незаконным решения от 02.07.2018 г. об отказе в присвоении статуса общественного инспектора по охране окружающей среды и обязании назначить дату и время проведения заседания комиссии с участием истца с целью оценки знаний, необходимых для выполнения функции общественного инспектора по охране окружающей среды - удовлетворить частично.
Признать решение Межрегионального управления Росприроднадзора по Владимирской и Ивановской областям от 02.07.2018 г. об отказе в присвоении Зайцевой Я.Ю. статуса общественного инспектора по охране окружающей среды - незаконным.
В остальной части исковых требований - отказать, УСТАНОВИЛА:
Зайцева Я.Ю. обратилась в суд с уточненным в порядке статьи 46 КАС РФ административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Межрегионального управления Росприроднадзора по Владимирской и Ивановской областям от 2 июля 2018 года об отказе в присвоении статуса общественного инспектора по охране окружающей среды, обязании назначить дату и время проведения заседания комиссии с участием Зайцевой Я.Ю. с целью оценки знаний, необходимых для выполнения функции общественного инспектора по охране окружающей среды.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 09.06.2018 посредством услуг ФГУП "Почта России" в адрес Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской и Ивановской областям истцом было направлено заявление от 08.06.2018 г. о присвоении статуса общественного инспектора по охране окружающей среды, к которому согласно описи вложения прилагались копия паспорта, две фотографии 3х4 сантиметра, копии документов об образовании. В ответ на заявление истца от 08.06.2018 г. поступило сообщение врио руководителя Красновой Е.Е. от 04.07.2018 г. N 04-01-13/4984 об отказе в присвоении Зайцевой Я.Ю. статуса общественного инспектора по охране окружающей среды, поскольку заявление подано с нарушением требований, предусмотренных п. 5 Порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12.07.2017 г. N 403, а именно в заявлении от 08.06.2018 г. отсутствует приложение двух фотографий размером 3х4 сантиметра. Однако, согласно квитанции ФГУП "Почта России", подписи сотрудника и печати ФГУП "Почта России" на описи вложения в почтовое отправление от 09.06.2018 г, оплаченная в размере 70 рублей 80 копеек услуга ФГУП "Почта России" по проверке соответствия вложения почтового отправления оказана в полном объеме. Следовательно, вложение в почтовое отправление РПО N 10758924003962 от 09.06.2018 г. соответствует описи.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Зайцева Я.Ю. административный иск поддержала; представитель административного ответчика по доверенности Рыбина В.В. выразила несогласие с уточненными административными исковыми требованиями, просила в административном иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика по доверенности Рыбина В.В, считая решение суда незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца Зайцеву Я.Ю, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явившегося в заседание суда апелляционной инстанции, не сообщившего об уважительных причинах своей неявки и не просившего об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Согласно статье 68 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (п. 1).
Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством (п. 2).
Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством (п. 3). Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды. Общественные инспекторы по охране окружающей среды при осуществлении указанной деятельности взаимодействуют с общественными советами органов государственного лесного и экологического надзора (п. 4). Общественным инспекторам по охране окружающей среды выдаются удостоверения (п. 5).
Пунктом 6 указанной выше статьи, предусмотрено, что общественные инспекторы по охране окружающей среды имеют право: 1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора; 2) принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений; 3) сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды; 4) содействовать в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания; 5) обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой для осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; 6) участвовать в работе по экологическому просвещению населения.
Пунктом 7 вышеуказанной статьи определен Порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, в том числе форма удостоверения, порядок его выдач, порядок взаимодействия общественных советов органов государственного лесного и экологического надзора и общественных инспекторов по охране окружающей среды, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 12.07.2017 N 403, утвержден "Порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды".
Так, гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, намеренный оказывать органам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе в качестве общественного инспектора по охране окружающей среды (далее - гражданин), подает в территориальные органы Росприроднадзора и (или) Рослесхоза и (или) в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие в соответствии с установленной компетенцией государственный экологический надзор и федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) (далее - орган государственного надзора) заявление в произвольной форме о присвоении статуса общественного инспектора по охране окружающей среды (далее - заявление) (п. 3).
В заявлении гражданина, изъявившего желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, указываются: фамилия, имя и отчество (при наличии); адрес места жительства; сведения о документе, удостоверяющем личность (номер, дата выдачи, орган, выдавший документ, код подразделения); номер телефона и адрес электронной почты (при наличии); согласие на обработку персональных данных (п. 4).
К заявлению прилагаются: копия документа, удостоверяющего личность; две фотографии размером 3x4 сантиметра; копия документа об образовании и (или) квалификации (п. 5).
Поступившее в орган государственного надзора заявление в течение 3 рабочих дней со дня поступления передается на рассмотрение в комиссию по организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды (далее - Комиссия) (п. 6).
Комиссии создаются в органах государственного надзора в целях организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды (п. 7).
Комиссия принимает решения о присвоении либо отказе в присвоении гражданину статуса общественного инспектора по охране окружающей среды, продлении срока действия удостоверения общественного инспектора по охране окружающей среды (п. 8).
Решение о присвоении гражданину статуса общественного инспектора по охране окружающей среды принимается Комиссией в случае соблюдения требований, установленных пунктами 3-5, 18 настоящего Порядка.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 09.06.2018 Зайцева Я.Ю. направила через почтовое отделение N 107589 в адрес административного ответчика заявление от 08.06.2018 г. о присвоении статуса общественного инспектора по охране окружающей среды, а также в приложении к данному заявлению следующие документы: копия паспорта, копии документов об образовании, две фотографии размером 3х4 см, что подтверждается почтовой описью НПИ 107589140039620, чеком-квитанцией (л.д. 5, 6, 7), которое поступило в адрес ответчика 18.06.2018.
Вместе с тем, как следует из письма N 04-01-13/4984 от 04.07.2018 г. Межрегионального управления Росприроднадзора по Владимирской и Ивановской областям, 02.07.2018 г. заявление административного истца о принятии на безвозмездной основе в ряды общественных инспекторов по охране окружающей среды рассмотрено. По результатам рассмотрения Комиссией принято решение об отказе в присвоении статуса общественного инспектора по охране окружающей среды, поскольку данное заявление подано с нарушением требований, предусмотренных п. 5 Порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 12.07.2017 N 403, то есть отсутствует приложение 2, а именно 2 фотографии размером 3х4 см, по данному факту составлен акт от 18.06.2018 (л.д. 8).
Как следует из пунктов 154, 155 "Почтовых правил", принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи, введенных в действие с 1 января 1993 года, согласно Приказу Минсвязи Российской Федерации от 14.11.1992 N 416, которые применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" и Приказу Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" ценные письма от граждан принимаются только в открытом виде с проверкой вложения. Ценные бандероли по желанию отправителей могут приниматься как в открытом, так и закрытом виде.
Открытые ценные письма и бандероли принимаются с описью всех отправляемых предметов. Опись вложения ф. 107 составляется отправителем в двух экземплярах с обязательным указанием почтового полного адреса и наименования получателя. Пересылаемое вложение записывается в опись поименно с указанием суммы оценки по ее действительной стоимости, определенной отправителем. Оба экземпляра описи подписываются отправителем.
При приеме открытого ценного письма (бандероли) работник связи сверяет вложение с описью, а также тождественность места назначения, наименование адресата, суммы ценности и особые отметки, указанные на отправлении и в обоих экземплярах описи, расписывается на них и ставит оттиск календарного штемпеля. Первый экземпляр оформленной описи вкладывается в ценное письмо (бандероль), а второй экземпляр выдается отправителю.
Открытые ценные письма и бандероли в присутствии отправителя упаковываются, заклеиваются и опечатываются страховой печатью с таким расчетом, чтобы все клапаны письма или оболочки бандероли были скреплены сургучными оттисками страховой печати, обеспечивающими сохранность вложения.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных административных исковых требований, руководствуясь положениями ст. 227 КАС РФ признал незаконным оспариваемое решение от 02.07.2018 г. Межрегионального управления Росприроднадзора по Владимирской и Ивановской областям об отказе в присвоении административному истцу статуса общественного инспектора по охране окружающей среды, как не соответствующее нормативным правовым актам и нарушающее права и законные интересы административного истца, при этом исходил из того, что административным ответчиком допущено не соблюдение процедуры принятии документов к рассмотрению, поскольку представленная почтовая опись соответствует требованиям "Почтовых правил", имеется оттиск календарного штемпеля почтового отделения отправителя, подпись почтового работника, подпись отправителя, вложение документов указанных поименно с указанием суммы оценки по ее действительной стоимости, определенной отправителем Зайцевой Я.Ю, в том числе содержит указание на вложение двух фотографий, что исключает отсутствие их в почтовом конверте, а также исключает отсутствие почтовой описи непосредственно в конверте, поскольку согласно указанным Правилам почтовая опись составляется в двух экземплярах; вместе с тем, суд первой инстанции не нашёл оснований для удовлетворения требований об обязании административного ответчика назначить дату и время проведения заседания Комиссии с обязательным участием административного истца с целью оценки знаний, необходимых для выполнения функций общественного инспектора по охране окружающей среды, поскольку вопрос о назначении данной комиссии входит в исключительную компетенцию данного органа.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о частичном удовлетворении заявленных требований. Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется; последние сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда.
Судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Преображенского районного суда г. Москвы от 7 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.