Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В., судей Коневой С.И., Гордеевой О.В., при секретаре Карасёвой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело N2а-384/2019 по апелляционной жалобе представителя административного истца Мохова А.В. по доверенности Княжевской А.Б. на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 3 сентября 2019 года, которым постановлено:
Административный иск Мохова А.В. к Управлению Росреестра по Москве о признании действий незаконными - оставить без удовлетворения, УСТАНОВИЛА:
Мохов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве об отказе в государственной регистрации от 22 апреля 2019 года N 77-0-1-71/3073/2018-943; 77/007/201/2018-1463, 1464, обязать произвести государственную регистрацию ? доли в нежилом помещении по адресу: **, общей площадью ** кв. м.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец не явился, обеспечил явку своего представителя по доверенности Княжевской А.Б, которая просила административный иск удовлетворить; представитель административного ответчика по доверенности Фокина Н.С. в судебное заседание явилась, против удовлетворения административных исковых требований возражала по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного истца по довереннкости Княжевская А.Б, считая решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца Мохова А.В. и его представителя по доверенности Княжевскую А.Б, поддержавших доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика Управления Росреестра по Москве, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явившегося в заседание суда апелляционной инстанции, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории) (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 часть 1 вышеназванной статьи).
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Применительно к названным нормам материального права, а также предписаниям статьи 62, части 1 статьи 218, частям 9 и 11 статьи 226, статье 227 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что Мохов А.В. обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером ** и регистрации права собственности ? доли в нежилом помещении по адресу: **, общей площадью ** кв.м. Уведомлением N 77-0-1-71/3073/2018-943 от 22.04.2019 административному истцу было отказано.
28.12.2018 в Управление Моховым А.В. были представлены заявления о государственной регистрации прекращении права долевой собственности (вх. N 77/007/201/2018-1463, 1464) и государственному кадастровому учету изменений (вх.N 77-0-1-71/3073/2018-943) объекта недвижимости с кадастровым номером **, расположенном по адресу: **, площадью **0 кв.м.
Определение Кунцевского районного суда города Москвы от 21.11.2018 об утверждении мирового соглашения по гражданскому делу N 2-5017/18, вступившее в законную силу 07.12.2018. Согласно резолютивной части определения суда следует, что судом утверждено мировое соглашение от 21.11.2018 по которому стороны обоюдно решили прекратить право общей долевой собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: **, площадью **0 кв.м (этаж 1, помещение *б, комнаты **), а также разделить указанное помещение в натуре, в результате чего Мохову А.В. выделяется помещение площадью 97, 2 кв.м (помещение *б, комнаты *), а Медведеву В.А. выделяется помещение площадью 106, 7 кв.м (помещение XVIIб, комнаты *).
21.02.2019 руководствуясь пунктами 5, 7 частей 1 и 2 статьи 26 Закона о недвижимости регистратором принято решение о приостановлении заявленных регистрационных действий сроком до 22.04.2019.
22.04.2019 Управлением Росреестра по Москве принято решение об отказе в государственной регистрации ? доли в нежилом помещении по адресу: **, этаж N 1, помещение *б, комнаты *, общей площадью * кв. м, ввиду не устранения приведенных в уведомлении от 21 января 2019 года причин, препятствующих осуществлению заявленных действий.
Технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ по образованию нежилых помещений в результате раздела нежилого помещения с кадастровым номером *, а также ходатайства всех собственников исходного преобразуемого объекта недвижимости о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на вновь образуемые в результате раздела нежилые помещения, с соблюдением налогового законодательства об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию права, в Управление не представлены. Доказательств обратного у суда не имеется.
Кроме того, государственным регистратором было установлено, что в исходном объекте недвижимости с кадастровым номером ** площадью 215 кв.м. выявлена неузаконенная перепланировка (переустройство) - изменение состава, нумерации и конфигурации комнат помещения.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку оспариваемое решение принято государственным регистратором в пределах своих полномочий и соответствуют закону, в связи с чем правовые основания для признания данного решения незаконным отсутствуют.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу части 1 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машиномест, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения в частности, о здании, сооружении, помещении, необходимые для государственного кадастрового учета такого сооружения либо новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (часть 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ). В техническом плане указываются в том числе новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения о сооружении, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 названного закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами (пункт 5 статьи 18 того же Закона).
Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с названным выше Законом (часть 1 статьи 58 Закона N 218-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено, что определением Кунцевского районного суда города Москвы от 21.11.2018 утверждено мировое соглашение, которым стороны обоюдно решили прекратить право общей долевой собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: **, площадью *5, 0 кв.м (этаж 1, помещение *б, комнаты *), а также разделить указанное помещение в натуре, в результате чего Мохову А.В. выделяется помещение площадью 97, 2 кв.м (помещение *б, комнаты *), а Медведеву В.А. выделяется помещение площадью 106, 7 кв.м (помещение XVIIб, комнаты 1-13).
Однако, судебный акт не подменяет технический план, поскольку, среди прочего, сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета помещения в необходимом объеме, указываются в техническом плане по специально установленной форме, которая утверждена приложением N 1 к приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Кроме того в ходе проведения правовой экспертизы представленных документов и анализа сведений в ЕГРН установлено, что в исходном объекте недвижимости с кадастровым номером N ** выявлена неузаконенная перепланировка (переустройство) - изменение состава нумерации и конфигурации комнат помещения; учитывая, что заявленный к учету исходный объект недвижимости с кадастровым номером N ** расположен в многоквартирном жилом доме, необходимо согласование перепланировки Мосжилинспекцией, однако документы свидетельствующие соблюдение норм действующего жилищного законодательства, в материалы реестрового дела представлены не были.
С учетом изложенного судебная коллегия отмечает, что постановка на учет ? доли в нежилом помещении по адресу: **, этаж *, помещение *б, комнаты *, общей площадью * кв. м, выделенного в натуре в результате прекращения общей долевой собственности на вышеуказанный объект недвижимости, должна осуществляться одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости, с учетом предоставления технического плана.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобе государственный кадастровый учет образованного в результате выдела доли объекта недвижимости и государственная регистрация прав на него на основании решения суда возможны, лишь при соблюдении требований Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку выводов суда они не опровергают, из их содержания усматривается, что они направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не имеет, так как она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 3 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Мохова А.В. по доверенности Княжевской А.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.