Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В., судей Коневой С.И., Гордеевой О.В., при секретаре Карасевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело N2а-113/2019 по апелляционной жалобе административного истца Неретина А.Н. на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 14 июня 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Неретина А.Н. к Государственному казенному учреждению города Москвы "Городской центр жилищных субсидий", Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы", Межрайонному МФЦ районов Северное Тушино и Южное Тушино города Москвы о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушение прав административного истца - отказать, УСТАНОВИЛА:
Неретин А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к ГКУ города Москвы "Городской центр жилищных субсидий", ГБУ города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы", Межрайонному МФЦ районов Северное Тушино и Южное Тушино города Москвы, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) по рассмотрению заявления о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг N 1147-005786/18 от 08.08.2018, обязать устранить допущенное нарушение закона.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 08.08.2018 им в ГКУ г. Москвы "Городской центр жилищных субсидий" через МФЦ районов Северное Тушино и Южное Тушино г. Москвы, подано заявление о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг N 1147-005786/18. Однако до настоящего времени субсидия административным истцом не получена, о результатах рассмотрения заявления N 1147-005786/18 от 08.08.2018 он до настоящего времени не уведомлен. Неретин А.Н. считает, что действия (бездействие) административных ответчиков носят незаконных характер, противоречат положениям Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и нарушают его права.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Неретин А.Н. заявленные требования поддержал; представитель административного ответчика МФЦ города Москвы по доверенности Неструев С.В. против удовлетворения административных исковых требований возражал; представитель административного ответчика ГКУ г. Москвы "Городской центр жилищных субсидий" по доверенности Можарова О.М. против удовлетворения административных исковых требований возражала.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец Неретин А.Н, указывая на то, что решение является незаконным и необоснованным, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом допущено нарушение норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ГКУ г. Москвы "Городской центр жилищных субсидий" по доверенности Можаровой О.М, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца и иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального и процессуально права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: 1) получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; 2) получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; 3) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя; 4) досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг; 5) получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Согласно пункту 1.1. Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 27.03.2012 N 111-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" (далее - Регламент), настоящий административный регламент предоставления государственной услуги в городе Москве "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" устанавливает последовательность и сроки административных процедур (действий) и принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по заявлению физического лица либо его уполномоченного представителя.
Пунктом 2.3.1. Регламента предусмотрено, что полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются Государственным казенным учреждением города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" (далее - ГКУ "ГЦЖС"). Прием заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и выдача результатов предоставления государственной услуги заявителю осуществляются: п ри личном обращении заявителя - филиалами Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (далее - ГБУ МФЦ, города Москвы) - многофункциональными центрами предоставления государственных услуг города Москвы (далее - МФЦ) по экстерриториальному принципу (вне зависимости от места регистрации заявителя и места нахождения жилого помещения), а в поселениях города Москвы, где не созданы МФЦ - ГКУ "ГЦЖС" либо любыми МФЦ, находящимися в районах или других поселениях города Москвы, по выбору заявителя.
Согласно пункту 2.7.1. Регламента общий срок предоставления государственной услуги включает срок межведомственного взаимодействия органов власти и организаций в процессе предоставления государственной услуги и не может превышать 10 рабочих дней.
В соответствии с разделом 2.10 Регламента, результатом предоставления государственной услуги является: предоставление субсидии заявителю либо отказ в предоставлении субсидии. Документ и (или) информация, подтверждающие предоставление государственной услуги (в том числе отказ в предоставлении государственной услуги): выдаются лично заявителю в форме документа на бумажном носителе в МФЦ либо ГКУ "ГЦЖС" - в случае подачи заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, путем личного обращения соответственно в МФЦ либо ГКУ "ГЦЖС"; направляются ГКУ "ГЦЖС" заявителю почтовым отправлением в форме документа на бумажном носителе - в случае подачи заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, по почте; с 19 марта 2012 года направлены заявителю в форме электронного документа, подписанного с использованием электронной цифровой подписи (электронной подписи), по электронной почте; с 19 марта 2012 года направлены заявителю в форме электронного документа через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы. Указанная возможность предоставляется заявителям после получения в установленном порядке доступа к подсистеме Портала "личный кабинет". При организации возможности применения электронной цифровой подписи (электронной подписи) электронный документ может быть подписан с применением электронной цифровой подписи (электронной подписи). Форма и способ получения документа и (или) информации, подтверждающих предоставление государственной услуги (отказ в предоставлении государственной услуги), указываются заявителем в заявлении.
Применительно к названным нормам материального права, а также предписаниям статьи 62, части 1 статьи 218, частям 9 и 11 статьи 226, статье 227 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что Неретиным А.Н. 08.08.2018 через МФЦ районов Северное Тушино и Южное Тушино г. Москвы было подано заявление в ГКУ г. Москвы "Городской центр жилищных субсидий" о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг N 1147-005786/18 с приложением необходимого пакета документов. В заявлении указано, что о результатах назначения субсидии заявитель просит проинформировать при обращении в МФЦ.
Заявление зарегистрировано в ГКУ "ГЦЖС" 08.08.2018 за N 10479784.
По данным ГКУ "ГЦЖС" 08.08.2018 принято решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по причине: "Предоставление заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (п.2.9.1.6 Регламента). Предоставлены недостоверные сведения о доходах следующих членов семьи заявителя: Неретин Александр Николаевич".
Оценив собранные по административному делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку нарушений норм действующего законодательства со стороны административных ответчиков не допущено, при этом исходил из того, что форма и способ получения документа и информации, подтверждающей предоставление государственной услуги (отказ в предоставлении государственной услуги), указываются заявителем в заявлении, Неретин А.Н. просил о результатах назначения субсидии проинформировать его при обращении в МФЦ, в связи с чем для получения ответа о результатах рассмотрения заявления административный истец должен был обратиться в МФЦ; при подаче заявления о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Неретин А.Н. мог выбрать иной способ информирования о результате предоставления государственной услуги.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку он основан на правильном применении норм действующего законодательства и надлежащей оценке представленных по делу доказательств.
Вопреки доводам жалобы судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, оснований для признания незаконными оспариваемых действий, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем судом первой инстанции обосновано было отказано в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание, что заявление Неретина А.Н. о предоставлении государственной услуги было зарегистрировано, рассмотрено с подготовкой соответствующего решения об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, судебная коллегия считает, что административным ответчиком представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, о надлежащем рассмотрении заявления о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг N 1147-005786/18 от 08.08.2018, опровергающие доводы истца о незаконном бездействии и нарушении прав Неретина А.Н.; с учетом выбранного Неретиным А.Н. способа получения информации о результатах назначения субсидии, путем личного обращения в МФЦ, что предусмотрено пунктом 2.10 Административного регламента "Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 27.03.2012 N 111-ПП и не противоречит предписаниям статей 9, 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан".
Разрешая спор, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела и являются мотивированными, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующим рассматриваемые правоотношения; юридически значимые обстоятельства и правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, доводам сторон и представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы, признаются судебной коллегией несостоятельными, и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта; они основаны на неверном толковании заявителем приведенных им в апелляционной жалобе положений действующего законодательства и ошибочном их распространении на рассматриваемые правоотношения; сводятся, по сути к иной правовой оценке собранных по делу доказательств и к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой не имеется, так как полностью соответствует процессуального закону.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, при рассмотрении дела не установлено.
Поскольку предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется, руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тушинского районного суда г. Москвы от 14 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Неретина А.Н. - без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.