Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда Конева С.И., рассмотрев частную жалобу представителя Губиной А.А. - Вартазарян Р.Н. на определение судьи Таганского районного суда г. Москвы от 05 июля 2019 года об отказе в принятии административного искового заявления (Ма-282/19), УСТАНОВИЛА:
Губина А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Префектуре ЦАО г. Москвы и Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы, в котором просила признать незаконным бездействие, выразившееся в ненадлежащем содержании улично-дорожной сети.
Определением судьи Таганского районного суда г. Москвы от 05 июля 2019 года в принятии административного иска отказано.
В частной жалобе представителя Губиной А.А. - Вартазарян Р.Н. просит определения судьи отменить, поскольку считает, что заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Проверив представленные материалы, доводы частной жалобы, нахожу их заслуживающими внимания.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья первой инстанции, руководствуясь положениями п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ (в редакции, действовавшей до 01.10.2019 года) пришел к выводу о необходимости рассмотрения заявленных требований в порядке гражданского судопроизводства.
Данный вывод является ошибочным.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из административного искового заявления следует, что Губина А.А. выражает несогласие с ненадлежащим содержанием автомобильной дороги, которая в соответствии с Постановление Правительства Москвы от 26.03.2002 года N 214-ПП "О Перечне улиц и магистралей города Москвы" относится к дорогам местного значения, в частности тротуара, не обустроенного пешеходным ограждением в соответствие с требованиями, предъявляемыми государственными стандартами.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя в том числе элементы обустройства автомобильных дорог, к которым относятся дорожные ограждения и тротуары.
Из содержания статей 1 и 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" следует, что задачами в сфере безопасности дорожного движения являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
При этом обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. К числу участников дорожного движения закон относит лиц, принимающих непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
Согласно ч. 2 ст. 12 того же Федерального закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 2.1.2 Положения о префектуре административного округа города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 года N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" префектура организует деятельность по содержанию, ремонту и обустройству объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города Москвы, находящихся в ведении подведомственных префектуре организаций.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что префектура, бездействие которой оспаривается административным истцом, реализует административные и иные публичные полномочия по исполнению, применению законов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Губина А.А, являясь участником дорожного движения, права которой могут быть нарушены в результате ненадлежащего содержания автомобильной дороги, обжалует действия органа власти, наделенного в этой сфере правоотношений властными полномочиями.
Следовательно, заявленные требования подлежат рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства.
На основании изложенного определение об отказе в принятии административного искового заявления подлежит отмене, а административное исковое заявление направлению в суд первой инстанции для разрешения вопроса о возможности принятия его к производству суда.
Руководствуясь ст. 316 КАС РФ
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение судьи Таганского районного суда г. Москвы от 05 июля 2019 года отменить.
Административное исковое заявление Губиной А.А. направить в Таганский районный суд г. Москвы для разрешения вопроса о возможности принятия его к производству суда.
Судья С.И. Конева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.