Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, и судей Р.Б. Михайловой, В.В. Ставича, при секретаре Т.В. Черевичной, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича дело по апелляционной жалобе административного истца Д.О. Крылова на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 25 июня 2019 года по административному иску Д.О. Крылова к Департаменту городского имущества г. Москвы (далее - ДГИ) о признании незаконным распоряжения, УСТАНОВИЛА:
Д.О. Крылов обратился в суд с административным иском к ДГИ г. Москвы о признании незаконным распоряжения от 1 февраля 2019 года N3090 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 2 марта 2018 года N6479", ссылаясь на произвольное изъятии земельных участков с кадастровыми номерами ***, *** расположенных по адресу: *** с расположенными на них жилым домом, площадью 91, 4 кв.м. и вспомогательным строением (беседкой), площадью 36 кв.м.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 25 июня 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Д.О. Крылова ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии Д.О. Крылов и его представитель - адвокат Д.И. Кабанов доводы апелляционной жалобы поддержали.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ДГИ г. Москвы, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего о причинах своей неявки, и не представившего доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решение суда по доводам апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Д.О. Крылов является собственником земельных участков, с кадастровыми номерами ***, ***, расположенных по адресу: ***, на которых возведены жилой дом, площадью 91, 4 кв.м. и вспомогательное строение (беседка), площадью 36 кв.м. Указанные объекты расположены в Северо-Западном округе города Москвы на территории Мневниковской поймы.
Строительство транспортно-пересадочного узла на территории Мневниковской поймы (Северо-Западный административный округ города Москвы)" предусмотрено постановлением Правительства Москвы от 3 марта 2015 года N99-ПП "Об утверждении проекта планировки территории Мневниковской поймы".
Согласно приложению к постановлению Правительства Москвы от 3 марта 2015 года N99-ПП "Об утверждении проекта планировки территории Мневниковской поймы" объекты капитального строительства, расположенные в зоне планируемого размещения транспортно-пересадочных узлов, подлежат изъятию.
Департаментом городского имущества города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" принято распоряжения от 20 февраля 2016 года N6479 "Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей строительства транспортно-пересадочного узла на территории Мневниковской поймы (Северо-Западный административный округ города Москвы)".
Согласно этому распоряжению изъятие осуществляется для целей строительства транспортно-пересадочного узла на территории Мневниковской поймы (Северо-Западный административный округ города Москвы)", которое предусмотрено постановлением Правительства Москвы от 30 сентября 2015 года N630-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2015 - 2018 годы".
Сообщение о планируемом изъятии для государственных нужд недвижимого имущества в установленном порядке было опубликовано на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" от 5 мая 2015 года и печатной версии журнала "Вестник Мэра и Правительства Москвы" спецвыпуск N18 май 2015 года), в котором были указаны: цель изъятия - освобождение территории с целью развития транспортной инфраструктуры Мневниковской поймы, в связи с планируемым строительством транспортно-пересадочных узлов. Кроме этого, к сообщению об изъятии была приложена схема границ зоны планируемого размещения объекта.
Полный текст распоряжения ДГИ города Москвы от 1 февраля 2019 года N3090 был опубликован 7 февраля 2019 года на официальном сайте Правительства Москвы в сети "Интернет" Официальный сайт Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Департаментом письмом от 7 марта 2019 года NДГИ-И-8256/19 в адрес Д.О. Крылова было направлено уведомление о выпуске указанного распоряжения по всем известным адресам.
Оспариваемым распоряжением от 1 февраля 2019 года N3090 Департамент уточнил перечень объектов, которые подлежат изъятию для государственных нужд.
Исходя из графических материалов плана "Границы зон планируемого размещения объектов", плана "Функционально-планировочная организация территории", здания по адресу: ***, находятся в пределах границ территории зоны транспортно - пересадочного узла.
Согласно графическим материалам плана "Межевание территории" здания по адресу: *** находятся в пределах границ территории земельных участков, предлагаемых к образованию в связи с новым строительством.
Кроме того, комплексное развитие территории предполагает повышение транспортной доступности прилегающих районов Филевский парк и Крылатское за счет строительства новых станций метро, автомобильных, пешеходных и велосипедных мостов, объектов общественно-делового назначения.
Постановление Правительства Москвы от 3 марта 2015 года N99-ПП "Об утверждении проекта планировки территории Мневниковской поймы" не оспорено и является действующим.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, не установив совокупности оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (пункт 1).
Изъятие и предоставление компенсации за изымаемые объекты недвижимого имущества происходят в рамках действующего законодательства в соответствии со статьями 49, 55, 63 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 279 и 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 7 - 11 и 28 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N43-ФЗ) Частью 2 статьи 1 Закона N43-ФЗ установлено, что положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по планировке территории, резервировании земель, изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставлении земельных участков, установлении сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечни, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона.
В главе 2 "Особенности резервирования и изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества" указанного Закона детально регламентирован порядок изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд.
В соответствии с положениями части 1 статьи 7 Закона N43-ФЗ наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд может осуществляться в целях размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Этим требованиям закона оспариваемое распоряжение ДГИ г. Москвы от 1 февраля 2019 года N3090 не противоречит.
Доводы апелляционной жалобы, которые касаются отсутствия публичных нужд в изъятии земельных участков, принадлежащих Д.О. Крылову, из-за предполагаемого строительства коммерческой недвижимости, судебная коллегия находит несостоятельными.
Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), но является невозможным без изъятия имущества, принадлежащего частному субъекту.
В данном случае формирование транспортно - пересадочного узла на территории Мневниковской поймы имеет единственной целью развитие транспортной инфраструктуры на Северо-Западе столицы.
В то же время совпадение границ транспортно - пересадочного узла и границ зоны с функциональным назначением смешанного общественно-жилого вида не противоречит действующему законодательству, поскольку в соответствии с пунктом 2.2. постановления Правительства Москвы от 6 сентября 2011 года N413-ПП "О формировании транспортно-пересадочных узлов в городе Москве" в состав территории транспортно - пересадочного узла могут входить территории города различного функционального назначения.
Соответственно, в апелляционной жалобе не приведено никаких данных о том, что изъятие земельных участков производиться властями г. Москвы только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, либо деятельность административного ответчика лишь опосредованно служит интересам общества.
Судебная коллегия считает, что суд правильно определилхарактер рассматриваемых правоотношений и, исходя из этого, верно установилюридически значимые обстоятельства, закон, подлежащий применению, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дал надлежащую правовую оценку, выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ соглашается с судом первой инстанции в том, что Департаментом городского имущества г. Москвы, доказаны обстоятельства, имеющие значение, и представлены доказательства, подтверждающие, что обжалуемые решения, действия (бездействия) совершены в рамках предоставленной им законом компетенции, порядок принятия оспариваемых решения, совершений оспариваемых действий (бездействия) соблюден, основания для принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действий (бездействия) имелись, содержание оспариваемых решений, совершенных оспариваемых действий (бездействия) соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, Д.О. Крылов не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 25 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.