Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей Михайловой Р.Б., Гордеевой О.В., при секретаре Агаевой Г.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N2а-199/2019 по апелляционной жалобе административного ответчика Федорова А.В. на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 3 сентября 2019 года, которым постановлено:
Административный иск ИФНС России N 35 по г. Москве к Федорову А.В. о взыскании недоимки по налогу и неустойки удовлетворить.
Взыскать с Федорова А.В, уроженца *, ** года рождения, зарегистрированного по адресу: **, в пользу ИФНС России N 35 по г. Москве недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы в размере 8 856 (восемь тысяч восемьсот пятьдесят шесть) руб, неустойку в размере 186 (сто восемьдесят шесть) руб. 87 коп, недоимку по земельному налогу за 2015, 2016 годы в размере 6900 (шесть тысяч девятьсот) руб, неустойку в размере 169 (сто шестьдесят девять) руб.86 коп, а всего взыскать 16 112 (шестнадцать тысяч сто двенадцать) руб.73 коп.
Взыскать с Федорова А.В, уроженца *, ** года рождения, зарегистрированного по адресу: ** государственную пошлину в доход бюджета субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москва в размере 644 (шестьсот сорок четыре) руб. 51 коп.
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России N 35 по г. Москве обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Федорова А.В. недоимку по земельному налогу за 2015 в размере 5 914 руб, за 2016 год в размере 986 руб, пени в размере 169 руб. 86 коп, задолженность по налогу на имущество за 2015 год в размере 7 591 руб. 41 коп, за 2016 год в размере 1 265 руб, пени в размере 186 руб. 87 коп, мотивируя требования тем, что налогоплательщик возложенную на него обязанность по своевременной и в полном объеме уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц не исполнил, требование об уплате налога и пени оставил без внимания.
В судебное заседание суда первой инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, административным истцом представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Инспекции.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит об отмене данного судебного акта как незаконного, утверждая о несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Относительно доводов апелляционной жалобы налоговым органом представлены возражения с просьбой оставить ее без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, в том числе представленные с апелляционной жалобой документы, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Князьковой А.Н, полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явившегося в заседание суда апелляционной инстанции, обсудив доводы жалобы и возражения к ней, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно частям 6 и 4 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы; обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате транспортного налога физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ); налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог, обязанность по уплате которого возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 НК РФ).
При этом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
Статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации регламентированы вопросы налоговых ставок, в частности, определено, что они устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 НК РФ; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (пункты 1 и 3 статьи 396 НК РФ), о чем налогоплательщику направляет налоговое уведомление, в котором указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).
Согласно статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно статей 402, 403 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 НК РФ).
Согласно положениям статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
Удовлетворяя требования налогового органа, суд исходил из того, что на имя административного ответчика Федорова А.В. зарегистрированы объекты налогообложения: квартира, расположенная по адресу: **, кадастровый номер **, дата регистрации права 24.03.2017 года, дата утраты права 01.10.2018 года; квартира, расположенная по адресу: **, кадастровый номер **, дата регистрации права 11.01.2014 года, дата утраты права 22.02.2017 года; жилой дом, расположенный по адресу: **, кадастровый номер **, дата регистрации права 30.12.2008 года, дата утраты права 26.02.2016 года; гараж, расположенный по адресу: **, кадастровый номер **, дата регистрации права 25.01.2017 года (л.д.8-12).
В материалы дела Инспекцией представлена копия налогового уведомления N 77301091 от 22 сентября 2017 года с расчетом налога на имущество физического лица и земельного налога со сроком уплаты до 1 декабря 2017 года (л.д.16) и реестр почтовых отправлений (л.д.20-21); копия требования N 2969 об уплате налога за 2015, 2016 годы и пеней (л.д.14).
Мировым судьей судебного участка N 5 района Силино г. Москвы 8 февраля 2019 года вынесено определение об отмене судебного приказа от 11 января 2019 года, вынесенного по заявлению ИФНС России N35 по г. Москве о взыскании с Федорова А.В. земельного налога, налога на имущество физических лиц и пени за 2015, 2016 годы (л.д.6).
Оценивая вышеприведенные доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности, с учетом предоставленного расчета налога и пени, проверенного судом и признанного верным, не установив данных о погашении налоговой задолженности за спорный период, исполнении требования налогового органа, суд пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований, взыскании с Федорова А.В. суммы недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы в размере 8 856 руб, неустойки в размере 186 руб. 87 коп, недоимки по земельному налогу за 2015, 2016 годы в размере 6 900 руб, неустойки в размере 169 руб. 86 коп, а также суммы государственной пошлины за рассмотрение дела в суде.
При этом суд исходил из того, что в течение 2015 года и 2016 года ответчик являлся собственником указанного имущества и земельного участка, являющихся объектами налогообложения. Налоговым органом в установленном законом порядке исчислена подлежащая уплате до 1 декабря 2017 года сумма налога на имущество физических лиц и земельного налога, налоговое уведомление об уплате сумм налога в установленном законом порядке направлено в адрес ответчика; ответчиком не предоставлено суду письменных доказательств свидетельствующих об уплате налогов, указанных в налоговом уведомлении N 77301091 от 22 сентября 2017 года.
Вместе с тем, выражая несогласие с решением суда, в апелляционной жалобе административный ответчик указывает на уплату налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 7 591 руб. и представляет в обоснование доводов об этом чек-ордер от 08.11.2018 (л.д. 48). Не доверять платежному документу оснований не имеется; требовать повторного взыскания суммы обязательных платежей в судебном порядке противоречит законодательству, не допускающему двойного налогообложения.
В связи с изложенным, решение суда в части взыскания с административного ответчика налоговой недоимки по налогу на имущество физических лиц подлежит изменению по причине несоответствия выводов суда в указанной части фактическим обстоятельствам; с Федорова А.В. надлежит взыскать недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 года в размере 1 265 руб. (8856-7591=1265); такое изменение решения суда на взыскание пени не влияет, поскольку последняя рассчитана налоговым органом за период с 02.12.2017 по 18.12.2018, тогда как налог на имущество физических лиц за 2015 год уплачен Федоровым А.В. 8 ноября 2018 года, то есть позже установленного законом срока.
На основании части 3 статьи 111 КАС РФ также подлежит изменению решение суда и в части распределения судебных расходов; в силу части 1 статьи 114 КАС РФ, статьи 333.19 НК РФ с Федорова А.В. подлежит взысканию в бюджет города Москвы государственная пошлина за рассмотрение дела в суде в размере 400 руб, пропорционально удовлетворенным требованиям.
Оценивая применительно к изложенному собранные по административному делу доказательства, судебная коллегия полагает, что имеются названные в законе основания для взыскания с налогоплательщика в судебном порядке сумм обязательных платежей; требование об уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц Федоровым А.В. в установленный срок в полном объеме исполнено не было, доказательств обратного, в том числе в апелляционной жалобе, административным ответчиком не представлено; срок обращения налоговым органом соблюден; полномочия административного истца на предъявления требований проверены.
Оснований, в том числе безусловных, для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам административного дела не установлено.
При таких обстоятельствах с Федорова А.В. подлежит взысканию в пользу ИФНС России N 35 по г. Москве недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 265 руб, пени в размере 186 руб. 87 коп, недоимка по земельному налогу за 2015, 2016 годы в размере 6 900 руб, пени в размере 169 руб. 86 коп, а всего 8 521 руб. 73 коп. А также государственная пошлина в доход бюджета города Москвы в размере 400 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 3 сентября 2019 года изменить, взыскать с Федорова А.В. в пользу ИФНС России N 35 по г. Москве недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 265 руб, неустойку в размере 186 руб. 87 коп, недоимку по земельному налогу за 2015, 2016 годы в размере 6 900 руб, неустойку в размере 169 руб. 86 коп, а всего 8 521 руб. 73 коп.
Взыскать с Федорова А.В. государственную пошлину в доход бюджета города Москвы в размере 400 руб.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.