Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В., судей Ставича В.В., Гордеевой О.В., при секретаре Салиховой Н.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-314/2019 по административному исковому заявлению Шаляпиной Натальи к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве об отмене решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации
по апелляционной жалобе представителя административного истца Шаляпиной Н. по доверенности Агабекяна Н.Б. на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 3 сентября 2019 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Гордеевой О.В, объяснения представителя административного истца по доверенности Агабекяна Н.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шаляпина Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее по тексту - Роспотребнадзор), в котором просила отменить решение от 25 марта 2019 года о нежелательности её пребывания (проживания) на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что в рамках получения услуги в ГБУ "Многофункциональный миграционный центр" по оформлению патента иностранного гражданина для трудоустройства, 30 января 2019 года истец сдала анализы на предмет заболевания венерологическими заболеваниями в ГБУ "Многофункциональный миграционный центр", откуда 1 февраля 2019 года истцу поступила информация о необходимости явится в ГБУЗ "Московский центр дерматовенерологии и косметологии", где истцу было сообщено о необходимости сдачи дополнительных анализов. После сдачи истцом анализов 12 февраля 2019 года сотрудник ГБУЗ "Московский центр дерматовенерологии и косметологии" сообщил истцу о том, что анализы плохие и истцу необходимо сдать их повторно. 27 февраля 2019 года ГБУЗ "Московский центр дерматовенерологии и косметологии" была предоставлена выписка из медицинской карты, согласно которой истец страдает венерическим заболеванием - **и от лечения отказалась. 21 февраля 2019 года истец обратилась в филиал "Солнцевский" ГБУЗ "Московский центр дерматовенерологии и косметологии" для прохождения дополнительного обследования и согласно врачебному свидетельству о состоянии здоровья от 21 февраля 2019 года у истца отсутствует указанное выше заболевание. 22 апреля 2019 года истец подала жалобу ответчику на принятое решение о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации, в ответе на которую истцу был разъяснен судебный порядок отмены оспариваемого решения. В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования, в обоснование которых указывала, что патент для трудоустройства больше оформлять не намерена, однако с 31 мая 2019 года по 24 июля 2019 года прошла курс лечения в ГБУ "Московский научно-практический Центр дерматовенерологии и косметологии Департамента здравоохранения города Москвы", в настоящее время полностью излечилась, в связи с чем отпало основание для признания ее пребывания на территории Российской Федерации нежелательным.
Решением Черемушкинского районного суда г. Москвы от 3 сентября 2019 года в удовлетворении заявленных Шаляпиной Н. требований было отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца по доверенности Агабекян Н.Г. просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, не соответствии выводов суда обстоятельствам дела, нарушении норм материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя административного истца Шаляпиной Н. по доверенности Агабекяна Н.Г, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
При рассмотрении дела судом первой инстанции было установлено, что административный истец Шаляпина Н. является гражданкой *.
25 марта 2019 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве принято решение о нежелательности пребывания Шаляпиной Н. на территории Российской Федерации в связи с выявленным у нее на основании медицинского заключения заболеванием *.
28 января 2019 года истец проходила в ГБУЗ МНПЦДК ДЗМ филиале "Многофункциональный медицинский центр трудовой миграции" медицинское освидетельствование иностранных граждан для получения патента на работу в Российской Федерации, по результатам которого ей было оформлено медицинское заключение N 45З 1749398 от 22 февраля 2019 года, согласно которому врачом-дерматовенерологом у истца было выявлено наличие инфекционного заболевания (**).
Согласно справке N 0009278, выданной в ГБУЗ МНПЦДК ДЗМ филиале "Центральный отдел специализированной медицинской помощи" от 24 июля 2019 года в период с 31 мая 2019 года по 24 июля 2019 года истец прошла курс лечения по поводу ** и в настоящее время указанным заболеванием не страдает.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлены доказательства соблюдения установленного порядка принятия решения в отношении заявителя, данные обстоятельства стороной административного истца не оспаривались, а также не оспаривалось, что документы, подтверждающие диагностирование у административного истца заболевания, получены с соблюдением установленного законом порядка; обжалуемое решение принято Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с законом, в пределах ее компетенции и является обоснованным.
Так, в соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г..N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". При подтверждении факта излечения от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, такое решение подлежит отмене. В случае отказа иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием у указанного иностранного гражданина или лица без гражданства инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, проходить лечение в Российской Федерации и выезда в целях прохождения лечения в другое государство действие такого решения может быть приостановлено.
Порядок принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) включена в Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2003 г. N 199).
Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. N 188 утвержден Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации, в который включены, среди прочих, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем (сифилис, хламидийная лимфогранулема (венерическая), шанкроид).
Документами, подтверждающими заболевания, являются медицинские справки (иные документы), выданные организациями здравоохранения или лечебно-профилактическими учреждениями (далее по тексту - ЛПУ), проводящими медицинское освидетельствование.
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2018 N 551 "О порядке принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения" утверждено Положение о принятии, приостановлении действия и отмене решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения (далее - Положение); а также перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать, приостанавливать действие и отменять решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятое в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения.
Согласно пунктам 6-7 Положения решение о нежелательности пребывания подлежит отмене при подтверждении соответствующими медицинскими документами факта излечения иностранного гражданина или лица без гражданства от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Порядок подтверждения факта излечения от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, и форма медицинского документа, подтверждающего факт излечения от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, указанных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, уполномоченный орган, принявший решение о нежелательности пребывания, может принять решение о приостановлении действия либо отмене этого решения в срок не более 1 месяца со дня получения заявления иностранного гражданина или лица без гражданства.
Заявление подается (направляется) в уполномоченный орган, принявший решение о нежелательности пребывания, в произвольной форме с указанием фамилии, имени (в том числе второго имени при наличии) и отчества (при наличии) иностранного гражданина или лица без гражданства, его гражданства (при наличии), даты рождения, персонального идентификационного номера (при наличии), серии, номера и даты выдачи документа, удостоверяющего личность, и адреса места жительства (пребывания, фактического нахождения).
К заявлению о приостановлении действия решения о нежелательности пребывания должны быть приложены медицинские документы, подтверждающие прохождение на территории другого государства соответствующего лечения от заболевания, послужившего основанием для принятия решения о нежелательности пребывания, и содержащие сведения о проведенном лечении и его результатах, выданные не ранее чем за 3 месяца до дня подачи (направления) указанного заявления, а также оригинал перевода этих документов на русский язык, заверенный в установленном порядке.
К заявлению об отмене решения о нежелательности пребывания прикладывается медицинский документ, предусмотренный пунктом 6 настоящего Положения.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 42 и Федерального медико-биологического агентства России N 13 от 29.01.2019 г. утвержден Порядок представления материалов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, являющихся основанием для принятия (приостановления действия, отмены) решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, и их рассмотрения в Российской Федерации, а также информирования Федеральной службы безопасности Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации о принятии (приостановлении действия и отмене) решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения (далее по тексту - Порядок), а также форма решения об отмене решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения.
Так, пунктом 7 указанного Порядка предусмотрено, что в случае отказа иностранного гражданина или лица без гражданства от прохождения лечения в Российской Федерации и выезда его в целях прохождения лечения в другое государство действие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, может быть приостановлено на срок, не превышающий 3 месяцев.
Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятое в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, подлежит отмене при подтверждении соответствующими медицинскими документами факта излечения иностранного гражданина или лица без гражданства от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих (пункт 8 Порядка).
Согласно пункту 11 Порядка решение о приостановлении действия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения (приложение N 3 к Приказу), и решение об отмене решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения (приложение N 4 к Приказу), принимаются в срок не более 1 месяца с даты представления иностранным гражданином или лицом без гражданства в территориальный орган Роспотребнадзора или территориальный орган ФМБА России, принявший решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятое в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, заявления.
Решение о приостановлении действия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, и решение об отмене решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, принимаются при наличии оснований, указанных в пунктах 7 и 8 Порядка.
В соответствии с пунктом 12 Порядка заявление о приостановлении действия (отмене) решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, подается (направляется) в территориальный орган Роспотребнадзора или территориальный орган ФМБА России, принявший решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятое в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, на русском языке в простой письменной форме с указанием фамилии, имени (в том числе второго имени при наличии) и отчества (при наличии) иностранного гражданина или лица без гражданства, его гражданства (при наличии), даты рождения, персонального идентификационного номера (при наличии), серии, номера и даты выдачи документа, удостоверяющего личность, и адреса места жительства (пребывания, фактического нахождения).
К заявлению о приостановлении действия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, должны быть приложены медицинские документы, подтверждающие прохождение на территории другого государства соответствующего лечения от заболевания, послужившего основанием для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, и содержащие сведения о проведенном лечении и его результатах, выданные не ранее чем за 3 месяца до дня подачи (направления) указанного заявления, а также заверенный оригинал перевода указанных документов на русский язык.
К заявлению об отмене решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, прикладывается медицинский документ, подтверждающий факт излечения от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих.
При рассмотрении дела установлено, что в установленном Положением порядке административный истец по вопросу отмены решения о нежелательности его пребывания в Российской Федерации не обращался, надлежащих медицинских документов по установленной форме, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, подтверждающих факт излечения от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, в компетентный орган не представлял; врачебное свидетельство о состоянии здоровья таким документом не является и факт излечения от инфекционного заболевания не подтверждает; эффективность данного лечения и его результат в установленном порядке не оценивались; административным истцом не был соблюден порядок снятия вышеуказанного диагноза медицинскими организациями, уполномоченными на проведение медицинского освидетельствования иностранных граждан, перечень которых утверждается государственным органом исполнительной власти соответствующего субъекта.
С учетом изложенного, суд посчитал, что в рассматриваемых правоотношениях административный ответчик действовал в строгом соответствии с законом, в пределах компетенции и без нарушения прав административного истца, в связи с чем в удовлетворении административного иска отказал.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, полагая, что они отвечают действующему законодательству, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, совокупности собранных доказательств, правильно оцененных судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ. Представленные в материалах дела документы противоречивы, доказательств излечения не представлено, прохождение лечения не свидетельствует об излечении, учитывая тяжесть инфекционного заболевания.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы административного истца. Такая необходимая совокупность по настоящему делу отсутствует.
Обеспечение государственной безопасности как комплекс целенаправленной деятельности общественных и государственных институтов и структур по выявлению, предупреждению и противодействию различным угрозам безопасности граждан России, российского общества и государства, являясь одним из основных национальных интересов России, выступает одновременно обязательным и непременным условием эффективной защиты всех ее остальных национальных интересов.
Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
Пунктом 3 ст. 12 Международного пакта от 16.12.1966 о гражданских и политических правах и п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Страсбург 16.09.1963) определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
Законодательное регулирование возможности принятия решения о признании нежелательным пребывания (проживания) иностранного гражданина на территории Российской Федерации в рассматриваемом случае согласуется с нормами Конституции Российской Федерации и международного законодательства, предусматривающими, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).
При таких данных, судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений, возникших между сторонами по делу, закон, подлежащий применению, и обстоятельства, имеющие значение для административного дела, верно распределил бремя доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ); постановилзаконное и обоснованное решение.
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы, напротив, не имеется; они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Несогласие административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права, доводы административного истца об обратном основаны на неверном толковании заявителем положений действующего законодательства и ошибочном их распространении на спорное правоотношение.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе заявителем не приводится; такие основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, по материалам административного дела также не установлены. У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 3 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Шаляпиной Н. по доверенности Агабекяна Н.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.