Судья судебной коллегии по административным делам Московского городского суда Кирпикова Н.С., рассмотрев материал NМа-5142/2019 по административному исковому заявлению Решетникова О.М. к Министерству обороны РФ о признании незаконными действий (бездействия), обязании рассмотреть направленное обращение
по частной жалобе Решетникова О.М. на определение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 13 сентября 2019 года об отказе в принятии административного искового заявления, УСТАНОВИЛ:
Решетников О.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству обороны РФ, просил признать незаконными действия (бездействие) административного ответчика, допущенные при рассмотрении его обращения, обязать ответчика рассмотреть его обращение в соответствии с требованиями законодательства, устранив таким образом нарушения его прав, свобод и законных интересов.
В обоснование заявленных требований указывал на то, что 28 мая 2019 года через электронную приемную Министерства обороны РФ он направил обращение на имя Министра обороны РФ Шойгу С.К, однако ответ на него в установленный законом срок не получил, в связи с чем полагал свои права нарушенными.
Определением судьи Пресненского районного суда г.Москвы от 13 сентября 2019 года в принятии административного искового заявления Решетникова О.М. отказано.
В частной жалобе Решетников О.М. ставит вопрос об отмене определения судьи, полагая его незаконным.
Обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 315 КАС РФ, для вызова лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции, рассмотрения частной жалобы в судебном заседании, не установлено.
Проверив представленный материал, изучив доводы частной жалобы, нахожу определение судьи подлежащим отмене в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 КАС РФ (в редакции, действовавшей на момент разрешения судьей вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда) административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
В силу пункта 3 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Отказывая в принятии административного искового заявления Решетникова О.М, судья суда первой инстанции исходил из того, что заявитель обращался в Министерство обороны РФ в связи с заключением Соглашения о сотрудничестве между РФ и Центральноафриканской Республикой в военной сфере, однако не указал, в защиту каких своих прав обращался.
Таким образом, требования истца сводятся к обязанию Министра обороны РФ рассмотреть обращение по вопросам, не нарушающим права заявителя, в связи с чем судья пришел к выводу о том, что поданное исковое заявление не подлежит рассмотрению в порядке КАС РФ.
Между тем, как видно из материала и следует из содержания административного искового заявления Решетникова О.М, обращаясь в суд, заявитель указывал на то, что 28 мая 2019 года направил в адрес Министерства обороны РФ обращение, в котором просил сообщить ему, где он может ознакомиться в открытом доступе с текстом названного выше Соглашения, однако, ответ на данное обращение не получил, в связи с чем полагал нарушенными свои права, предусмотренные как Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так и Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Таким образом, в административном исковом заявлении Решетникова О.М. ясно, четко и определенно указаны права заявителя, нарушенные, по его мнению, действиями (бездействием) административного ответчика.
При этом в силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
С учетом изложенного, заявленные Решетниковым О.М. требования подлежат рассмотрению и разрешению в порядке КАС РФ.
При таких обстоятельствах законных оснований для отказа в принятии административного искового заявления Решетникова О.М. у судьи не имелось, в связи с чем определение судьи не может быть признано законным и подлежит отмене, а материал - направлению в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления Решетникова О.М. к производству суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 310-316 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 13 сентября 2019 года отменить, материал по административному исковому заявлению Решетникова О.М. направить в суд первой инстанции для разрешения вопроса о принятии к производству суда.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.