Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Гордеевой О.В., Михайловой Р.Б., при секретаре Бабашкиной З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Лозинина В.В. на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 30 июля 2019 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Лозинина В.В. к Министерству обороны РФ, Военному комиссариату г. Москвы, отделу военного комиссариата Люблинского района ЮВАО г. Москвы о признании незаконными бездействия, требований о прохождении контрольного медицинского освидетельствования, обязании снять с учета, выдать военный билет, отказать", УСТАНОВИЛА:
Лозинин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству обороны РФ, военному комиссариату г. Москвы, отделу военного комиссариата Люблинского района ЮВАО г. Москвы о признании незаконными бездействия, требований о прохождении контрольного медицинского освидетельствования, обязании снять с учета, выдать военный билет, мотивируя свои требования тем, что правовые основания для его вызова на контрольное медицинское освидетельствование, не снятия с воинского учета, отсутствуют.
Административный истец в судебное заседание явился, заявленные требования подержал. Представитель военного комиссариата г. Москвы и призывной комиссии явился, возражал против удовлетворения иска. Представитель Минобороны РФ не явился, извещался надлежащим образом.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит Лозинин В.В.
В заседание судебной коллегии административный истец не явился, извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика - Лебедева И.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения Люблинского районного суда г. Москвы от 30 июля 2019 года, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Лозинин В.В. состоит на воинском учете в отделе объединенного военного комиссариата г. Москвы по Люблинскому району ЮВАО г. Москвы.
... по результатам медицинского освидетельствования, ввиду невозможности установления категории годности к военной службе, решением призывной комиссии района Печатники (протокол N... от... года) Лозинин В.В. направлен на дополнительное медицинское обследование в...
Согласно выписки из протокола призывной комиссии района Печатники от... года Лозинин В.В. на основании ст.34 п. 6 расписания болезней и ТДТ признан не годным к военной службе по категории В. На основании п.п.п а п.1 ст.23 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" освобожден от военной службы. Зачислен в запас.
На выписке из протокола стоит отметка о том, Лозинин В.В. вызван на очное контрольное медицинское освидетельствование...
Решением Люблинского районного суда г. Москвы от 16 мая 2018 года признано незаконным бездействие отдела военного комиссариата Люблинского района ЮВАО г.Москвы выразившееся в непринятии решения по вопросу зачисления либо не зачисления Лозинина Владислава Владимировича в запас и выдаче либо невыдаче ему военного билета в сроки призыва в период с... года по... года. Признано незаконным бездействие Военного комиссариата г.Москвы, выразившиеся в непринятии в сроки призыва в период с... года по... года решения, предусмотренного ст.29 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в отношении Лозинина В.В... Решение вступило в законную силу.
На обращение Лозинина В.В. в военный комиссариат г. Москвы по вопросу зачисления в запас и выдаче военного билета... сообщено о том, что в настоящее время отсутствуют основания для удовлетворения просьбы заявителя, поскольку ему необходимо явиться для прохождения контрольно-медицинского освидетельствования в призывную комиссию г. Москвы...
Лозинин В.В. на контрольное медицинское освидетельствование не явился, в связи с чем решение призывной комиссии утверждено не было.
Обращаясь в суд, административный истец указал на бездействие административных ответчиков, выразившееся в отказе утвердить решение призывной комиссии по району Печатники г. Москвы (протокол N... от...).
Согласно позиции административных ответчиков, в связи с неявкой призывника на контрольное освидетельствование, окончательное решение о его годности к военной службе не принято, необходимо прибыть на медицинское освидетельствование и представить медицинские документы.
Разрешая требования Лозинина В.В, суд, руководствуясь положениями Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400, исходил из того, что истец не явился по вызову призывной комиссии г. Москвы для прохождения контрольного медицинского освидетельствования, в связи с чем у призывной комиссии субъекта отсутствовали основания для утверждения решения нижестоящей призывной комиссии, оснований для признания незаконным указанных действий (бездействия) не имеется.
При этом суд первой инстанции отметил, что призывная комиссия вправе проверять диагноз установленный призывнику, устанавливать наличие у призывника заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, назначать контрольное медицинское освидетельствование. Лозинин В.В. правомерно был направлен на контрольное медицинское освидетельствование.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Названный Федеральный закон, конкретизируя положения пункта 2 его статьи 22, определяет категории граждан Российской Федерации, которые освобождаются - на определенный срок или без указания срока - от исполнения своей конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву: в силу его статей 23 и 24 от исполнения воинской обязанности освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья; от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации, проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу, прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; на освобождение от призыва на военную службу имеют право граждане, имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень, являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, а также граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, и граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов; не подлежат призыву на военную службу граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а также граждане, имеющие
право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с семейными обстоятельствами, получением образования и по иным перечисленным в статье 24 основаниям.
Согласно п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В соответствии с п. п. 15, 16, 17, 19 по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей.
Врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе.
Гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
В силу пункта 3 статьи 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссии субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно абзацу 24 пункта 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Минобороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663", призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря): а) принимает решение: об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья.
Согласно представленным доказательствам, Лозинин В.В. неоднократно вызывался для прохождения контрольного медицинского освидетельствования, однако данных, подтверждающих явку призывника, в деле не имеется.
Позиция заявителя о том, что ранее вынесенного решения суда, основанного на представленных медицинских документах достаточно для утверждения принятого нижестоящей медицинской комиссией решения, без проведения очного освидетельствования, ничем объективно не подтверждена.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что представленные административными ответчиками доказательства, оснований не доверять которым у суда не имелось, подтверждают обоснованность выводов призывной комиссии.
При этом коллегия учитывает, что само по себе диагностирование того или иного заболевания не является достаточным основанием для признания гражданина негодным к военной службе. Данное заболевание должно объективно препятствовать возможному призыву на военную службу в период прохождения соответствующей комиссии и в будущем.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Доводы жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела необоснованны и опровергаются собранными по делу доказательствами, которым суд дал правильную оценку в соответствии со статьей 84 КАС РФ, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 30 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лозинина В.В, без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.