Московский городской суд в составе
судьи Лебедевой И.Е, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2163/2019 по административному исковому заявлению наименование организации об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания,
УСТАНОВИЛ:
наименование организации обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором представитель истца просит установить по состоянию на дата кадастровую стоимость нежилого здания в размере его рыночной стоимости.
В обоснование требований представитель истца указал на то, что общество является собственником указанного нежилого здания, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилого здания его рыночной стоимости нарушает права истца как плательщика налога на имущество, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта.
В подтверждение заявленных требований предприятием представлен отчет об оценке рыночной стоимости здания.
Представителем административного истца представлено письменное ходатайство, в котором он заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость нежилого здания в размере сумма.
Исследовав материалы дела, Московский городской суд приходит к следующим выводам.
Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован в главе 25 КАС РФ.
В силу части 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из представленных документов, наименование организации на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 77:04:0002001:1287.
Из положений абзац 2 пункта 2 статьи 372, статьи 374, пункт 1 статьи 373, статьи 374, пункта 2 статьи 375, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 2.1, 5, 6 статьи 1.1 Закона адрес от дата N 64 "О налоге на имущество организаций", Постановления Правительства Москвы N 700-ПП от дата "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" следует, что результаты определения кадастровой стоимости помещений затрагивают права и обязанности истца; принадлежащие данному обществу помещение является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностями определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога; налоговая база определяется как кадастровая стоимость нежилого помещения.
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от дата N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в адрес по состоянию на дата" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на дата.
Кадастровая стоимость нежилого здания определена по состоянию на дата
Результаты определения кадастровой стоимости нежилого здания просит пересмотреть административный истец.
Согласно п. 1 статьей 22 Федерального закона от дата N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от дата N 237-ФЗ).
Следовательно, административный истец, являясь собственником нежилого здания, имеет законный интерес в установлении его кадастровой стоимости в размере действительной рыночной стоимости.
Доводы ДГИ адрес о том, что административный истец на основании заказанного им отчета об оценке требует по суду установления рыночной стоимости объектов недвижимости и внесения ее в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой стоимости для целей налогообложения, то есть, фактически, имеет своей целью уменьшить императивно установленный, обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, что недопустимо в рамках судебного разбирательства, без согласования с органами исполнительной власти, установившими этот платеж, нельзя признать обоснованными. Право на оспаривание кадастровой стоимости принадлежащих истцу на праве собственности объектов недвижимости установлено законом, в частности главой 25 КАС РФ. Таким образом, обращение административного истца с указанными требованиями соответствует положениям закона.
Ссылки представителя Департамента городского имущества адрес на то, что сведения о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости органом кадастрового учета в установленном законом порядке, а сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом ее проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, истец представил отчет об оценке, составленный наименование организации
В связи с противоречиями в представленных сторонами доказательствах, устранение которых требовало специальных знаний в области оценочной деятельности, и существенным отличием рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке представленном административным истцом от кадастровой стоимости объекта недвижимости, определением суда назначена судебная оценочная экспертиза в наименование организации. Согласно заключению эксперта наименование организации фио отчёт представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки; по состоянию на дата рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0002001:1287, определена в размере сумма.
С указанным заключением эксперта не согласился административный истец, предоставив в обоснование своих доводов рецензию составленную оценщиком фио, из которой следует, что эксперт допустил ошибку при применении поправочных коэффициентов к объекту-аналогу N1, для объекта аналога N3 ошибочно определен круг расположения, в связи с чем, допущена ошибка при применении повышающей корректировки.
Эксперт фио согласилась с замечаниями рецензента и предоставила новый расчет рыночной стоимости объекта недвижимости с учетом внесенных корректировок, которая согласно расчету эксперта составила сумма.
Наличие существенной разницы между рыночной стоимостью указанной в заключении эксперта и предоставленным расчетом эксперта, вызвало сомнения в обоснованности заключения эксперта фио, в связи с чем, судом по делу проведена повторная экспертиза в наименование организации.
Согласно заключению повторной судебной оценочной экспертизы эксперта наименование организации фио отчёт, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки; по состоянию на дата рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0002001:1287, определена в размере сумма.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами. При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нём выводов.
Оценивая заключения эксперта фио и эксперта фио, а также представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорного нежилого здания, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного наименование организации, и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объекта оценки.
При этом, как эксперт фио, так и эксперт фио ясно и недвусмысленно ответили на поставленный перед ними вопросы, подробно мотивировали свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком наименование организации, нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали.
Проанализировав заключения экспертов фио и фио, суд полагает возможным принять в качестве доказательства рыночной стоимости объекта заключение фио, поскольку данный эксперт провел полноценный анализ сегмента рынка объекта исследования, выявил предложения к продаже сопоставимые с объектом исследования по ряду ценообразующих факторов, применил все необходимые корректировки в связи с выявленными отличиями объектов. Итоговые расчеты свидетельствуют о том, что скорректированные стоимости объектов-аналогов находятся в пределах возможного коэффициента вариации, что подтверждает обоснованность подобранных аналогов и верность произведенных расчетов.
Заключение эксперта фио относительно рыночной стоимости объекта недвижимости суд не принимает в качестве доказательства, поскольку данным экспертом допущены ошибки, в том числе при применении корректировок к объектам аналогам, которые привели к ошибкам в расчете рыночной стоимости объекта недвижимости. Правильность последующих расчетов эксперта фио изложенных ею в письменных пояснениях ставится судом под сомнение. Кроме того, при расчете рыночной стоимости эксперт уменьшила её на сумму НДС (18%), между тем, как ни в одном из объявлений объектов аналогов, приложенных к заключению эксперта, не имеется сведений о наличии в цене суммы НДС.
Таким образом, суд приходит к выводу об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равным значению, указанному в заключении фио, а именно: сумма. Суд отмечает, что достоверность данного заключения сторонами по делу не оспорена.
На основании положений ст. 17 Федерального закона от дата N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной следует считать дату его обращения в суд, то есть дата.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Вступившее в законную силу решение суда является актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае её пересмотра в порядке ст. 13 Федерального закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, РЕШИЛ:
Административный иск наименование организации - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0002001:1287, расположенного по адресу: адрес по состоянию на дата в размере его рыночной стоимости равной сумма.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать дата.
Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, действуют до даты установления новой кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Лебедева И.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.