Московский городской суд в составе председательствующего судьи Казакова М.Ю., при секретаре Тощакове В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4461/2019 по административному исковому заявлению наименование организации об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости, У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства (здания) с кадастровым номером.., площадью 41 430 кв.м, расположенного по адресу: адрес, МКАД 8 км, д. 3, корп. 2 и объекта капитального строительства с кадастровым номером.., площадью 7 739, 7 кв.м, расположенного по адресу: адрес, МКАД 8 км, д. 3, корп. 1 (далее - здания), установленной по состоянию на 1 января 2018 года в размере 3 212 529 015 руб. 90 коп. и 656 427 485 руб. 69 коп, соответственно. Просит установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером.., равной его рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке от 25.03.2019 года N 2019/02/03 от 25.03.2019 г. по состоянию на 1 января 2018 года в размере 1 476 249 000 рублей 00 копеек, установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером.., равной его рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке от 25.03.2019 года N 2019/03/03 от 25.03.2019 г. по состоянию на 1 января 2018 года в размере 334 942 000 рублей 00 копеек.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что является собственником зданий. Несоответствие, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости, кадастровой стоимости названных объектов недвижимости, их рыночной стоимости, нарушает права административного истца как собственника, в связи с необоснованным завышением размером налога на имущество.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости зданий равной их рыночной стоимости.
В связи с результатами проведенной по делу судебной оценочной экспертизы, административный истец уточнил свои требования и просил установить кадастровую стоимость, определённую по состоянию на 1 января 2018 года здания с кадастровым номером... равной рыночной стоимости в размере 1 992 948 362 рублей, здания с кадастровым номером... равной рыночной стоимости в размере 381 528 716 рублей.
В настоящее судебное заседание представитель административного истца явился, заявленные требований поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Департамента городского имущества адрес в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, об отложении слушания дела не просил.
Руководствуясь положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом постановлено о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика Департамента городского имущества адрес, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями 21 декабря 2016 года Правительством Москвы принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в адрес и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в адрес осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что административный истец является собственником объекта капитального строительства (здания) с кадастровым номером.., площадью 41 430 кв.м, расположенного по адресу: адрес, МКАД 8 км, д. 3, корп. 2 и объекта капитального строительства (здания) с кадастровым номером.., площадью 7 739, 7 кв.м, расположенного по адресу: адрес, МКАД 8 км, д. 3, корп. 1
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества адрес", в целях реализации приказа Департамента городского имущества адрес от 19 февраля 2018 года N 20 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества в 2018 году", пунктом 1 распоряжения Департамента городского имущества адрес от 29 ноября 2018 года N 40557 утверждены результаты определения кадастровой стоимости зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест и сооружений, расположенных на территории адрес, по состоянию на 1 января 2018 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года установлена для здания с кадастровым номером... в размере 3 212 529 015 руб. 90 коп, для здания с кадастровым номером... в размере 656 427 485 руб. 69 коп.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года.
Названные результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 374, пункта 1 статьи 373, статьи 374, пункта 2 статьи 375, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 2.1, 5, 6 статьи 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", он является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Оспаривая приведенную выше кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёт об оценке рыночной стоимости от 25 марта 2019 года N 2019/02/03 от 25 марта 2019, подготовленный оценщиком наименование организации, в котором по состоянию на 1 января 2018 года определена рыночная стоимость здания с кадастровым номером... в размере 1 476 249 000 рублей 00 копеек, а также отчёт об оценке рыночной стоимости от 25 марта 2019 года N 2019/03/03 от 25 марта 2019, подготовленный оценщиком наименование организации, в котором по состоянию на 1 января 2018 года определена рыночная стоимость здания с кадастровым номером... в размере 334 942 000 рублей 00 копеек.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Определением суда от 20 августа 2019 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту наименование организации Федотовой Н.А.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 3 сентября 2019 года N 09-19/4461/М отчёты об оценке от 25 марта 2019 года N 2019/02/03, 2019/03/03, подготовленные оценщиком наименование организации не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в отчёте рыночная стоимость зданий не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2018 года определена экспертом для здания с кадастровым номером... в размере 1 992 948 362 рублей, для здания с кадастровым номером... в размере 381 528 716 рублей.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нём, выводов.
Не доверять выводам эксперта Федотовой Н.А. у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт Федотова Н.А. имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Письменный анализ на соответствие заключения судебной оценочной экспертизы требованиям нормативно-правовых документов в области оценочной и судебно-экспертной деятельности, представленный стороной административного ответчика не подтверждает недостоверность проведенного экспертного исследования, поскольку данный анализ составлен лицом, не являющимся оценщиками либо экспертами, у лица, составившего данный анализ, отсутствуют специальные познания в области оценочной деятельности, изложенные представителем административного ответчика доводы не подтверждают наличие ошибок в заключении эксперта и являются исключительно его субъективным мнением, не основанном на фактах, в связи с чем, не могут быть положены в основу настоящего решения суда.
При этом на представленный административным ответчиком анализ, эксперт дал развернутые и полные письменные пояснения, приобщенные к материалам дела. Данные пояснения эксперта, которым суд доверяет, по причинам изложенным выше, полностью опровергают доводы административного ответчика о несоответствии заключения судебной оценочной экспертизы требованиям законодательства.
Достоверных данных об иной рыночной стоимости объектов недвижимости сторонами в суд не представлено.
Выводы о величине рыночной стоимости зданий, содержащиеся в отчётах об оценке от 25 марта 2019 года N 2019/02/03 и N 2019/03/03, подготовленные оценщиком наименование организации, опровергаются заключением проведённой судебной экспертизы, в связи с чем суд относится критически к названному отчету.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и установить кадастровую стоимость в размере рыночной, определенной по состоянию на 1 января 2018 года для здания с кадастровым номером... в размере 1 992 948 362 рублей, для здания с кадастровым номером... в размере 381 528 716 рублей.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях, представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества адрес о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества адрес на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 18 июля 2019 года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
Административное исковое заявление наименование организации об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером.., расположенного по адресу: адрес, МКАД, 8 км, д. 3, к. 1, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 381 528 716 (триста восемьдесят один миллион пятьсот двадцать восемь тысяч семьсот шестнадцать) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером.., расположенного по адресу: адрес, МКАД, 8 км, д. 3, к. 2, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 1 992 948 362 (один миллиард девятьсот девяносто два миллиона девятьсот сорок восемь тысяч триста шестьдесят два) рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 18 июля 2019 года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда Казаков М.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.