Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Бондаренко С.А, с участием прокурора Лазаревой Е.И, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Видьманова Александра Олеговича об отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 39 от 9 сентября 2019 года N 22/1, решения Московской городской избирательной комиссии от 10 сентября 2019 года N 114/2, решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 39 от 13 сентября 2019 года N 24/1, УСТАНОВИЛ:
Постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2019 года N 99, опубликованном на официальном сайте Московской городской Думы http://www.duma.mos.ru 6 июня 2019 года, на 8 сентября назначены выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва.
Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 39 (далее - окружная избирательная комиссия) от 25 июня 2019 года N 4/1 Видьманов А.О, выдвинутый МОСКОВСКИМ ГОРОДСКИМ ОТДЕЛЕНИЕМ политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 39.
Решением окружной избирательной комиссии от 11 июля 2019 года N 8/1, выдвинутый в порядке самовыдвижения Головченко В.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 39.
Решением окружной избирательной комиссии от 9 сентября 2019 года N 22/1 признаны состоявшимися и действительными выборы депутата Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 39. Признан избранным депутатом Московской городской Думы Головченко В.В.
Решением Московской городской избирательной комиссии (далее - Мосгоризбирком) от 10 сентября 2019 года N 114/2 признаны состоявшимися и действительными выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва по 45 одномандатным избирательным округам. Установлено, что в Московскую городскую Думу седьмого созыва избрано 45 депутатов по одномандатным избирательным округам, в том числе по одномандатному избирательному округу N 39 - Головченко В.В.
Решением окружной избирательной комиссии от 13 сентября 2019 года N 24/1 Головченко В.В, избранный по одномандатному избирательному округу N 39, зарегистрирован депутатом Московской городской Думы седьмого созыва.
Видьманов А.О. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить полностью решение окружной избирательной комиссии от 9 сентября 2019 года N 22/1; признать незаконным решение Мосгоризбиркома от 10 сентября 2019 года N 114/2 в части решения о признании результатов голосования по одномандатному избирательному округу N 39; признать незаконным и отменить полностью решение окружной избирательной комиссии от 13 сентября 2019 года N 24/1 о регистрации депутата Московской городской Думы седьмого созыва Головченко В.В.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Головченко В.В. имеет два гражданства, а именно гражданство Российской Федерации и гражданство Украины, вследствие чего у него отсутствует пассивное избирательное право.
Административный истец Видьманов А.О, его представитель по доверенности Ухин П.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель административных ответчиков окружной избирательной комиссии, Мосгоризбиркома по доверенностям Голышев И.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Заинтересованное лицо Головченко В.В. в суд не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель заинтересованного лица Головченко В.В. по доверенности Смирнов В.С. в судебном заседании полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения административного истца и его представителя, представителя административных ответчиков, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И, полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов может обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата.
Согласно части 3 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства РФ п осле опубликования результатов выборов административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.
Как было указано выше, Видьманов А.О. являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 39 и участвовал в соответствующих выборах в качестве кандидата. Таким образом, административный истец имеет право на обращение в Московский городской суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов. С административным исковым заявлением Видьманов А.О. обратился 4 декабря 2019 года, в то время как обжалуемые им решения были опубликованы 9 сентября 2019 года, 10 сентября 2019 года и 13 сентября 2019 года, соответственно, установленный статьей 240 Кодекса административного судопроизводства РФ срок на обращение в суд им не пропущен.
Рассматривая заявленные Видьмановым А.О. требования по существу, суд исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
На территории города Москвы отношения по выборам урегулированы также Законом города Москвы 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" (далее - Избирательный кодекс города Москвы).
Как предусмотрено подпунктом 27 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ под пассивным избирательным правом понимается право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Таким образом, граждане Российской Федерации, имеющие одновременно гражданство иностранного государства, не обладают пассивным избирательным правом и не могут быть избраны в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно подпункту " а.1" пункта 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ с уд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им отсутствия пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным.
Оценивая доводы административного истца о наличии у Головченко В.В. гражданства Украины, суд учитывает, что материалами дела установлено, что при рассмотрении заявления о регистрации Головченко В.В. в качестве кандидата в депутаты Московской городской Думы окружная избирательная комиссия направляла в ГУ МВД России по г. Москве запрос о наличии у Головченко В.В. гражданства иного государства и такая информация подтверждена не была (л.д. 35-37).
Из решения УФМС России по городу Москве от * года, утвержденного начальником УФМС России по городу Москве (л.д. 41, оборот-42), следует, что Головченко В.В. принят в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в упрощенном порядке.
Порядок приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке установлен частью 1 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", пунктом "г" которой (в редакции, действовавшей на момент принятия Головченко В.В. в гражданство Российской Федерации) было предусмотрено, что и ностранные граждане вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в том числе при условии, что они обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин.
Согласно положениям части 4 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия Головченко В.В. в гражданство Российской Федерации) иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 января 2008 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
Соответственно, обязательным условием для приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке являлась необходимость предварительного отказа от имеющегося иного гражданства либо наличие международного договора Российской Федерации, предусматривающего возможность сохранения гражданства иного государства.
Между Российской Федерацией и Украиной отсутствует международный договор, предусматривающий сохранение гражданства Украины при приеме в гражданство Российской Федерации.
Согласно подпункту "е" пункта 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия Головченко В.В. в гражданство Российской Федерации), утвержденного указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года N 1325, при приобретении гражданства Российской Федерации на основании части четвертой статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" иностранные граждане вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации представляют один из перечисленных в пункте 10 настоящего Положения документов об отказе от имеющегося иного гражданства, а при необходимости - и квитанцию о заказном почтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется.
В свою очередь пунктом 10 названного Положения установлено, что иностранный гражданин при приеме в гражданство Российской Федерации представляет документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства, которым является соответствующий документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо копия обращения заявителя в это дипломатическое представительство или консульское учреждение об отказе от имеющегося иного гражданства с нотариально заверенной подписью заявителя. В случае направления обращения в дипломатическое представительство или консульское учреждение по почте представляется также квитанция о заказном почтовом отправлении.
Из имеющегося в материалах дела ответа ГУ МВД России по г. Москве, следует, что Головченко В.В. до получения гражданства Российской Федерации обратился с нотариально удостоверенным заявлением от * года в Посольство Республики Украины об отказе от гражданства Украины в связи с принятием российского гражданства путем направления его заказным почтовым отправлением, о чем представлена соответствующая квитанция (л.д. 40-41).
Также в Посольство Республики Украины в Российской Федерации было направлено извещение УФМС России по городу Москве о приобретении Головченко В.В. гражданства Российской Федерации (л.д. 42, оборот).
Ссылки административного истца на наличие у Головченко В.В. гражданства Украины, основанные на сведениях с иностранных сайтов, не могут подтверждать данный факт, поскольку не являются относимыми и достоверными доказательствами, которые могут быть положены в основу такого вывода.
Ссылки на выписку из Единого государственного демографического реестра о регистрации места проживания от 30 августа 2019 года (л.д. 32-34), представленную представителем истца, суд также не может принять в качестве такого доказательства, поскольку заявителем на получение данной выписки указан Головченко В.В, однако, как ранее пояснял в суде представитель истца при рассмотрении административного дела N 3а-*/2019, документ был получен посредством его обращения к знакомому адвокату на территории Украины. В свою очередь при рассмотрении административного дела N 3а-*/2019 представитель ответчика Головченко В.В. пояснила, что указанные в данной выписке сведения о доверителе не соответствуют действительности, Головченко В.В. заявителем на её получение не являлся. В такой ситуации суд критически оценивает данную выписку.
Ссылки административного истца на положения иностранного законодательства, в частности на то обстоятельство, что компетентными органами Украины не принималось решение о прекращении гражданства Украины у Головченко В.В, а также на то, что сам по себе факт истечения срока действия паспорта гражданина Украины, имевшегося у Головченко В.В, не свидетельствует о прекращении у Головченко В.В. гражданства иного государства, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку в силу части 1 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства РФ с уды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов. Действующим процессуальным законодательством не предусмотрена возможность применения норм иностранного государства при разрешении административных споров.
Таким образом, к исключительному и суверенному праву Российской Федерации относится право на установление норм, регулирующих порядок приобретения гражданства, а также право на издание актов, определяющих принадлежность лица к указанному государству (гражданству).
В настоящей ситуации на основании положений действующего в Российской Федерации законодательства отказ от гражданства иного государства подтверждается фактом подачи Головченко В.В. заявления об отказе от имевшегося у него гражданства Украины. Российская Федерация, принимая Головченко В.В. в гражданство, исходила из факта отказа от гражданства Украины и отсутствия у него такого гражданства. В случае наличия у Головченко В.В. иного гражданства он не мог быть принят в гражданство Российской Федерации.
Соответственно, подлежат отклонению и ссылки административного истца на письмо начальника ГУ по вопросам миграции МВД России от 24 октября 2019 года (л.д. 43), согласно которому форма отказа от гражданства иного государства, предусмотренная Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, носит уведомительный характер и не влечет за собой автоматический выход из гражданства иностранного государства. Начальник ГУ по вопросам миграции МВД России не является лицом, обладающим правом толкования нормативных правовых актов, а названное письмо не имеет для суда обязательной силы.
Допустимых и относимых доказательств наличия у Головченко В.В. иного гражданства помимо гражданства Российской Федерации, а равно и отсутствия пассивного избирательного права, суду не представлено.
В силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Поскольку оснований для отмены решения окружной избирательной комиссии от 9 сентября 2019 года N 22/1, решения Мосгоризбиркома от 10 сентября 2019 года N 114/2, решения окружной избирательной комиссии от 13 сентября 2019 года N 24/1 судом не установлено, суд отказывает Видьманову А.О. в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Видьманова Александра Олеговича отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда подпись В.А. Полыга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.