Заместитель председателя Московского городского суда Панарин М.М., рассмотрев жалобу Загайновой Е.В. в защиту Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N411 Мещанского района города Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N382 Красносельского района города Москвы от 26 февраля 2018 года и решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 03 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N411 Мещанского района города Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N382 Красносельского района города Москвы от 26 февраля 2018 года Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - АО "ФПК", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000, 00 (сто тысяч) рублей.
Решением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 03 июля 2018 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Общества Орловой Е.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Общества Загайнова Е.В. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что в действиях АО "ФПК" отсутствует вина; угроза безопасности пассажиров отсутствовала; эксплуатация неисправного подвижного состава не осуществлялась.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Административная ответственность по ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ (в редакции действовавшей на дату выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) наступает за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Как установлено и следует из материалов дела об административном правонарушении, 14 декабря 2017 года в 00 часов 49 минут поезд N27 сообщением "Санкт-Петербург - Москва" отправился со станции Санкт-Петербург по назначению с опозданием на 01 час 13 минут по причине технической неисправности подвижного состава (неисправность концевого крана в первом вагоне N22317)
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; копией протокола совещания у начальника Приволжской дирекции тяги ОАО "РЖД"; актом по задержке; копией договора аренды локомотивов с экипажем (локомотивными бригадами) в пассажирском движении N1013 от 24.09.2010; копией договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования между ОАО "РЖД" и ОАО "ФПК" от 31 марта 2010 N252; копией технических заключений; копией лицензии ПП N7707077 от 23 сентября 2016 года на осуществление деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров в пригородном сообщении, в дальнем следовании пассажирскими поездами, в дальнем следовании скорыми поездами, в дальнем следовании скоростными поездами; иными материалами дела.
При разрешении данного дела судебные инстанции правильно применили нормы законодательства, регулирующего порядок осуществления перевозок пассажиров железнодорожным транспортом, правильно установили фактические обстоятельства дела, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств в их совокупности пришли к обоснованному выводу о виновности Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1.2 КоАП РФ.
Довод заявителя об отсутствии нарушений условий, предусмотренных лицензией, основан на неверном толковании норм права.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 N 221 утверждено Положение "О лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров" (далее Положение о лицензировании).
В соответствии со ст. 80 Федерального закона N 18 - ФЗ от 10.01.2003 "Устав железнодорожного транспорта" перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.
В силу п.4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 N221 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату), являются, в т.ч.: а) соблюдение лицензиатом порядка и условий осуществления перевозок пассажиров, которые установлены федеральными законами "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в части требований к перевозчику, в том числе правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте; б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании железнодорожного подвижного состава и оборудования, соответствующего установленным требованиям, а также технической и эксплуатационной документации, предусмотренным статьей 17 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федераций"; в) наличие в структуре соискателя лицензии (лицензиата) специализированного подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций или соответствующего договора со сторонними специализированными организациями, предусмотренного ст. 24 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что ответственность за использование технически неисправного железнодорожного подвижного состава, вызвавшее в свою очередь вынужденную задержку пассажирского поезда, лежит на лицензиате, на которого в силу закона возложена обязанность по соблюдению требований к осуществлению предпринимательской деятельности связанной с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом.
Как усматривается из материалов дела, АО "ФПК" имеет лицензию, на основании которой осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозкам пассажиров железнодорожным транспортом (л.д. 33).
Исходя из обстоятельств настоящего дела, несоблюдение требований к осуществлению деятельности по перевозке железнодорожным транспортом пассажиров выразилось в том, что причиной задержки поезда N27 сообщением "Санкт-Петербург - Москва" явилась неисправность концевого крана в 1-м вагоне N22317, что в свою очередь явилось следствием невыполнения требований п.3.1.4 Руководства по ремонту краны концевые 4314 - в части установки клапана 4314.01.00 на концевой кран со сроком годности истекающим в межремонтный период, а также неоперативных действий по демонтажу неисправного крана.
Согласно выводам комиссии, проводящей расследование, в соответствии с п.2.18 Положения об учете, расследовании и анализе отказов в работе технических средств на инфраструктуре ОАО "РЖД" с использованием автоматизированной системы КАС АНТ, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 11 июля 2016 года N1375 случай задержки поезда N27 классифицирован как отказ 1-й категории и отнесен по учету и виновности за Пассажирским вагонным Москва Северо-Западного филиала АО "ФПК" (л.д.36-39).
Изложенное указывает на нарушение АО "ФПК" подп."а", подп."б" п.4 Положения о лицензировании, как субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом.
Согласно положениям Договора аренды локомотивов с экипажем (локомотивными бригадами) в пассажирском движении N1013 от 24.09.2010 арендодатель (ОАО "РЖД") предоставляет локомотивы в аренду Арендатору (АО "ФПК") в технически исправном состоянии, поддерживает в течение всего срока действия настоящего договора надлежащее техническое состояние локомотивов, переданных в аренду (п.2.1, п.5.1.2 Договора).
Согласно п.2.4 указанного Договора временем нахождения локомотива в аренде у Арендатора является время учета локомотива в эксплуатируемом парке локомотивов пассажирского движения, которое устанавливается по данным соответствующей статистической отчетности.
Согласно положениям Договора аренды локомотивов с экипажем (локомотивными бригадами) в пассажирском движении N1013 от 24.09.2010 АО "ФПК", как арендатор, обязано, в т.ч. предъявлять ОАО "РЖД", как арендодателю, претензии, требовать возмещения убытков, уплаты штрафных санкций в порядке, предусмотренном Договором, в случае невыполнения арендодателем его обязанностей; осуществлять контроль за исполнением графика движения пассажирских поездов; немедленно сообщать арендодателю об обнаруженных повреждениях арендованных локомотивов, а также о нарушениях правил технической эксплуатации; осуществлять контроль за выполнением графика движения пассажирских поездов, режимов ведения и электроотопления пассажирских поездов (п.5.2.4, 5.2.5, 5.3.7 Договора).
С учетом изложенного АО "ФПК", как владелец подвижного состава, отвечает за его исправность при эксплуатации, за соблюдением графика движения пассажирских поездов, в т.ч. путем исполнения своих обязанностей в рамках гражданско-правовых договоров, заключенных с ОАО "РЖД".
Ссылка на судебные акты по другим делам не опровергает выводов нижестоящих судебных инстанций по настоящему делу, поскольку судебные акты принимаются на основании конкретных обстоятельств по делам, в которых имеются различные доказательства.
При назначении наказания учтены фактические обстоятельства дела, данные о юридическом лице, а также характер совершенного им административного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения АО "ФПК" к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 КоАП РФ, ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N411 Мещанского района города Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N382 Красносельского района города Москвы от 26 февраля 2018 года и решение судьи Мещанского районного суда города Москвы от 03 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.1.2 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" оставить без изменения, жалобу защитника Общества Загайновой Е.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского
суда
М.М.Панарин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.