Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" на постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды N 0401-348/2019/ЮВАО-ПП от 08.04.2019, решение главного государственного инспектора г.Москвы в области охраны окружающей среды от 24.05.2019 и решение Кузьминского районного суда г.Москвы от 26.08.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 4.17 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в отношении ФГБОУ ВО "Государственный университет управления", УСТАНОВИЛ:
Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы N 0401-348/2019/ЮВАО-ПП от 08.04.2019 ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 4.17 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 350000 рублей.
Решением главного государственного инспектора г.Москвы в области охраны окружающей среды от 24.05.2019 и решением судьи Кузьминского районного суда г.Москвы от 26.08.2019 указанное постановление оставлено без изменения, жалобы защитника - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" Андросенко В.В. просит об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и последующих решений и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебное заседание законный представитель ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, направил защитника Андросенко В.В, которая доводы жалобы поддержала.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснение защитника Андросенко В.В, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых актов.
В соответствии с ч.2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, административным правонарушением признается нарушение правил содержания зеленых насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 8.10 настоящего Кодекса.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в период времени с 25.02.2019 по 20.03.2019 на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки юридического лица Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы проведена проверка соблюдения требований по защите зеленых насаждений в отношении ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" по адресу: г. Москва, Рязанский проспект, д. 99 все строения, в ходе которой выявлен факт нарушения Учреждением природоохранного законодательства.
Так в ходе обследования территории Учреждения установлено, что на прилегающей к учебному корпусу ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" территории, находится участок газона размерами 1.5м. х 2м. с присутствием боя кирпича и камней. На озелененной территории около учебного корпуса по адресу: г. Москва, Рязанский проспект, д. 99, стр. 1 выявлено: 5 упавших деревьев, деревья с сухими скелетными ветвями, с больными ветвями, деревья со сломленными ветвями, возрастные плодовые деревья с сухими скелетными ветвями и сухобочинами (порядка 100 деревьев), сухостойные деревья прошлых лет (порядка 10 деревьев), тополя с раскидистой кроной, требующие проведения омолаживающей обрезки (порядка 10 деревьев). При проверке на территории Учреждения выявлено 11 сухостойных деревьев прошлых лет и 1 сухостойный кустарник (N 110, 126, 166, 172, 174, 260, 276, 286, 316, 331, 349, 362 перечетной ведомости).
Действия ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" квалифицированы по ч.2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы.
Вопреки доводам жалобы факт совершения административного правонарушения и вина ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 22.03.2019, составленным в отношении Учреждения по ч.2 ст. 4.17 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях"; актом проверки; фотоматериалами, распоряжением о проведении проверки, выпиской из ЕГРЮЛ, государственным актом на право собственности на землю, свидетельством о государственной регистрации права, выпиской из ЕГРН; договором на оказание услуг от 08.11.2018, заключенным между ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" и ООО "Клинтрейдинг".
Представленные доказательства обоснованно признаны должностными лицами административного органа и судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностными лицами административного органа и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" правильно квалифицированы по ч.2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, т.к. данное юридическое лицо допустило нарушение правил содержания зеленых насаждений.
Выводы судьи о виновности ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Утверждения защиты об отсутствии в действиях ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" состава вмененного правонарушения, недоказанности вины организации в совершении вмененного правонарушения, не обоснованы.
В силу ст. ст. 2, 7 Закона города Москвы от 05.05.99 N 17 "О защите зеленых насаждений" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Граждане и юридические лица обязаны: обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях; возмещать вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, в соответствии со статьями 10, 12, 13 настоящего Закона.
Согласно ст. 8 Закона Москвы от 05.05.99 N 17 "О защите зеленых насаждений", осуществление градостроительной деятельности в городе Москве ведется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений.
В соответствии с Приложением N 1 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ, в Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП все зеленые насаждения и природные сообщества, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены, подлежат защите.
Установлено, что ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" 08.11.2018 заключен гражданско-правовой договор с ООО "Клинтрейдинг", из содержания которого следует, что исполнитель обязан оказывать Учреждению услуги по благоустройству внутренней прилегающей территории в объеме, предусмотренном Приложением 1 к Договору, в т.ч. по сборке и ввозу мусора, уходу за зелеными насаждениями, кронированию, стрижки (п.4).
Пунктом 2.4.1 Договора предусмотрено, заказчик имеет право требовать от исполнителя качественного оказания услуг, в т.ч. в сроки и в объеме указанных в заявках Заказчика.
Таким образом из содержания указанного Договора следует, что Заказчик ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" вправе контролировать осуществление ООО "Клинтрейдинг" работ по уходу за зелеными насаждения, в т.ч. путем подачи заявок на проведение определенного договором перечня работ по уходу за зелеными насаждениями.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Учреждением, приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего природоохранного законодательства, в т.ч. меры по обязанию контрагента по договору исполнить свои договорные обязанности в полном объеме.
В этой связи, доводы защиты об отсутствии финансирования ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные в обжалуемом постановлении работы по сохранению зеленых насаждений должны были проводиться в т.ч. в рамках заключенного с ООО "Клинтрейдинг" договора.
По существу в жалобе защитника ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судьей районного суда при рассмотрении дела. Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о его невиновности в совершении вмененного ему правонарушения.
Довод жалобы о том, что ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" необоснованно назначено наказание в виде штрафа, не может быть принят во внимание.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Установлено, что совершенное ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" правонарушение создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, в связи с чем оснований для изменения назначенного Учреждению наказания, путем снижения суммы штрафа, либо замены наказания на предупреждение, не имеется.
Порядок и срок давности привлечения организации к административной ответственности соблюдены, наказание назначено в пределах санкции ч.2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, в пределах срока давности, с учетом требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На сновании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды N 0401-348/2019/ЮВАО-ПП от 08.04.2019, решение главного государственного инспектора г.Москвы в области охраны окружающей среды от 24.05.2019 и решение Кузьминского районного суда г.Москвы от 26.08.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 4.17 Закона города Москвы от 21.11.2007 N45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в отношении ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" оставить без изменения, жалобу защитника Андросенко В.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.