Судья Московского городского суда Харитонов Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Г.а С.Г.
на Решение судьи Лефортовского районного суда г.Москвы от 16 октября 2019 года, которым постановлено:
постановление заместителя председателя Комитета государственного строительного надзора города Москвы от 22 мая 2019г. N101Ф по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, в отношении ведущего специалиста группы по контролю за безопасностью ведения работ и охране труда в строительстве производственно-технического отдела дирекции метро-2 АО "Мосинжпроект" Г.а С.Г. оставить без изменения, жалобу Г.а С. Г. - без удовлетворения.
УСТАНОВИЛ:
26 апреля 2019г. главным специалистом Управления пожарного надзора Комитета государственного строительного надзора города Москвы был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.4 КоАП РФ в отношении ведущего специалиста группы по контролю за безопасностью ведения работ и охране труда в строительстве производственно-технического отдела дирекции метро-2 АО "Мосинжпроект" Г.а С.Г.
Постановлением Заместителя председателя Комитета государственного строительного надзора города Москвы (далее Мосгосстройнадзор) от 22 мая 2019г. N101Ф должностное лицо - ведущий специалист группы по контролю за безопасностью ведения работ и охране труда в строительстве производственно-технического отдела дирекции метро-2 АО "Мосинжпроект" Г. С.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, Г. С.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просил о его отмене, ссылаясь на то, что он не является лицом, ответственным за осуществление строительного контроля на объекте капитального строительства, так как обязанность по осуществлению строительного контроля на спорной строительной площадке возложена на других лиц, на основании приказа АО "Мосинжпроект" от 27 ноября 2018г. N1286; в связи с отсутствием у Г.а С.Г. высшего профессионального образования по специальности "Строительство" он не соответствует квалификационным требованиям и не может осуществлять строительный контроль за работами, выполняемыми подрядными организациями.
Судьей Лефортовского районного суда г.Москвы постановлено вышеизложенное решение.
Не согласившись с указанным решением судьи, Г. С.Г. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просил об отмене решения судьи и постановления должностного лица, ссылаясь по доводам жалобы на их незаконность и необоснованность.
Исследовав представленные материалы дела, выслушав объяснения Г.а С.Г, поддержавшего доводы жалобы, и пояснившего, что он работает ведущим специалистом группы по контролю за безопасностью ведения работ и охране труда в строительстве производственно-технического отдела дирекции метро-2 АО "Мосинжпроект" и в его обязанности входит осуществление контроля, проведение проверок на стройплощадках, в случае выявления нарушений он выдает предписание подрядчикам, но выявленные по данному делу нарушения обнаружил не он, а проверяющая организация, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда и постановления должностного лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с исполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Частью 1 ст. 9.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п. 363 названных Правил расположение производственных, складских и вспомогательных зданий и сооружений на территории строительства должно соответствовать утвержденному в установленном порядке генеральному плану, разработанному в составе проекта организации строительства с учетом требований нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности.
В силу п. 367 Правил, в строящихся зданиях разрешается располагать временные мастерские и склады (за исключением складов горючих веществ и материалов, а также оборудования в горючей упаковке, производственных помещений или оборудования, связанных с обработкой горючих материалов).
В соответствии с ч.1 ст.53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство; в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (ч. 2 ст. 53 ГрК РФ).
Частью 4 ст. 53 ГрК РФ установлено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль, в частности, за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
В силу ч. 7 ст. 53 ГрК РФ замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.
В соответствии с ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, 19 апреля 2019г. в ходе проведения выездной проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности в отношении строительства объекта капитального строительства "Кожуховская линия ст. "Авиамоторная" - ст. "Некрасовка". 12-й этап - "Кожуховская линия от ст."Нижегородская улица" до ст. "Авиамоторная" 12.5 этап - "Подготовительный работы для организации строительства щитовой проходки перегонных тоннелей на участках линии от ст. "Нижегородская улица" до ст. "Авиамоторная", расположенного на строительной площадке N25 в близи станции "Авиамоторная" в городе Москве, выявлено ненадлежащее осуществление ведущим специалистом группы по контролю за безопасностью ведения работ и охране труда в строительстве производственно-технического отдела дирекции метро-2 АО "Мосинжпроект" Г.ым С.Г. строительного контроля на указанном выше строительном объекте, которое выразилось в следующем:
- допущено размещение административно-бытовых, складских, вспомогательных сооружений, строений не в соответствии со стройгенпланом, что является нарушением требований проектной документации (раздел 5 "Проект организации строительства", подраздел 1, книга 2 "Площадка 26. Графическая часть", шифр КЖЛ-1-1-ПОС 1.2 том 5.1.2, стройгенплан; раздел 5 "Проект противопожарной защиты", шифр КЖЛ-1-1-ПОС 2.2, том 5.2.2, стр. 10); п. 363 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390;
- на строительной площадке допущена установка бытовых помещений более 10 штук в группе без учета разрыва между группами не менее 15 метров, что является нарушением требований проектной документации (раздел 5 "Проект организации строительства", подраздел 2 "Промышленная безопасность", книга 2 "Проект противопожарной защиты", шифр КЖЛ-1-1-ПОС 2.2 том 5.2.2, стр. 13);
- в котловане участка вестибюля N и вентсбойки N станции "Авиамоторная" на отметке 127.923 допущено хранение горючих материалов, что является нарушением требований проектной документации (раздел 5 "Проект организации строительства", подраздел 2 "Промышленная безопасность", книга 2 "Проект противопожарной защиты", шифр КЖЛ-1-1-ПОС 2.2 том 5.2.2, стр. 25); п. 367 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390.
Вина должностного лица - ведущего специалиста группы по контролю за безопасностью ведения работ и охране труда в строительстве производственно-технического отдела дирекции метро-2 АО "Мосинжпроект" Г.а С.Г. в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в частности : - протоколом об административном правонарушении от 26 аперля 2019г, составленным уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ;
- предписанием от 19 апреля 2019г. об устранении выявленных нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства;
- актом проверки от 19 апреля 2019г. N3036/19;
- копией распоряжения заместителя председателя Комитета государственного строительного надзора города Москвы от 05 апреля 2019г. N РП-3036/19-(0)-0 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении АО "Мосинжпроект";
- копией приказа генерального директора АО "Мосинжпроект" от 07 августа 2018г. N854 о назначении ведущего специалиста группы по контролю за безопасностью ведения работ и охране труда в строительстве производственно-технического отдела дирекции метро-2 АО "Мосинжпроект" Г.а С.Г. ответственным представителем АО "Мосинжпроект" за охрану труда, пожарную и энергетическую безопасность, в том числе, на строительной площадке "Кожуховская линия ст. "Авиамоторная" - ст. "Нижегородская улица". 12-й этап;
- копией Проектной документации;
- фотоматериалом;
- копией договора от 24 августа 2015г. N-213-0615-ЗП-1/Н, заключенного между АО "Мосинжпроект" (заказчик-генподрядчик) и ОАО "Мосметрострой" (подрядчик) на выполнение строительно-монтажных работ по выносу инженерных коммуникаций и строительство перегонных тоннелей включая инженерное обеспечение от камеры съездов ст. "Нижегородская улица" до ст. "Авиамоторная" включая станционный комплекс "Авиамоторная" с комплексом притоннельных сооружений, длинна трассы (с учетом длинны станционного комплекса) составляет (Lобщ = 2900 п.м.) по объекту: "Кожуховская линия. 12 этап ст. "Нижегородская улица" - ст. "Авиамоторная" и другими материалами дела.
Кроме того, как следует из решения, судья исходил и из показаний допрошенного судом первой инстанции в качестве свидетеля главного специалиста Управления пожарного надзора Комитета государственного строительного надзора города Москвы Сидорова П.Д, который показал, что им была осуществлена проверка соблюдения градостроительного законодательства на объекте капитального строительства Кожуховская линия ст. "Авиамоторная" - ст. "Некрасовка". 12-й этап - "Кожуховская линия от ст. "Нижегородская улица" до ст. "Авиамоторная" 12.5 этап - "Подготовительный работы для организации строительства щитовой проходки перегонных тоннелей на участках линии от ст."Нижегородская улица" до ст. "Авиамоторная", в районе станции Авиамоторная в городе Москве, площадка N26. По результатам проверки были выявлены нарушения проектной документации, а также Правил противопожарного режима в РФ, которые отражены в акте проверки и им (Сидоровым) в отношении Г.а С.Г. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, который является ответственным лицом от заказчика за осуществление строительного контроля на основании приказа о назначении ответственного представителя за охрану труда, пожарную и энергетическую безопасность от 07.08.2018г. N854.
Поскольку АО "Мосинжпроект" по указанному проекту, являясь заказчиком и генеральным подрядчиком, строительные работы не выполняет, то на строительной площадке Общество может отвечать только за строительный контроль, иного контроля для заказчика, не выполняющего самостоятельно работы, не существует, в связи с чем Г. С.Г. на основании вышеуказанного приказа может быть ответственным только за осуществление строительного контроля. В ходе производства по делу об административном правонарушении он (Сидоров) копию данного приказа не истребовал, она была получена накануне проведения проверки. В приказе от 27.11.2018 N1286 о назначении ответственных представителей за осуществление строительного контроля отсутствует обязанность осуществлять контроль пожарной безопасности на строительном объекте, а в приказе от 07.08.2018г. N854 у Г.а С.Г. данная обязанность оговорена, поскольку в ходе проверки были выявлены именно нарушения требований противопожарной безопасности, Г. С.Г. несет ответственность за ненадлежащее осуществление строительного контроля.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о совершении должностным лицом - Г.ым С.Г. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.4 КоАП РФ.
Довод жалобы Г.а С.Г. о том, что он не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, поскольку не является лицом, ответственным за осуществление строительного контроля на объекте капитального строительства, так как приказом АО "Мосинжпроект" от 07 августа 2018 года N 854 он назначен ответственным за пожарную и энергетическую безопасность, но не за строительный контроль, не может служить основанием для отмены или изменения решения судьи и постановления должностного лица, поскольку опровергается собранными по делу доказательствами.
Указанный довод был предметом судебного разбирательства суда первой инстанции и отвергая его судья обоснованно исходил из того, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение), которое устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта.
В силу п. 2 данного Положения предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
На основании п. 3 Положения строительный контроль проводится, в том числе, застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля (п. 4 Положения).
Перечень контрольных мероприятий, осуществляемых заказчиком в рамках строительного контроля, установлен п. 6 Положения.
Судья пришел к обоснованным выводам, что анализ приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства заказчик уполномочивает своего работника на осуществление строительного контроля на строительной площадке в целях проведения контрольных мероприятий, установленных п. 6 Положения, направленных, в том числе, на контроль соблюдения подрядной организацией требований противопожарной безопасности и что таким образом, отделение контроля соблюдения требований пожарной безопасности от строительного контроля не допускается, поскольку соблюдение подрядной организацией при выполнении строительных работ требований проектной документации и действующих нормативных правовых актов в сфере противопожарного режима непосредственно влияет на безопасность выполняемых строительных работ.
При этом судья учел, что как усматривается из материалов дела, в целях организации и осуществления контроля за охраной труда, пожарной и энергетической безопасностью на строительной площадке, указанной в постановлении, приказом генерального директора АО "Мосинжпроект" от 07.08.2018г. N854 ответственным представителем назначен Г. С.Г, в обязанности которого входит, в числе прочего, контроль исполнения подрядными организациями требований законодательства и проектной документации по охране труда, пожарной и энергетической безопасности на строительной площадке, а в ходе выездной проверки соблюдения законодательства о градостроительной деятельности в отношении строительства объекта капитального строительства должностным лицом выявлены нарушения именно требований противопожарной безопасности и проектной документации в области противопожарного режима, контроль за соблюдением которых возложен непосредственно на Г.а С.Г.
При таких обстоятельствах, не нахожу оснований не согласиться с выводами судьи первой инстанции, что изложенное свидетельствует о том, что Г.ым С.Г, являющимся ответственным лицом за осуществление контроля со стороны заказчика по соблюдению требований пожарной безопасности, не были исполнены должным образом возложенные на него обязанности, что привело к нарушению требований проектной документации и Правил, что в свою очередь образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Довод жалобы Г.а С.Г. о том, что он не может осуществлять строительный контроль за работами, выполняемыми подрядными организациями ввиду отсутствия у него высшего профессионального образования по специальности "Строительство", не может служить основанием для отмены или изменения решения судьи и постановления должностного лица, поскольку не опровергает выводы судьи и должностного лица о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ т.к. обязанность по осуществлению контроля на строительной площадке возложена на Г.а С.Г. соответствующим распорядительным актом АО "Мосинжпроект", с которым Г. С.Г. был ознакомлен и несогласия с ним не выражал.
Другие доводы жалобы не влияют на правильность вынесенного судьей решения и не могут служить основанием для отмены или изменения решения судьи и постановления должностного лица.
Административное наказание должностному лицу - Г.у С.Г. назначено в пределах санкции ч.1 ст.9.4 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершённого правонарушения, и является справедливым.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых решения судьи и постановления должностного лица по делу не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Лефортовского районного суда г.Москвы от 16 октября 2019 года и Постановление заместителя председателя Комитета государственного строительного надзора города Москвы от 22 мая 2019г. N101Ф по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, в отношении ведущего специалиста группы по контролю за безопасностью ведения работ и охране труда в строительстве производственно-технического отдела дирекции метро-2 АО "Мосинжпроект" Г.а Сергея Геннадьевича - оставить без изменения, а жалобу Г.а С. Г. - без удовлетворения.
Судья Московского
городского суда Д.М. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.