Судья Московского городского суда Харитонов Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" (далее ПАО "МОЭК") по доверенности Гарамита В.В. на решение судьи Мещанского районного суда г.Москвы от 30 октября 2018 года, которым постановлено:
постановление N 0401-883/2018/ЦАО заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 02 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.19 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в отношении ПАО "МОЭК" оставить без изменения, а жалобу ПАО "МОЭК" без удовлетворения, УСТАНОВИЛ:
06 июня 2018г. государственным инспектором города Москвы в области окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Ханбековой Д.В. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.19 КоАП г.Москвы и проведении административного расследования в связи с незаконным уничтожением зеленых насаждений.
17 июля 2018г. государственным инспектором города Москвы в области окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Ханбековой Д.В. в отношении ПАО "МОЭК" был составлен протокол N0604-479/2018г. об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.19 КоАП г.Москвы.
Постановлением 0401-883/2018/ЦАО заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Строгонова Д.В. от 02 августа 2018 года ПАО "МОЭК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.19 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ПАО "МОЭК" по доверенности Чугунов Д. Н. обратился с жалобой в суд, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая на отсутствие события административного правонарушения, так как не правильно определены фактические обстоятельства, материалами дела не подтверждается вывод об уничтожении кустарника при проведении ремонта тепловой сети, при проведении обществом работ по перекладке тепловых сетей кустарник уничтожен не был.
Решением судьи Мещанского районного суда г.Москвы от 30 октября 2018 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, защитник ПАО "МОЭК" Гарамита В.В. обратился с жалобой в Московский городской суд, в которой просит об отмене судебного решения и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Изучив материалы дела, выслушав защитника ПАО "МОЭК" Корневу А.С, поддержавшую доводы жалобы и дополнившую жалобу требованием отменить также и постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 02 августа 2018 года и признавшую при этом факт уничтожения кустарника - Чубушника обыкновенного при производстве аварийных работ по указанному адресу, исследовав материалы административного дела, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения судьи и постановления должностного лица.
В соответствии со ст. 4.19 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", н езаконное уничтожение зеленых насаждений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
В силу ст. 2 Закона города Москвы от 05 мая 1999 г. N 17 "О защите зеленых насаждений" защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены. Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Работы по уходу за зелеными насаждениями, связанные с проведением агротехнических мероприятий, осуществляются специализированными организациями.
Согласно ст. 7 вышеназванного Закона граждане и юридические лица обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях; возмещать вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, в соответствии со ст. 10, 12, 13 настоящего Закона. На озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается повреждать или уничтожать зеленые насаждения, за исключением случаев, установленных ст. 3 настоящего Закона.
Согласно п. 9.5 Постановление Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы" запрещается юридическим и физическим лицам самовольная вырубка и посадка деревьев и кустарников.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства Москвы от 17.05.2013 N 296-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы", Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является специально уполномоченным органом Правительства Москвы по управлению особо охраняемыми природными территориями регионального значения в городе Москве.
Как следует из материалов дела и установлено судьей первой инстанции, по обращению гражданина Раппопорта А.В. от 15 мая 2018 г. по факту незаконного уничтожения кустарника по адресу: г.Москва, Нижний Кисельный пер, д.3, государственным инспектором Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы 06 июня 2018г. возбуждено дело об административном правонарушении. В ходе административного расследования была подтверждена информация об уничтожении кустарника - Чубушника обыкновенного по указанному адресу, также установлено, что ПАО "МОЭК" по указанному адресу проводились работы по ремонту участка теплотрассы, при этом, представитель отдела экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы для уничтожения зеленых насаждений в ходе ликвидации аварийной и чрезвычайной ситуации факсограммой не вызывался.
02 августа 2018 г. заместителем главного государственного инспектора города Москвы в области окружающей среды было рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление, в котором установлено, что ПАО "МОЭК" при проведении работ по аварийному ремонту трубопровода по адресу: г. Москва, Нижний Кисельный пер, д.3, стр.1, допущено незаконное уничтожение зеленых насаждений - одного кустарника Чубушника обыкновенного (N 11 по карте из реестра зеленых насаждений ГБУ "Жилищник Мещанского района"), что является нарушением. Вина общества в совершении административного правонарушения в форме неосторожности выражается в том, что у него имелась возможность для выполнения требований природоохранного законодательства, но обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных требований.
Факт административного правонарушения, предусмотренного ст.4.19 КоАП г.Москвы и вина ПАО "МОЭК" подтверждены материалами дела и в частности: протоколом N 0604-479/2018 от 17 июля 2018г, фотоматериалом, копией дела об административном правонарушении N0401-883/2018/ЦАО и иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ПАО "МОЭК" состава и события административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.19 КоАП г.Москвы.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Учитывая вышеизложенное, нахожу законными и обоснованными выводы судьи, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований природоохранного законодательства, выводы должностного лица о наличии вины ПАО "МОЭК" в совершении вмененного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе административного производства и что действия (бездействие) ПАО "МОЭК" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.4.19 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
При этом учитываю, что в судебном заседании Московского городского суда защитник ПАО "МОЭК" Корнева А.С. признала факт уничтожения кустарника - Чубушника обыкновенного при производстве аварийных работ по указанному адресу.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ПАО "МОЭК" события административного правонарушения, так как не правильно определены фактические обстоятельства, необоснованным является вывод в постановлении об уничтожении кустарника при проведении ремонта тепловой сети, и что при проведении обществом работ по перекладке тепловых сетей кустарник уничтожен не был, опровергаются собранными по делу доказательствами и поэтому не могут послужить основанием для отмены или изменения обжалуемого постановления должностного лица и судебного решения.
Указанный довод был предметом судебного разбирательства и суда первой инстанции, признавая его несостоятельным, судья пришел к законным и обоснованным выводам, что ф актические обстоятельства дела должностным лицом определены правильно, т.к. в постановлении о назначении административного наказания отражены конкретные обстоятельства административного правонарушения, а именно: указано, в связи с чем, заместитель главного государственного инспектора города Москвы в области окружающей среды пришел к выводу о том, что при проведении ремонта тепловой сети ПАО "МОЭК" был уничтожен кустарник, установлена вина общества в совершении указанного правонарушения и объективных доказательств, свидетельствующих о том, что ПАО "МОЭК" при проведении работ по аварийному ремонту трубопровода по адресу: г.Москва, Нижний Кисельный пер, д.3, стр.1, не был уничтожен кустарник, в материалах дела отсутствуют, заявителем суду не представлено.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ПАО "МОЭК" в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст.4.19 КоАП г.Москвы.
Назначенное ПАО "МОЭК" административное наказание согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Мещанского районного суда г.Москвы от 30 октября 2018 года и Постановление N 0401-883/2018/ЦАО заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы от 02 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.19 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", вынесенные в отношении ПАО "МОЭК" оставить без изменения, а жалобу защитника ПАО "МОЭК" без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.М. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.