Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "Ритзон Фреш" П*** Г.С. на постановление судьи Щербинского районного суда г. Москвы от 09 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "Ритзон Фреш", УСТАНОВИЛ
15 мая 2019 года сотрудниками ОКСМ УВМ ГУ МВД России по г.Москве проведена выездная внеплановая проверка иностранных граждан, места пребывания (проживания), места фактического осуществления трудовой деятельности иностранных граждан на территории производственно-складских помещений, расположенных по адресу: ***.
10 июля 2019 года инспектором по ОП ОПНТД ОКСМ УВМ ГУ МВД России по г.Москве составлен протокол об административном правонарушении по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ в отношении ООО "Ритзон Фреш".
Постановлением судьи Щербинского районного суда города Москвы от 09 октября 2019 года ООО "Ритзон Фреш" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 450 000 руб.
В настоящей жалобе генеральный директор ООО "Ритзон Фреш" П*** Г.С. ставит вопрос об отмене судебного постановления. В обоснование жалобы указывает на то, что протокол об административном правонарушении не соответствует требованиям, предусмотренным ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, составлен в отсутствие законного представителя общества, не извещенного о времени и месте составления протокола, копия протокола обществу не направлена; нарушен порядок привлечения ООО "Ритзон Фреш" к административной ответственности, доказательства виновности общества в совершении вмененного правонарушения получены с нарушением закона: проверка проведена на основании распоряжения врио начальника УВМ ГУ МВД России по г.Москве от 15 мая 2019 года N ***, в нарушение требований п.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008г. N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", п.22.1.1 Приказа МВД России N338, ФМС России N97 от 30.04.2009г. " Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда", предусматривающих иные основания для проведения проверки, без извещения ООО "Ритзон Фреш" о проведении проверки; дело рассмотрено в отсутствие законного представителя ООО "Ритзон Фреш", не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что повлекло нарушение права на защиту общества; в нарушение положений ч.1 ст.4.4.1 КоАП РФ суд не произвел замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ.
ООО "Ритзон Фреш" о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, законный представитель, защитник в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. При таких обстоятельствах, исходя из положений ст.ст. 25.4, 25.5 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления судьи районного суда ввиду следующего.
Административная ответственность по ч.1 ст.18.15 КоАП РФ наступает за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этого иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.
Административная ответственность по ч.4 ст.18.15 КоАП РФ наступает за административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
В части 1 Примечания к ст. 18.15 КоАП РФ установлено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В силу ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ) разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002г. N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Согласно ч.1 ст.13.3 Федерального закона от 25 июля 2002г. N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу положений ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, 15 мая 2019 года в 10 час. 00 мин, по адресу: ***, в ходе проведения проверки сотрудниками ОКСМ УВМ ГУ МВД России по г.Москве, был выявлен факт незаконного привлечения юридическим лицом ООО "Ритзон Фреш" к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего гражданки Республики *** К*** Ш.Т, прибывшей на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы, не имеющей патента на осуществление трудовой деятельности в городе федерального значения Москве, в нарушение п. 4 ст.13 Федерального Закона N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 года.
Действия ООО "Ритзон Фреш" квалифицированы по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО "Ритзон Фреш" в его совершении подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств: распоряжением о проведении выездной внеплановой проверки; протоколом осмотра территории с фототаблицей; протоколом об административном правонарушении; постановлением Щербинского районного суда г.Москвы от 16 мая 2019 года о привлечении К*** Ш.Т. к административной ответственности по ч.2 ст.18.10 КоАП РФ; договором субаренды N*** от 16.02.2018г.; рапортом старшего инспектора по ОП ОКСМ УВМ ГУ МВД России по г.Москве; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; актом проверки, иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными должностными лицами, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.
Вопреки доводу жалобы, содержание и оформление протокола об административном правонарушении соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.
Довод о нарушении процедуры привлечения ООО "Ритзон Фреш" к административной ответственности, поскольку протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя общества, не извещенного о времени и месте составления протокола, копия протокола обществу не направлена, является несостоятельным.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что по адресу местонахождения ООО "Ритзон Фреш" посредством телеграфной связи направлено уведомление о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении, телеграмма не доставлена, в связи отсутствием по указанному адресу ООО "Ритзон Фреш" (л.д.77). Риск неблагоприятных последствий ненадлежащей организации деятельности, в части получения поступающей по адресу местонахождения юридического лица корреспонденции, должно нести само лицо.
В связи с неявкой законного представителя ООО "Ритзон Фреш", надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в соответствии с ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ протокол правомерно составлен должностным лицом административного органа в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направлена 12 июля 2019 года ООО "Ритзон Фреш", что подтверждается описью и кассовым чеком (л.д.81).
Вопреки доводу жалобы, о времени и месте судебного заседания ООО "Ритзон Фреш" извещено надлежащим образом, посредством направления по адресу местонахождения общества судебной повестки (л.д.77), которая, согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ***прибыла в место вручения 17 сентября 2019 года и после неудачной попытки вручения 17 сентября 2019 года, была вручена адресату 24 сентября 2019 года (л.д.78-79).
Выводы судьи о виновности ООО "Ритзон Фреш" в совершении вышеуказанного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
К выводу о виновности ООО "Ритзон Фреш" в совершении административного правонарушения и квалификации его действий по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ судья пришел на основании объективного исследования представленных в материалы дела доказательств, достоверность и допустимость всех доказательств проверена, каких-либо неустранимых сомнений в виновности ООО "Ритзон Фреш" в совершении вмененного правонарушения по делу не усматривается.
Данные доказательства исследованы и оценены судом в их совокупности, обоснованно признаны последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, что нашло свое отражение в обжалуемом постановлении, которое является мотивированным и отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Доводы жалобы о незаконности проведенной проверки являются несостоятельными.
Согласно п.п.30-33 Административного регламента по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников, утв. Приказом ФМС России N 367, МВД России N 807 от 31.07.2015г, подразделения системы ФМС России проводят выездные и документарные проверки.
Выездная проверка может быть плановой или внеплановой.
Выездная проверка осуществляется, в том числе, по месту фактического осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами.
В случае выявления нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, допущенных иностранными гражданами в местах их пребывания (проживания), выявленных по адресу, указанному в распоряжении о проведении проверки, при установлении факта осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности с нарушением положений миграционного законодательства Российской Федерации, уполномоченными должностными лицами подразделений системы ФМС России в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя или физического лица, привлекающих иностранных работников, дополнительно издается распоряжение о проведении проверки в отношении данных лиц либо возбуждается дело об административном правонарушении и проводится административное расследование.
Из материалов дела усматривается, что сотрудниками ОКСМ УВМ ГУ МВД России по г.Москве проведена выездная внеплановая проверка мест пребывания (проживания) фактического осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами по адресу: ***, где осуществлялись трудовые функции иностранными гражданами, в ходе которой был выявлен факт нарушения ООО "Ритзон Фреш" ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, что в соответствии с п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и проведения административного расследования в отношении ООО "Ритзон Фреш". Кроме того, Приказ МВД России N338, ФМС России N97 от 30.04.2009г, на который ссылается заявитель, на момент выявления правонарушения утратило силу.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что ООО "Ритзон Фреш" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно требований ч.1 ст. 13.13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООО "Ритзон Фреш" имелась, доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований обществом не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия ООО "Ритзон Фреш" по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении.
Несогласие с состоявшимся по делу постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч.4 ст.18.15 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера правонарушения, посягающего на интересы государства в области миграционного законодательства, имущественного положения юридического лица, является справедливым и соразмерным содеянному.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на юридическое лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
Также отсутствуют основания для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, на что заявитель указывает в жалобе. В отсутствие совокупности всех обстоятельств, перечисленных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст.1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности, а также порядок и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
Постановление судьи Щербинского районного суда г. Москвы от 09 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "Ритзон Фреш" оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "Ритзон Фреш" П*** Г.С. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.