Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Москве Шейдина Д.С. на постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 16 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени метрополитен имени В.И. Ленина" (далее - ГУП "Московский метрополитен"), УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 16 июля 2019 года ГУП "Московский метрополитен" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Государственный инспектор по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Москве Шейдин Д.С, н е согласившись с вышеназванным судебным актом Мещанского районного суда г. Москвы, обратился с жалобой в Московский городской суд, указывая на незаконность действий суда первой инстанции по объединению в одно производство 10 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначении одного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В судебное заседание г осударственный инспектор по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Москве Шейдин Д.С, явился, доводы жалобы поддержал, просил отменить обжалуемый судебный акт, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции для решения вопроса о назначении административного наказания по каждому событию правонарушения, изложенному в протоколах об административных правонарушениях.
Защитник
ГУП "Московский метрополитен" по доверенности Бочаров И.В. возражал против удовлетворения жалобы, полагая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, представил письменный отзыв на жалобу должностного лица.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников судебного процесса, прихожу к следующему выводу.
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, выражается в повторном совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи.
Объективную сторону правонарушения по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ необходимо рассматривать во взаимосвязи со ст. 4.6 КоАП РФ, устанавливающей, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Ввиду изложенного, квалификации по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ подлежат действия лица, которое в течение установленного в ст. 4.6 КоАП РФ срока уже было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или частью 13 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Статьей 37 названного Федерального закона установлена обязанность руководителей организации соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
На основании ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности отнесены федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Исходя из положений того же Федерального закона, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности и пожарный риск не превышает допустимых значений.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, 24.06.2019 ОНТ УНПР ГУ МЧС России по г. Москве проведена внеплановая выездная проверка ГУП "Московский метрополитен" с целью контроля за исполнением предписания указанного органа от 04.06.2018 N **** об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.05.2019 в помещениях тяговой подстанции "Т-17" по адресу: ****. В рамках данной проверки выявлено невыполнение ГУП "Московский метрополитен" упомянутого предписания, которое не обжаловалось и сроки устранения которого не продлевались.
При этом ранее вступившим в законную силу 29.06.2018 постановлением мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района г. Москвы от 18.06.2018 N *** (N 5-**, N 5-**, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***) ГУП "Московский метрополитен" привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Факт повторного невыполнения предписания послужил основанием для составления 26.06.2019 должностным лицом отдела надзора на транспорте Управления надзорной деятельности и профилактической рабаты ГУ МЧС России по г. Москве в отношении ГУП "Московский метрополитен" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
24.06.2019 ОНТ УНПР ГУ МЧС России по г. Москве проведена внеплановая выездная проверка ГУП "Московский метрополитен" с целью контроля за исполнением предписания указанного органа от 04.06.2018 N *** об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.05.2019 в помещениях тяговой подстанции "Т-16" по адресу: ***. В рамках данной проверки выявлено невыполнение ГУП "Московский метрополитен" упомянутого предписания, которое не обжаловалось и сроки устранения которого не продлевались.
При этом ранее вступившим в законную силу 29.06.2018 постановлением мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района г. Москвы от 18.06.2018 N 5-*** (N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-**, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***) ГУП "Московский метрополитен" привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Факт повторного невыполнения предписания послужил основанием для составления 26.06.2019 должностным лицом отдела надзора на транспорте Управления надзорной деятельности и профилактической рабаты ГУ МЧС России по г. Москве в отношении ГУП "Московский метрополитен" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
26.06.2019 ОНТ УНПР ГУ МЧС России по г. Москве проведена внеплановая выездная проверка ГУП "Московский метрополитен" с целью контроля за исполнением предписания указанного органа от 04.06.2018 N *** об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.05.2019 в помещениях тяговой подстанции "Т-27" по адресу: ***. В рамках данной проверки выявлено невыполнение ГУП "Московский метрополитен" упомянутого предписания, которое не обжаловалось и сроки устранения которого не продлевались.
При этом ранее вступившим в законную силу 29.06.2018 постановлением мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района г. Москвы от 18.06.2018 N 5-*** (N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***) ГУП "Московский метрополитен" привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Факт повторного невыполнения предписания послужил основанием для составления 27.06.2019 должностным лицом отдела надзора на транспорте Управления надзорной деятельности и профилактической рабаты ГУ МЧС России по г. Москве в отношении ГУП "Московский метрополитен" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
26.06.2019 ОНТ УНПР ГУ МЧС России по г. Москве проведена внеплановая выездная проверка ГУП "Московский метрополитен" с целью контроля за исполнением предписания указанного органа от 04.06.2018 N ***1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.05.2019 в помещениях тяговой подстанции "Т-25" по адресу: ***. В рамках данной проверки выявлено невыполнение ГУП "Московский метрополитен" упомянутого предписания, которое не обжаловалось и сроки устранения которого не продлевались.
При этом ранее вступившим в законную силу 29.06.2018 постановлением мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района г. Москвы от 18.06.2018 N 5-*** (N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***) ГУП "Московский метрополитен" привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Факт повторного невыполнения предписания послужил основанием для составления 27.06.2019 должностным лицом отдела надзора на транспорте Управления надзорной деятельности и профилактической рабаты ГУ МЧС России по г. Москве в отношении ГУП "Московский метрополитен" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
26.06.2019 ОНТ УНПР ГУ МЧС России по г. Москве проведена внеплановая выездная проверка ГУП "Московский метрополитен" с целью контроля за исполнением предписания указанного органа от 18.06.2018 N *** об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.05.2019 в помещениях тяговой подстанции "Т-24" по адресу: ***. В рамках данной проверки выявлено невыполнение ГУП "Московский метрополитен" упомянутого предписания, которое не обжаловалось и сроки устранения которого не продлевались.
При этом ранее вступившим в законную силу 10.07.2018 постановлением мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района г. Москвы от 28.06.2018 N 5-*** (N 5-***) ГУП "Московский метрополитен" привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Факт повторного невыполнения предписания послужил основанием для составления 27.06.2019 должностным лицом отдела надзора на транспорте Управления надзорной деятельности и профилактической рабаты ГУ МЧС России по г. Москве в отношении ГУП "Московский метрополитен" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
26.06.2019 ОНТ УНПР ГУ МЧС России по г. Москве проведена внеплановая выездная проверка ГУП "Московский метрополитен" с целью контроля за исполнением предписания указанного органа от 18.06.2018 N *** об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.05.2019 в помещениях тяговой подстанции "Т-23" по адресу: ***. В рамках данной проверки выявлено невыполнение ГУП "Московский метрополитен" упомянутого предписания, которое не обжаловалось и сроки устранения которого не продлевались.
При этом ранее вступившим в законную силу 10.07.2018 постановлением мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района г. Москвы от 28.06.2018 N 5-***(N 5-***) ГУП "Московский метрополитен" привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Факт повторного невыполнения предписания послужил основанием для составления 27.06.2019 должностным лицом отдела надзора на транспорте Управления надзорной деятельности и профилактической рабаты ГУ МЧС России по г. Москве в отношении ГУП "Московский метрополитен" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
24.06.2019 ОНТ УНПР ГУ МЧС России по г. Москве проведена внеплановая выездная проверка ГУП "Московский метрополитен" с целью контроля за исполнением предписания указанного органа от 04.06.2018 N *** об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.05.2019 в помещениях тяговой подстанции "Т-15" по адресу: ***. В рамках данной проверки выявлено невыполнение ГУП "Московский метрополитен" упомянутого предписания, которое не обжаловалось и сроки устранения которого не продлевались.
При этом ранее вступившим в законную силу 29.06.2018 постановлением мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района г. Москвы от 18.06.2018 N 5-*** (N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***) ГУП "Московский метрополитен" привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Факт повторного невыполнения предписания послужил основанием для составления 26.06.2019 должностным лицом отдела надзора на транспорте Управления надзорной деятельности и профилактической рабаты ГУ МЧС России по г. Москве в отношении ГУП "Московский метрополитен" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
24.06.2019 ОНТ УНПР ГУ МЧС России по г. Москве проведена внеплановая выездная проверка ГУП "Московский метрополитен" с целью контроля за исполнением предписания указанного органа от 04.06.2018 N *** об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.05.2019 в помещениях тяговой подстанции "Т-19" по адресу: ***. В рамках данной проверки выявлено невыполнение ГУП "Московский метрополитен" упомянутого предписания, которое не обжаловалось и сроки устранения которого не продлевались.
При этом ранее вступившим в законную силу 29.06.2018 постановлением мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района г. Москвы от 18.06.2018 N 5-*** (N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***) ГУП "Московский метрополитен" привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Факт повторного невыполнения предписания послужил основанием для составления 26.06.2019 должностным лицом отдела надзора на транспорте Управления надзорной деятельности и профилактической рабаты ГУ МЧС России по г. Москве в отношении ГУП "Московский метрополитен" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
24.06.2019 ОНТ УНПР ГУ МЧС России по г. Москве проведена внеплановая выездная проверка ГУП "Московский метрополитен" с целью контроля за исполнением предписания указанного органа от 04.06.2018 N *** об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.05.2019 в помещениях тяговой подстанции "Т-18" по адресу: ***. В рамках данной проверки выявлено невыполнение ГУП "Московский метрополитен" упомянутого предписания, которое не обжаловалось и сроки устранения которого не продлевались.
При этом ранее вступившим в законную силу 29.06.2018 постановлением мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района г. Москвы от 18.06.2018 N 5-*** (N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***) ГУП "Московский метрополитен" привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Факт повторного невыполнения предписания послужил основанием для составления 26.06.2019 должностным лицом отдела надзора на транспорте Управления надзорной деятельности и профилактической рабаты ГУ МЧС России по г. Москве в отношении ГУП "Московский метрополитен" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
24.06.2019 ОНТ УНПР ГУ МЧС России по г. Москве проведена внеплановая выездная проверка ГУП "Московский метрополитен" с целью контроля за исполнением предписания указанного органа от 04.06.2018 N *** об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.05.2019 в помещениях тяговой подстанции "Т-20" по адресу: ***. В рамках данной проверки выявлено невыполнение ГУП "Московский метрополитен" упомянутого предписания, которое не обжаловалось и сроки устранения которого не продлевались.
При этом ранее вступившим в законную силу 29.06.2018 постановлением мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района г. Москвы от 18.06.2018 N 5-*** (N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***, N 5-***) ГУП "Московский метрополитен" привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 70 000 рублей.
Факт повторного невыполнения предписания послужил основанием для составления 26.06.2019 должностным лицом отдела надзора на транспорте Управления надзорной деятельности и профилактической рабаты ГУ МЧС России по г. Москве в отношении ГУП "Московский метрополитен" протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Судья районного суда, установив, что ГУП "Московский метрополитен" должностным лицом вменен один и тот же состав правонарушения - ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, так как Предприятие не выполнило в установленный срок до 01.05.2019 предписания от 04.06.2018 N ***, от 04.06.2018 N ***, от 04.06.2018 N ***1, от 04.06.2018 N ***, от 18.06.2018 N ***, от 18.06.2018 N ***, от 04.06.2018 N ***, от 04.06.2018 N ***, от 04.06.2018 N ***, от 04.06.2018 N ***, пришел к выводу о наличии оснований для объединения дел в одно производство, поскольку проверка исполнения предписаний проводилась в отношении одного юридического лица ГУП "Московский метрополитен", фактически в одно и то же время, предписания имели один срок исполнения до 01.05.2019.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ГУП "Московский метрополитен" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от 26.06.2019 N ***, в котором изложено существо правонарушения; предписанием от 04.06.2018 N *** об устранении нарушений требований пожарной безопасности со сроком устранения нарушений до 01.05.2019; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки в целях контроля исполнения предписания; актом проверки от 24.06.2019; копией постановления мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района города Москвы от 18.06.2018; протоколом об административном правонарушении от 26.06.2019 N ***, в котором изложено существо правонарушения; предписанием от 04.06.2018 N *** об устранении нарушений требований пожарной безопасности со сроком устранения нарушений до 01.05.2019; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки в целях контроля исполнения предписания; актом проверки от 24.06.2019; копией постановления мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района города Москвы от 18.06.2018; протоколом об административном правонарушении от 27.06.2019 N ***, в котором изложено существо правонарушения; предписанием от 04.06.2018 N *** об устранении нарушений требований пожарной безопасности со сроком устранения нарушений до 01.05.2019; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки в целях контроля исполнения предписания; актом проверки от 26.06.2019; копией постановления мирового судьи судебного участка N *** Мещанского района города Москвы от 18.06.2018; протоколом об административном правонарушении от 27.06.2019 N ***, в котором изложено существо правонарушения; предписанием от 04.06.2018 N *** об устранении нарушений требований пожарной безопасности со сроком устранения нарушений до 01.05.2019; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки в целях контроля исполнения
предписания; актом проверки от 26.06.2019; копией постановления мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района города Москвы от 18.06.2018; протоколом об административном правонарушении от 27.06.2019 N ***, в котором изложено существо правонарушения; предписанием от 18.06.2018 N *** об устранении нарушений требований пожарной безопасности со сроком устранения нарушений до 01.05.2019; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки в целях контроля исполнения предписания; актом проверки от 26.06.2019; копией постановления мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района города Москвы от 28.06.2018; протоколом об административном правонарушении от 27.06.2019 N ***, в котором изложено существо правонарушения; предписанием от 18.06.2018 N *** об устранении нарушений требований пожарной безопасности со сроком устранения нарушений до 01.05.2019; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки в целях контроля исполнения предписания; актом проверки от 26.06.2019; копией постановления мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района города Москвы от 28.06.2018; протоколом об административном правонарушении от 26.06.2019 N ***, в котором изложено существо правонарушения; предписанием от 04.06.2018 N *** об устранении нарушений требований пожарной безопасности со сроком устранения нарушений до 01.05.2019; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки в целях контроля исполнения предписания; актом проверки от 24.06.2019; копией постановления мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района города Москвы от 18.06.2018; протоколом об административном правонарушении от 26.06.2019 N ***, в котором изложено существо правонарушения; предписанием от 04.06.2018 N *** об устранении нарушений требований пожарной безопасности со сроком устранения нарушений до 01.05.2019; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки в целях контроля исполнения предписания; актом проверки от 24.06.2019; копией постановления мирового
судьи судебного участка N 410 Мещанского района города Москвы от 18.06.2018; протоколом об административном правонарушении от 26.06.2019 N ***, в котором изложено существо правонарушения; предписанием от 04.06.2018 N *** об устранении нарушений требований пожарной безопасности со сроком устранения нарушений до 01.05.2019; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки в целях контроля исполнения предписания; актом проверки от 24.06.2019; копией постановления мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района города Москвы от 18.06.2018; протоколом об административном правонарушении от 26.06.2019 N ***, в котором изложено существо правонарушения; предписанием от 04.06.2018 N *** об устранении нарушений требований пожарной безопасности со сроком устранения нарушений до 01.05.2019; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки в целях контроля исполнения предписания; актом проверки от 24.06.2019; копией постановления мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района города Москвы от 18.06.2018; иными материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины ГУП "Московский метрополитен" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Предприятием приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, действия ГУП "Московский метрополитен" по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Постановление о привлечении ГУП "Московский метрополитен" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
В настоящей жалобе должностное лицо - г осударственный инспектор по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Москве Шейдин Д.С. указывает на незаконность действий суда первой инстанции по объединению в одно производство 10 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначении одного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, просит отменить обжалуемый судебный акт, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции для решения вопроса о назначении административного наказания по каждому событию правонарушения, изложенному в протоколах об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанные требования заявителя жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Право окончательной квалификации содеянного, а также определение вида и размера административного наказания, наличие и отсутствие смягчающих или отягчающих административную ответственность обстоятельств, принадлежит судье, рассматривающему дело по существу.
Согласно п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей назначено судьей ГУП "Московский метрополитен" в пределах санкции ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, отвечает принципам соразмерности и справедливости, применено судьей с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, задач законодательства об административных правонарушениях, требований ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
Кроме того, согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Из данной нормы следует, что не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, только в одном случае - когда потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Таким образом, положения гл. 30 КоАП РФ не предусматривают возможность удовлетворения жалобы должностного лица на мягкость примененного наказания по результатам рассмотрения жалобы на не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении.
В рассматриваемом случае с жалобой на мягкость примененного административного наказания обратилось должностное лицо, что не согласуется с приведенными положениями указанного Кодекса.
Следует также отметить, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Предприятия дела об административном правонарушении, имели место 02 мая 2019 года.
Статьей 4.5 КоАП РФ установлен срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 14 ст. 19.5 КоАП г. Москвы, который составляет 3 (три) месяца.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек 02 августа 2019 года.
Согласно положениям ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено решение, которым усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Таким образом, оснований для отмены постановления судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 16 июля 2019 года и направлении дела на новое рассмотрение для решения вопроса о назначении административного наказания по каждому событию правонарушения, изложенному в протоколах об административных правонарушениях, не имеется, поскольку обратное повлечет ухудшение положения лица, привлеченного к ответственности, что по смыслу вышеуказанных норм КоАП РФ - не допустимо.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 16 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении, ГУП города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени метрополитен имени В.И. Ленина" - оставить без изменения, жалобу государственного инспектора по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Москве Шейдина Д.С. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.