Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО "Терра ТС" Клотынь Н.В. на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 13.09.2019, которым ООО "Терра ТС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200000 рублей, УСТАНОВИЛ:
12.08.2019 советником инспекции административных расследований Департамента культурного наследия г.Москвы в отношении ООО "Терра ТС" составлен протокол N 16-203 АД2019 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд г. Москвы.
Постановлением судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 13.09.2019 ООО "Терра ТС" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор ООО "Терра ТС" Клотынь Н.В. ставит вопрос об отмене состоявшегося постановления, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает на его незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
Законный представитель ООО "Терра ТС" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, направил защитника Буянову А.А, которая доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Буяновой А.А, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.
Административная ответственность по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судьёй районного суда, распоряжением Правительства Москвы от 02.11.2009 N2844-РП объект культурного наследия регионального значения "Пивоваренный завод с 1870-х гг.- завод "Московская Бавария", с 1886 г. - завод "Русского товарищества пиво-медоварения в Москве" XIX в.", расположенный по адресу: г.Москва, 4-й Сыромятнический пер, д.1, стр.1-2, д.1/8, стр.6-10 принят под охрану.
Распоряжением Департамента культурного наследия г.Москвы от 27.01.2012 утвержден предмет охраны. Постановлением Правительства Москвы от 03 августа 2010 года N672-ПП утверждены границы территории Объекта. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09.04.2004 N77 АБ 534372 собственником здания (общей площадью 318, 3 кв.м.) по адресу: г.Москва, Мрузовский пер, д.12А, стр.1 является ООО "Терра ТС".
Согласно договору долгосрочной аренды земельного участка от 13.05.2005 NМ-01-28749, заключенного между Департаментом земельных ресурсов г.Москвы и ООО "Терра ТС", земельный участок площадью 0, 0292 га, имеющий адресный ориентир: г.Москва, Мрузовский пер, д.12А, стр.1 передан в пользование ООО "Терра ТС" сроком до 14.10.2029.
01.07.2019 должностным лицом Департамента культурного наследия г.Москвы на основании задания на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия проведен осмотр объекта культурного наследия федерального значения "Пивоваренный завод с 1870-х гг.- завод "Московская Бавария", с 1886 г. - завод "Русского товарищества пиво-медоварения в Москве" XIX в.", расположенного по адресу: г.Москва, 4-й Сыромятнический пер, д.1, стр.1-2, д.1/8, стр.6-10, в ходе которого было установлено, что в границах территории Объекта расположено здание с адресным ориентиром Мрузовский пер, д.12А, стр.1 Указанное здание расположено в границах территории Объекта, а также на территории объекта археологического наследия федерального значения "Сыромятническая слобода", XVI - XVII вв. н.э." и на территории выявленного объекта археологического наследия "Культурный слой в границах г.Москвы XVIII в. (Камер-Коллежского вала)". В ходе осмотра зафиксировано проведение ООО "Терра ТС" в нарушение требования ст.ст. 30, 36, 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ строительных и иных работ на территории Объекта по зданию с адресным ориентиром: г.Москва, Мрузовский пер, д.12А, стр.1 (ведется устройство кирпичной кладки внешней стены, выполнено устройство кирпичной кладки фрагментов стены здания, проведение земляных работ на территории Объекта), без согласованной проектной документации и разрешения на проведение работ по сохранению Объекта и объектов археологического наследия.
Данные действия ООО "Терра ТС" квалифицированы по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы факт совершения административного правонарушения и вина ООО "Терра ТС" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: жалобой ООО "МВК Эстейт"; заданием на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия от 01.07.2019; актом осмотра объекта культурного наследия и его территории от 01.07.2019; фотоматериалом; предписанием о приостановлении работ от 03.07.2019; выпиской из ЕГРН; выпиской из ЕГРЮЛ; распоряжением Правительства Москвы от 02.11.2009 об отнесении выявленных объектов культурного наследия г..Москвы к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения; постановлением Правительства Москвы от 03.08.2010 об утверждении границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных между Садовым кольцом и границей Центрального административного округа г..Москвы; приказом от 21.04.2011 Росохранкультуры об утверждении правовых режимов использования земельных участков в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в г..Москве между Садовым кольцом и границей Центрального административного округа; распоряжением от 27.01.2012 Департамента культурного наследия г..Москвы об утверждении особенностей объекта культурного наследия регионального значения, послуживших основанием для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению (предмета охраны); письмом главного археолога Москвы Кондрашова Л.В. генеральному директору ООО "Терра ТС"; письмом Заместителя Префекта ЦАО г..Москвы в Инспекцию по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия; актом обследования
территории от 02.07.2019; протоколом опроса свидетеля Шубиной К.С.; письменными объяснениями генерального директора Калядина Ю.В.; свидетельством о государственной регистрации права; договором о предоставлении участка; протоколом об административном правонарушении от 12.08.2019, составленным в отношении ООО "Терра ТС" по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Представленные доказательства обоснованно признаны судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия ООО "Терра ТС" правильно квалифицированы по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, т.к. данная организация нарушила требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО "Терра ТС" состава вмененного правонарушения, поскольку организацией производились только внутренние отделочные работы, которые не затрагивали объектов культурного наследия, являлись предметом проверки суда первой инстанции, при этом суд обоснованно отверг их как несостоятельные. Из представленных в дело материалов усматривается, что ООО "Терра ТС" в юридически значимый период на территории Объекта по зданию с адресным ориентиром: г.Москва, Мрузовский пер, д.12А, стр.1 проводило капитальные работы, в т.ч. устройство кирпичной кладки внешней стены, устройство кирпичной кладки фрагментов стены здания, проведение земляных работ на территории Объекта, без согласованной проектной документации и разрешения на проведение работ по сохранению Объекта и объектов археологического наследия, что объективно подтверждается содержанием имеющихся в деле фотоматериалов.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия, согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3, включает в себя, в том числе: -установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом; -установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; -согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; -выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; -установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений; -иные мероприятия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 под сохранением объекта культурного наследия понимается - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В соответствии с ч. 2 ст. 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
В рамках полномочий, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 154-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы", Мосгорнаследие в установленном порядке применяет предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы меры ограничительного, предупредительного, профилактического и иного характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений физическими или юридическими лицами требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО "Терра ТС" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
Довод заявителя о малозначительности совершенного правонарушения является несостоятельным.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из разъяснений п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая обстоятельства совершенного ООО "Терра ТС" правонарушения, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену обжалуем ого постановления судьи.
Административное наказание назначено ООО "Терра ТС" в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Замоскворецкого районного суда города Москвы от 13.09.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "Терра ТС" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.