Судья Московского городского суда Харитонов Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Государственного унитарного предприятия г.Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен им. В.И.Ленина" Молочникова Д.А. на постановление старшего государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы N0403-900/2019/ЦАО от 15 июля 2019 года и решение судьи Мещанского районного суда г.Москвы от 11 сентября 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Государственного унитарного предприятия г.Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен им. В.И.Ленина", УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы N0403-900/2019/ЦАО от 15 июля 2019 г. Государственное унитарное предприятие г.Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен им. В.И.Ленина" (далее - ГУП "Московский метрополитен", Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и Предприятию назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ГУП "Московский метрополитен" Молочников Д.А. обратился с жалобой в Мещанский районный суд г.Москвы, судьей которого постановлено вышеизложенное решение.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица и решением судьи, защитник ГУП "Московский метрополитен" Молочников Д.А. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просил отменить постановление должностного лица и решение судьи, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Исследовав представленные материалы дела; выслушав защитника ГУП "Московский метрополитен" Молочникова Д.А, поддержавшего доводы жалобы; опросив в качестве свидетеля государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Ханбекову Д.В, возражавшую против доводов жалобы и полагавшую, что ГУП "Московский метрополитен" законно и обоснованно привлечено к административной ответственности; проверив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда и постановления должностного лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 24.06.1998г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В силу п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения Отделом экологического контроля ЦАО г. Москвы мероприятий по контролю в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений, в частности, в области обращения с отходами производства и потребления, 29 марта 2019 г. произведено обследование территории Мещанского района г. Москвы по адресу: г.Москва, пр-т Мира, д.92, стр.1 (земельный участок с кадастровым номером 77:77:10100286:01, находящийся в аренде ГУП "Московский метрополитен"), в ходе которого выявлены навалы строительного мусора. На момент осмотра территории был произведен отбор объединенных проб для установления класса опасности отхода. По результатам исследования отходов (протоколы исследования отходов от 08 апреля 2019 г.), они относятся к 5 классу опасности.
Данные действия ГУП "Московский метрополитен" квалифицированы по ст.8.2 КоАП РФ.
Вина ГУП "Московский метрополитен" в совершении вмененного административного правонарушения подтверждается : протоколом об административном правонарушении; актом о проведении мероприятий по контролю N0607-269/2019 от 29 марта 2019 г.; фотоматериалом и другими материалами дела.
Кроме того, в настоящем судебном заседании, после предупреждения об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст.17.9 КоАП РФ, была опрошена государственный инспектор г. Москвы в области охраны окружающей среды Ханбекова Д.В, которая пояснила, что земельный участок по вышеуказанному адресу, с кадастровым номером 77:77:10100286:01, принадлежит ГУП "Московский метрополитен", которым были допущены навалы строительного мусора относящегося к 5 классу опасности, чем нарушены требования ст.ст.39, 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Оснований не доверять показаниям данного свидетеля не имеется, поскольку они последовательны и подтверждаются иными исследованными судьей районного суда доказательствами.
Таким образом, действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, судья первой инстанции пришел к правильному выводу о совершении ГУП "Московский метрополитен" административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, поскольку основанием для привлечения ГУП "Московский метрополитен" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.10 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в соответствии с постановлением и.о. зам.начальника инспекции по контролю за благоустройством городских территорий ОАТИ г. Москвы от 18 апреля 2019 г. N 19-51-К09-00053/01 послужили нарушения, выявленные инспекцией по результатам осуществления мер контроля за благоустройством городских территорий. В ходе обследования 18 марта 2019 г. земельного участка с кадастровым номером 77:77:10100286:01 по адресу: г.Москва, пр-т Мира, д.92, стр.1, выявлено захламление территории земельного участка, складирование грунта с включениями строительного мусора, наличие бытового мусора, чем нарушены требования п. 10.1, 10.2, 4.5.18 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 9 ноября 1999 г. N 1018.
Между тем, в ходе проведения Отделом экологического контроля ЦАО г.Москвы мероприятий по контролю в области обращения с отходами производства и потребления 29 марта 2019 г. произведено обследование земельного участка с кадастровым номером 77:77:10100286:01 по адресу: г.Москва, пр-т Мира, д.92, стр.1, в ходе которого выявлены навалы строительного мусора, чем нарушены требования ст.ст. 39, 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В связи с изложенным, судья первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что основаниями для привлечения предприятия к административной ответственности послужили нарушения, выявленные при проведении разных мероприятий по контролю от 18 марта 2019г. и 29 марта 2019г, а предприятием допущены разные нарушения: в сфере внешнего благоустройства, порядка уборки и содержания городских территорий (захламление территории) и в области охраны окружающей среды (угроза причинения вреда окружающей среде). Довод жалобы об обратном не может служить основанием для отмены или изменения постановления должностного лица и судебного решения.
Вопреки доводам жалобы, в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, и объективно выяснены фактические обстоятельства дела. В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлено наличие события административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что на момент проведения проверки ГУП "Московский метрополитен" применялись меры к устранению нарушения, выявленное ранее ОАТИ г.Москвы, не могут служить основанием для отмены или изменения постановления должностного лица и судебного решения, поскольку характер совершенного Предприятием административного правонарушения и степень его общественной опасности сами по себе свидетельствуют об отсутствии малозначительности, ввиду отсутствия у Предприятия препятствий для соблюдения экологических требований.
Также учитываю, что ГУП "Московский метрополитен" назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст.8.2 КоАП РФ
Доводы жалобы не влияют на правильность вынесенных по делу актов и не могут служить основанием для отмены решения судьи и постановления должностного лица.
Административное наказание ГУП "Московский метрополитен" назначено в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершённого правонарушения, и является справедливым.
Принцип презумпции невиновности нарушен не был, бремя доказывания распределено с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу ГУП "Московский метрополитен" по делу не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и судебного решения, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30. 8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора г. Москвы в области охраны окружающей среды Управления государственного экологического контроля Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы N0403-900/2019/ЦАО от 15 июля 2019 года и решение судьи Мещанского районного суда г.Москвы от 11 сентября 2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении Государственного унитарного предприятия г.Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен им. В.И.Ленина" - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.М.Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.