Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ГУП "Московский метрополитен" по доверенности Худякова О.И. на постановление главного (заместителя главного) государственного санитарного врача по г. Москве N *** от 11 июня 2019 года, решение судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 10 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ в отношении ГУП "Московский метрополитен", УСТАНОВИЛ:
постановлением главного (заместителя главного) государственного санитарного врача по г. Москве N *** от 11 июня 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 10 октября 2019 года, ГУП "Московский метрополитен" (далее - Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
На данные постановление должностноголица и решение судьизащитником ГУП "Московский метрополитен" по доверенности Худяковым О.И. поданажалоба в Московский городской суд, в которой поставлен вопрос об их отмене. В обоснование жалобы защитникуказывает на то, что все действия сотрудников Филиала ФБУЗ "Центр" по обследованию станций метрополитена были произведены на территории предприятия без участия уполномоченных представителей ГУП "Московский метрополитен" с нарушением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
ЗащитникиГУП "Московский метрополитен" Худяков О.И, Балаев А.Е. в судебное заседание явились, доводы жалобы поддержали.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитников, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 6.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Привлекая ГУП "Московский Метрополитен" к административной ответственности по ст.6.4 КоАП РФ, должностное лицо административного органа исходило из того, что в ходе проверки, проведенной 23 мая 2019 года в 16 час. 00 мин. станций ГУП "Московский метрополитен": "***" *** линии, филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, сооружений и транспорта, допущенные ГУП "Московский метрополитен" по адресу: ***, а именно: с огласно экспертному заключению филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" на метрополитене N *** от 21 мая 2019 года (вх. N *** от 23 мая 2019 года) на станции метро "***" *** линии ГУП "Московский метрополитен" в районе флюгарки (отдельно стоящее сооружение, относящееся к ЭМС), идущей из понизительной (СЭС) присутствует очень большая активность голубей и крыс. Имеются многочисленные крысиные норы разной степени свежести и следы их жизнедеятельности (акт проведения объективного контроля заселенности грызунами зданий, сооружений и объектов ГУП "Московский метрополитен" N *** от 21 мая 2019 года, фотоматериалы), что является нарушением ст. 11, 24 Федерального закона от дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; п. 3.5, подп. В, Г п.3.6 СП 3.5.3.3223- 14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведении дератизационных мероприятий".
Указанные действия ГУП "Московский метрополитен" квалифицированы по ст. 6.4 КоАП РФ.
Проверяя законность и обоснованность указанного постановления должностного лица, судья районного суда счел доказанным наличие в действиях Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ, при этом, судьей отклонены как несостоятельные доводы стороны защиты о том, что проверка деятельности ГУП "Московский метрополитен" произведена административным органом с грубым нарушением законодательства.
Между тем, с приведенными выводами судьи районного суда, а также с выводами должностного лица административного органа согласиться нельзя, поскольку они сделаны без надлежащей проверки всех фактических обстоятельств по делу, без правовой оценки представленных заявителем в обоснование своих доводов доказательств, приобщенных к материалам дела.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с положениями ст.ст. 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ч.ч.1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что Управлением Роспотребнадзора по г. Москве 06 мая 2019 года в рамках проведения объективного контроля заселенности грызунами зданий, сооружений и объектов ГУП "Московский метрополитен" выдано поручение N ***, согласно которому ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве необходимо провести оценку качества дератизационных мероприятий на 2 станциях ГУП "Московский метрополитен", результаты представить в виде акта санитарно-гигиенического обследования с фотоматериалами, экспертного заключения (л.д. 23).
По результатам исследований Филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" было составлено экспертное заключение, которое передано в Управление Роспотребнадзора по г. Москве. 03 июня 2019 года заместителем начальника отдела надзора за условиями труда и радиационной безопасностью Управления Роспотребнадзора по г. Москве в отношении ГУП "Московский метрополитен" составлен протокол об административном правонарушении, а 11 июня 2019 года предприятие привлечено к административной ответственности по ст.6.4 КоАП РФ.
При изучении административного материала, представленного Управлением Роспотребнадзора по г. Москве в суд первой инстанции установлено, что единственным основанием для проведения Филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" исследования на территории ГУП "Московский метрополитен" послужило поручение заместителя Управления Роспотребнадзора.
Указанное исследование было произведено на территории Предприятия-в пассажирских помещениях и прилегающей территории на станциях метро: "***" и "***", а также в Службе движения (СД), Электромеханической службе (ЭМС).
Все действия сотрудников Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" по исследованию на станциях метрополитена, службе движения (СД), электромеханической службе (ЭМС) были произведены на территории Предприятия без участия уполномоченных представителей ГУП "Московский метрополитен".
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 "Об утверждении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Согласно п.5. Положения, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:
5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: 5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;
Согласно пункту 9 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2005 N 569, государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации осуществляют в том числе специалисты территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Порядок проведения Роспотребнадзором проверок деятельности юридических лиц, по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу части 1, пункту 2 части 2 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа муниципального контроля, в котором указываются фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций.
Согласно пункту 26 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного Приказом Роспотребнадзора РФ от 16 июля 2012 года N 764 основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в Роспотребнадзор или его территориальный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В соответствии с пунктом 29 Административного регламента Содержание административного действия по изданию распоряжения (приказа) о проведении проверки заключается в совершении должностными лицами Роспотребнадзора следующих действий:
1) принятие решения о проведении проверки и форме ее проведения (документарная и (или) выездная);
2) оформление проекта распоряжения (приказа) о проведении проверки;
3) подписание распоряжения (приказа) о проведении проверки.
В силу пункта 30 Административного регламента принятие решения о проведении выездной проверки должно быть обосновано необходимостью осуществления отбора образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды, проведения их исследований, испытаний, измерений, а также проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда.
Из материалов дела установлено, что Управлением Роспотребнадзора по г. Москве в отношении ГУП "Московский Метрополитен" плановые и вне плановые проверки в юридически значимый период не производились, решения о проведении проверки и форме ее проведения (документарная и (или) выездная) не принимались.
Пунктом 52 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 определено, что содержание административного действия по отбору образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды заключается в совершении должностными лицами Роспотребнадзора в ходе выездной проверки действий по отбору образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды в целях проведения их исследований, испытаний, измерений в случае, если такая продукция, объект окружающей среды или производственной среды являются предметом проверки, и, исходя из содержания обращения (информации), послужившего(-ей) основанием для проведения проверки, повлекли или могли повлечь:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
2) причинение вреда жизни, здоровью граждан;
3) нарушение прав потребителей.
Анализ вышеперечисленного законодательства, позволяет сделать вывод, что административный орган вправе производить какие-либо проверочные действия на территории предприятия (промышленном комплексе) только в рамках Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764 и в соответствии с требованиями Федерального закона N 294-ФЗ.
В этой связи проведение исследований на территории станций ГУП "Московский Метрополитен", произведенные экспертами без участия уполномоченного должностного лица Предприятия, равно как и результаты экспертизы не могут быть признаны объективными, а указанные доказательства допустимыми доказательствами по делу.
Согласно разъяснениям п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст. 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
Учитывая вышеизложенное, прихожу к выводу о том, что экспертное заключение получено административным органом с нарушением закона, в связи с чем не может служить доказательством по данному делу об административном правонарушении.
По смыслу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, обжалуемые постановление должностного лица и решение суда по делу нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30. 9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление главного (заместителя главного) государственного санитарного врача по г. Москве N *** от 11 июня 2019 года, решение судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 10 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ в отношении ГУП "Московский метрополитен" отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи снедоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.