Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы генерального директора ООО "СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ" Артеменко С.В. на постановление N 2.3-109/19 старшего государственного инспектора отдела по надзору за объектами газораспределения, газопотребления и котлонадзора МТУ Ростехнадзора от 22.03.2019, на решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 30.08.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО "СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ", УСТАНОВИЛ:
04.03.2019 старшим государственным инспектором по надзору за объектами газораспределения, газопотребления и котлонадзора МТУ Ростехнадзора в отношении ООО "СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного инспектора отдела по надзору за объектами газораспределения, газопотребления и котлонадзора МТУ Ростехнадзора N 2.3-109/19 от 22.03.2019 ООО "СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Решением судьи Басманного районного суда г. Москвы от 30.08.2019 названное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ООО "СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, генеральный директор ООО "СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ" Артеменко С.В. ставит вопрос об отмене названных выше административных актов, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает на их незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами должностного лица административного органа и суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
Законный представитель ООО "СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ" надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, обеспечил явку защитника Войцикова С.В, который доводы жалобы поддержал.
Проверив представленные материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Войцикова С.В, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.
Административная ответственность по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, наступает за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного указанной нормой, является неисполнение в установленный срок законного предписания, принятого уполномоченным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности.
Правонарушение считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием.
Согласно ст. 9 Федерального закона N 116-ФЗ от 21 июля 1997 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Исходя из преамбулы вышеназванного Федерального закона N 116-ФЗ от 21 июля 1997 года, данный Закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
При этом, положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Несоблюдение вышеуказанных требований в области промышленной безопасности может повлечь возникновение угрозы или причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Согласно п.п. 5.3, 5.3.1.5, 5.3.8 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года N 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и другими видами деятельности; осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах; проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда при рассмотрении жалобы, на основании распоряжения МТУ Ростехнадзора от 04.02.2019 N 331-р 13.02.2019 проведена внеплановая документарная проверка юридического лица ООО "Системные решения" с целью контроля исполнения предписания от 31.10.2018 N 265/2.3, согласно п.1 и.2 которого ООО "Системные решения" предписано в срок до 04.02.2019 устранить нарушения, связанные с эксплуатацией опасных производственный объектов, без лицензии.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО "Системные решения" продолжало эксплуатировать опасный производственный объект - сеть газопотребления, расположенную по адресу: г. Москва, Новомосковский административный округ, поселение Внуковское, детский санаторий N 39, д. 1, б/н, стр. 7, находящуюся в эксплуатации ООО "Системные решения" в составе: внутренний газопровод высокого давления Ду=80 мм. (Р"0, 6 Мпа) до ГРУ, газовое оборудование ГРУ, газовое оборудование двух водогрейных котлов "Турботерм-400" с газовыми горелками WG-40N/1-A, газовое оборудование двух водогрейных котлов "Турботерм-800" с газовыми горелками G-5/1D без лицензии на право эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, чем нарушило ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п. 12 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ.
Действия ООО "СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ" квалифицированы административным органом по ч.11 ст.19.5 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы факт совершения ООО "СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ" указанного административного правонарушения и вина в его совершении подтверждаются совокупностью исследованных судьей доказательств, в том числе: распоряжением заместителя руководителя МТУ Ростехнадзора от 04.02.2019 N 331-р о проведении внеплановой документарной проверки ООО "Системные решения"; актом проверки от 13.02.2019 в отношении ООО "Системные решения"; предписанием МТУ Ростехнадзора N 32/2.3 от 13.02.2019, выданным ООО "Системные решения" об устранении нарушений сроком устранения 06.05.2019; протоколом об административном правонарушении N 5105/2.3, составленным в отношении ООО "Системные решения" 04.03.2019 по ч.11 ст.19.5 КоАП РФ; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Системные решения".
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом административного органа и судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия ООО "СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ" правильно квалифицированы по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, т.к. указанное юридическое лицо не выполнило в установленный срок законное предписание органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности.
Выводы должностного лица административного органа и судьи о виновности ООО "СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Исходя из диспозиции ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, является законность предписания, выданного органом государственного надзора, то есть оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства.
Исполнимость предписания является требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 КоАП РФ.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке; не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
В данном случае из материалов дела усматривается, что предписание N 265/2.3 от 31.10.2018 было вынесено уполномоченным должностным лицом Ростехнадзора, в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, в нем сформулированы конкретные действия, которые необходимо совершить исполнителю. В установленном законом порядке данное предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено, что свидетельствует о том, что общество согласилось с ним.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ООО "СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ" в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по выполнению в установленный срок выданного предписания N 265/2.3 от 31.10.2018, а также доказательства, свидетельствующие об отсутствии у названного лица реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, принятия всех направленных на предупреждение совершения административного правонарушения мер.
Юридическое лицо обязано осуществлять деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, вместе с тем заявитель не проявил той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при организации исполнения предписания и не принял все зависящие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Из материалов дела усматривается, что ООО "СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ" не предприняло надлежащих мер по исполнению выданного предписания, что свидетельствует о наличии вины ООО "СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ" в совершении вмененного ему правонарушения.
Представленные стороной защиты документы, в т.ч. заявление о продлении сроков исполнения предписания от 18.01.2019, ответ Ростехнадзора от 30.01.2019 на заявление, которым организации было отказано в продлении сроков исполнения предписания со ссылкой на отсутствие доказательств объективной невозможности исполнить требования административного органа в установленный срок, не могут являться доказательствами исполнения ООО "СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ" предписания N 265/2.3 от 31.10.2018, поскольку материалами дела доказательств принятия организацией исчерпывающих мер для получения лицензии не представлено.
Анализ содержания заявления о продлении сроков исполнения предписания позволяет сделать вывод о том, что все указанные в заявления обстоятельства, такие как невозможность ГКУ "Соцэнерго" передать здания, в которых находятся опасные производственные объекты в эксплуатацию ООО "СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ" виду отсутствия указания на них в контракте, а также отсутствие у ГКУ "Соцэнерго" полномочий на их передачу в пользование третьим лицам, не являются объективно препятствующими исполнению ООО "СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ" предписания от 16.01.2019 N 3/2.3. ООО "СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ" по контракту от 07.02.2018 приняло на себя обязательства по эксплуатации опасных производственных объектов, при условии лицензии на их эксплуатацию, при этом мер по получению такой лицензии длительное время не предпринимает.
Кроме того, исполнение предписания предполагает не только получение ООО "СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ" соответствующей лицензии, но возможность прекращения такой эксплуатации в случае отсутствия у организации такой лицензии.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный КоАП РФ должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
Принцип презумпции невиновности судьей районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу заявителя, материалы дела не содержат.
Административное наказание в виде штрафа назначено ООО "СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ" в пределах санкции ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, вида деятельности юридического лица, характера совершенного правонарушения, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности.
При этом, оснований, при которых юридическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, в соответствии с ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ может быть назначено административное наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, не усматривается. Исключительные обстоятельства для снижения назначенного ООО "СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ" административного наказания также отсутствуют.
Исключительных обстоятельств, которые могли бы повлиять на выводы суда о виде и размере назначенного заявителю наказания, не установлено.
Суд второй инстанции не усматривает каких-либо нарушений требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение решения судьи, либо состоявшегося по делу постановления должностного лица, в том числе, по доводам жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление N 2.3-109/19 старшего государственного инспектора отдела по надзору за объектами газораспределения, газопотребления и котлонадзора МТУ Ростехнадзора от 22.03.2019, решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 30.08.2019, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО "СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ" оставить без изменения, жалобы генерального директора ООО "СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ" Артеменко С.В. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.