Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Ахметшина Р.А. на постановление судьи Бабушкинского районного суда Москвы от 25.09.2019, которым Ахметшин Р.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей, УСТАНОВИЛ:
03.08.2019 инспектором ГИАЗ ОМВД России по району Северное Медведково г. Москвы в отношении Ахметшина Р.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Бабушкинский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, Ахметшин Р.А. ставит вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, а также в связи с неправильным определением судом обстоятельств дела и допущенными процессуальными нарушениями.
Ахметшин Р.А. и его защитник Бойков К.А. в суде доводы жалобы поддержали.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения Ахметшина Р.А. и его защитника Бойкова К.А, прихожу к следующим выводам.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В Федеральном законе о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в случаях и в сроки, установленные указанной статьей. Таким образом, данный Закон не допускает проведение публичного мероприятия без соответствующего уведомления органов исполнительной власти (за исключением одиночного пикета).
Согласно чч.1, 2 ст.2 Закона Москвы от 04.04.2007 N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подаётся его организатором в письменной форме непосредственно в орган исполнительной власти города Москвы, указанный в части 2 настоящей статьи, в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трёх дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днём (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырёх дней до дня его проведения (часть 1). Уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подаётся в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы (часть 2).
Как установлено районным судом, 03.08.2019, примерно в 16:15 Ахметшин Р.А, находясь по адресу: Москва, ул.Страстной бульвар, д. 14, в составе группы граждан в количестве около 10000 человек принимал участие в несогласованном с органами исполнительной власти Москвы публичном мероприятии, проходившем в форме митинга, выкрикивал лозунги тематического характера, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить противоправные действия не реагировал, в связи с чем был задержан сотрудниками полиции и доставлен в отдел полиции.
Действия Ахметшина Р.А. квалифицированы по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.
Рассмотрев дело судья районного суда указал, что факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и виновность Ахметшина Р.А. подтверждаются совокупностью представленных в дело доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, в т.ч. протоколом об административном правонарушении от 03.08.2019; протоколом об административном доставлении; рапортами и письменными объяснениями сотрудников полиции **** и другими доказательствами.
Вместе с тем, суд при рассмотрении дела не проверил в полном объеме доводы жалобы о нарушении должностным лицом административного органа процедуры привлечения Ахметшина Р.А. к административной ответственности, в частности, о нарушении процедуры его извещения на проведение процессуальных действий - внесение исправлений в протокол об административном правонарушении, а также о недопустимости в качестве доказательства по делу данного протокола. Суд второй инстанции, изучив данные доводы, находит их заслуживающими внимание.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При проверке дела об административном правонарушении по поступившей жалобе, установлено, что указанные требования закона судьей районного суда соблюдены не были.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела, Ахметшин Р.А. участвовал в составлении протокола об административном правонарушении 03.08.2019. Копия протокола ему была вручена под роспись.
04.08.2019 старшим инспектором ГИАЗ ОМВД России по району Северное Медведково вынесено определение об исправлении, внесенных в протокол об административном правонарушении сведений.
Данных о том, что указанные изменения вносились в присутствии Ахметшина Р.А, также как и о том, что Ахметшин Р.А. вызывался на проведение процессуального действия по внесению изменений в протокол об административном правонарушении, материалы дела не содержат.
Анализ материалов дела позволяет суду прийти к выводу о том, что Ахметшин Р.А. не был надлежащим образом извещен должностным лицом административного органа о времени и месте проведения процессуальных действия, связанных со внесением изменений в протокол об административном правонарушении, следовательно, указанный протокол нельзя признать допустимым доказательством.
Несоблюдение должностным лицом, требований ст.ст.24.1, 26.1 КоАП РФ является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену состоявшегося по делу постановления.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку вина Ахметшина Р.А. в совершении вмененного административного правонарушения установлена на недопустимых доказательствах - протоколе об административном правонарушении, что является существенным нарушением закона, постановление судьи районного суда подлежит отмене, так как оно не может быть признано законными и обоснованным, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановления о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Бабушкинского районного суда Москвы от 25.09.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении Ахметшина **** отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 декабря 2019 года город Москва
Судья Московского городского суда Мисюра С.Л, рассмотрев дело по жалобе Ахметшина Р.А. на постановление судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 25.09.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ:
Ахметшиным Р.А. заявлены ходатайства о вызове в судебное заседание лица, составившего протокол об административном правонарушении либо прокурора для поддержания обвинения, а так же о вызове в судебное заседание и допросе в качестве свидетелей сотрудников полиции, составивших служебные рапорты и письменные объяснения - Колотушкина С.Ф. и Николаева С.В.
Ахметшин Р.А. в судебном заседании заявленные ходатайства поддержал.
Согласно положениям ст. 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Рассмотрев ходатайства о вызове в судебное заседание сотрудников полиции, составивших рапорты, объяснения Колотушкина С.Ф. и Николаева С.В, считаю, что они не подлежат удовлетворению, так как совокупность представленных материалов является достаточной для проверки законности и обоснованности постановления судьи и доводов жалобы.
Сотрудники полиции Колотушкин С.Ф. и Николаев С.В. ранее опрошены об обстоятельствах выявленного ими правонарушения, предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Оснований для их повторного допроса не имеется.
Оснований для удовлетворения ходатайства об обеспечении присутствия прокурора или лица, составившего протокол об административном правонарушении по настоящему дела также не нахожу.
Статьей 6 Конвенции о защите прав и основных свобод, ст. 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом.
Из разъяснений п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Таким образом, требованиями КоАП РФ не предусмотрена необходимость обязательного участия в рассмотрении дела должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.
Полномочия прокурора в рамках производства по делу об административном правонарушении установлены ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ, поддержание государственного обвинения в указанный перечень не входит.
Руководствуясь ст. 29.12, 24.4 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
В удовлетворении заявленных Ахметшиным Р.А. ходатайств о вызове в судебное заседание в качестве свидетелей сотрудников полиции Колотушкина С.Ф. и Николаева С.В, о вызове в судебное заседание прокурора либо лица, составившего протокол об административном правонарушении для поддержания обвинения, отказать.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.